Нобелевские лауреаты придумали, как победить бедность. Как это поможет Украине?

  • 15 декабря, 10:45
  • 4431
  • 0

10 декабря в Стокгольме вручали у. Награду в области экономики получили сразу трое ученых: супружеская пара Эстер Дюфло и Майкл Кремер из Массачусетского технологического института, а также их коллега Абхиджит Банерджи из Гарвардского университета. 

Команда придумала, как снизить глобальный уровень бедности. Это дает надежду на лучшую жизнь в развивающихся странах. 

В чем заключается новая стратегия и почему она может быть полезна для Украины.

Общие выводы

За последние двадцать лет уровень жизни заметно улучшился едва ли не во всем мире. Даже в самых бедных странах показатель ВВП на душу населения вырос почти в два раза. Тем не менее, в нищете до сих пор живут более 700 миллионов человек. По данным Минсоцполитики, в Украине уровень бедности среди работающего населения в 2018 году составил 18%.

Лауреаты экономической «нобелевки» утверждают, что бедность — это не только дефицит материальных благ, но и целый клубок проблем, связанных, в первую очередь, с низким уровнем образования и медицины. 

Именно поэтому бороться с нищетой можно только комплексно, разделив глобальную цель на ряд локальных задач. И для каждой из них придется разработать отдельные методы решений, эффективность которых нужно доказывать на практике.

Прививка за чечевицу

Ежегодно около пяти миллионов детей во всем мире не доживают до 5 лет из-за болезней, которые можно было бы излечить благодаря грамотной врачебной помощи. Или и вовсе предотвратить с помощью прививок. 

Отказ от вакцинации приводит к тому, что от «детских» болезней, таких как корь, умирают и взрослые. За прошлый год корью заразились более 52 тыс. жителей Украины, из них 16 человек скончались. 

В странах третьего мира проблема с вакцинацией стоит еще острее. В отдельных округах индийского штата Реджистан, где работала Дюфло и ее коллеги, еще несколько лет назад были привиты не более 6% детей. И это несмотря на бесплатные вакцины.

Так как в регионе явно не хватает больниц и врачей, ученые предположили, что ситуацию могли бы улучшить мобильные медпункты. Чтобы проверить эту догадку, они организовали такие медпункты в случайно выбранных деревнях и стали отслеживать изменения. Оказалось, что таким образом уровень иммунизации можно повысить в среднем до 18%. 

Еще более впечатляющие результаты удалось получить в деревнях, где за каждого привитого ребенка родителям выдавали по мешочку чечевицы. С этой хитростью ученые добились почти невозможного — до 39% привитых детей.

Самое интересное, что в целом затраты на вакцинацию при этом снизились почти в два раза за счет увеличения количества привитых.

Удочка, а не рыба

Половина выпускников в мире покидают школы, не умея даже писать и считать. В первую очередь это касается беднейших стран, где школьники зачастую обделены не только новыми обучающими гаджетами, но даже бумажными учебниками и тетрадями. А иногда — даже едой.

Логично, что большинство гуманитарных программ сосредоточены на обеспечении школьников именно этими ресурсами. Однако ряд экспериментов, проведенных учеными в Кении и Индии, показал, что очевидные решения далеко не всегда оказываются самыми эффективными. 

Они выяснили, что главная беда школ в бедных странах — это прогулы… учителей. И ни бесплатные обеды, ни дополнительные учебники не помогают серьезно повысить успеваемость учеников, если их наставники отсутствуют на рабочем месте едва ли не половину рабочего времени.

Гораздо эффективнее оказалась система контроля учителей и назначение репетиров отстающим школьникам. Сейчас программы дополнительной подготовки успешно действуют в 100 тысячах индийских школ.

Отметим, что на протяжении каждого эксперимента ученые наблюдали за «контрольными группами» — соседними деревнями школами, в которых все оставалось по-старому. По словам Дюфло, это примерно тот же метод проверки эффективности, который традиционно используется при тестировании новых медицинских препаратов.

«Экономической науке в XXI веке предстоит пройти тот же путь, который в XX веке преодолела медицина. Это трудный путь проб и ошибок, дискуссий и экспериментов», —  считает исследовательница. И, возможно, некоторым хитростям нам можно поучиться у ученых.


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий

Последние статьи