11 друзей проджекта. Собираем команду мечты

  • 12 октября, 11:14
  • 2084
  • 1

Автор: Евгения Сафонова, PME, технический директор VIPRO 

Если задуматься, то положение проджект-менеджера зависимое. Ответственность за проект на нём, а проект делают другие ребята. Это нервирует.
В реестре рисков команда могла бы быть в первых строчках. Предположим, мы можем её выбирать или растить, если работаем одной командой над несколькими проектами. Кого бы мы позвали на ограбление века в свой проект?
Поговорим не о структуре команды или распределении ролей, а о личных качествах, на которые мы, как правило, не обращаем пристального внимания. Однако успех проекта зависит от них напрямую.

Не трать моё время

Время – священный грааль проджекта. Оно невосполнимо, это всегда дефицитный ресурс. Нормальный менеджер стремится тратить как можно меньше времени на то, чтобы добиться от человека нужного результата. Поэтому в команде мечты должны быть люди, которые могут делать свою работу быстро и могут сокращать время работы проджекта.
Делать свою работу быстро – это про компетентность, тут, в целом, всё понятно. Сокращать время – вот тут интересно.
Я, в роли проджекта, ставлю задачи исполнителям, и на постановку задачи и на контроль её выполнения я могу тратить разное время. Чем более абстрактную задачу может переварить исполнитель, тем он ценнее.
Задачи могут быть такие:
  1. У нас есть проблема, её надо решить.
  2. У нас есть проблема. Нужно проанализировать данные, найти причину и устранить ее.
  3. У нас есть проблема. Нужно проанализировать данные (данные взять вот отсюда). В массиве данных обращать внимание на вот эти параметры. Найти причину и устранить.
  4. У нас есть проблема. Нужно проанализировать данные (данные взять вот отсюда). В массиве данных обращать внимание на вот эти параметры. Для интерпретации данных воспользоваться вот этим гайдом. Посмотреть вот эти примеры, там решалась похожая проблема. Результат выполнения представить вот по такому шаблону.
Чем дальше, тем больше времени требуется на постановку задачи, тем дальше мы от мечты, тем выше риски в проекте.
Постановка задачи
Здесь следует отметить обратную сторону (вот это вот «Без ТЗ результат ХЗ»). Абстрактно поставленная задача предполагает ясную, чёткую цель, но не детализирует путь достижения этой цели. Т.е. все должны понимать, что мы грабим казино, а конкретно ты, Лайнус, должен украсть шифры от системы безопасности. Как ты это сделаешь – выбирай сам.

Все разные

Классно, когда мы на одной волне, понимаем друг друга с полуслова, смотрим в одну сторону, разделяем общие ценности. Классно, когда в команде такие как ты.
На самом деле нет. Это быстрый способ запороть проект. В команде должен быть дотошный, придирающийся ко всему скептик, мечтатель, работяга, любитель новинок, ретроград. Проджекту с такой командой работать сложнее, потому что нужен свой подход к каждому, возможны конфликты в команде и прочее (пригодятся те самые soft skills). Но пёстрая команда увидит больше потенциальных проблем, сформирует объёмное видение проекта, результат будет качественнее.
Подробнее про эту идею можно почитать, например, у Р.М.Белбина в двух его книгах «Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач» и «Типы ролей в командах менеджеров».

Все одинаковые

При том, что вокруг нас собрались такие разные личности, хорошо бы, чтобы команда разделяла общие ценности (то есть мы все одинаково понимаем, что есть добро и зло).
Для вновь созданной команды можно проговорить это на первых встречах и/или оформить письменно.
Там могут быть написаны очень разные вещи, от «Не создавай лишней работы коллегам» до «Логически не связанные участки кода отделяй пустыми строками».
Обсуждение общих ценностей в команде проекта
Зачем это нужно? Во-первых, общие ценности формируют чувство команды, значит, работать комфортнее. Во-вторых, зная правила, работать быстрее. А быстрее – это то, что нужно каждому проджекту.

Сказал – сделал

Очень важное свойство. Казалось бы, очевидное, но далеко не у каждого встречается. Если человек берёт задачу, он вернёт оговоренный результат в оговоренные сроки. Если возникнут трудности, то он сообщит о них как можно раньше.
До встречи с заказчиком 2 минуты 15 секунд
Сообщить о проблеме часто мешает страх. Мы живем в мире «успешных людей», а тут ты такой не справился. Задача проджекта – создать атмосферу поощрения осознанности. Т.е. за ошибки не ругаем, ругаем за замалчивание проблем.

Давайте сделаем лучше

Есть два типа людей. Один – «Этого не было в ТЗ», второй – «Вот эту фичу лучше сделать по-другому». Второй принесет проекту больше пользы (при условии, что он готов обсуждать решение, а не просто делает всё, что ему вздумается :) ).
С проактивными людьми вы получаете дополнительные инструменты контроля проекта, новые идеи, свежий взгляд на проблему. С учётом того, что мы собрали разные типажи (см. «Все разные»), мы получаем мощное оружие в борьбе с любыми трудностями.
Это было в ТЗ?
Если у вас есть команда, и вам кажется, что она недостаточно проактивна, не спешите с обвинениями, а сначала посмотрите, как вы ставите задачи. Формулировка должна содержать бизнес-логику, грубо говоря, исполнитель должен понимать, зачем он это делает.
Плохая задача: «разместить форму авторизации в правом верхнем углу страниц сайта».
Хорошая задача: «Мы создаем личный кабинет. С его помощью мы рассчитываем увеличить среднее количество заказов на покупателя. Оформляя заказ через личный кабинет, покупатель получает дополнительные бонусы. Нужно разместить форму авторизации в правом верхнем углу страницы».
В первом случае вы получите ровно то, что просили. Во втором вы можете получить что-то вроде «а давайте в форме напишем текст, объясняющий, чем покупателю полезен личный кабинет, чтобы повысить количество пользователей сервиса». Или даже что-нибудь, не связанное с задачей напрямую, типа «можно ещё в письме с заказом, сделанным без регистрации, добавить яркий блок про личный кабинет и бонусы». Ради такого стоит потратить лишнее время на объяснение сути задачи.

Так что же это за команда мечты?

Напрашивается очевидный вывод – любой проект можно сделать, если в команде зрелые, адекватные личности с общими ценностями. И менее очевидный – работать они с тобой будут, если ты сам не менее зрелый и адекватный. Так что смотреть надо в обоих направлениях.
Интересно, что если команда далека от мечты, проджект должен компенсировать это расстояние своими временем, знаниями, опытом. И чем больше это расстояние, тем больше забот у проджекта. Вот тут рождается pm-фольклор и все эти шуточки про седативные.



Теги: pm
1 комментарий
Сортировка:
Добавить комментарий
Brendokhil
Brendokhil 2020, 13 октября, 12:22
0

Программа мечты, это такое программное обеспечение которое заменяет всю команду.... И это реально, для того что бы заменить всю команду разработчиков нужно всего около  семи  программ. Это и есть Золотая пуля .