Автор: Andriy Logvin, СЕО Kasta
7 февраля 2022 года, Амазон увеличил базовую зарплатную ставку с 160к дол, до 350к. Выглядит ободряюще. Хочется ошибиться, но на самом деле это плохой знак. И вот почему.
Не многие знают, что система компенсации в Амазоне уже больше 10 лет выглядит следующим образом. Максимальная зп любого сотрудника, включая СЕО, составляла 160 000 дол, остальную разницу с рыночной зп компенсировали в акциях. Модель проста и гениальна. Она решала две задачи:
- Развивала чувство причастности сотрудника к общим результатам компании (ownership).
- Но что еще главнее, за минимальные деньги компания привлекала лучших талантов из рынка. Суть в том, что с 2012 года, стоимость акций сильно росла (около 20х за 10 лет, или минимум 15% в год), а значит, что зафиксировав стоимость акции сегодня, сотрудник знал, что получит рыночную зп, плюс премию при росте акций Амазона. Таким образом, конкуренты должны были всегда догонять или переплачивать за будущий рост.
Это очень крутая модель мотивации. Нужно сказать, что она не нова. Все уверенные в себе визионеры-предприниматели (Энди Гроув, Джобс, сегодня Маск) ставили себе зп в 1 доллар и привязывали свою мотивацию к будущему успеху. Потому что верили в него. Но ещё она очень рискованная. Потому, что если потенциальный кандидат не верит в будущий рост акций (или не дай бог верит в их падение), то выберет «синицу в руках». В нашем случае выберет рыночную зп в кеше сразу и компания его потеряет.
Так вот, возвращаясь к изменениям в Амазон. Что означает этот шаг? А означает он одно. Топ-менеджмент не верит в дальнейший в 15ти процентный устойчивый рост акций и чтоб избежать оттока персонала, повышает более, чем в два раза макс потолок в зп. И это очень плохой знак. Потому что, как сказал Генри Форд: «Когда ты думаешь, что сможешь и когда думаешь, что не сможешь — ты прав в обоих случаях». Другими словами топ менеджмент, не верит в рост и прогнозирует застой, объясняя себе, что выше прыгнуть уже нельзя.
Мне очень симпатичен Амазон. В своё время, я прочитал все письма Безоса к акционерам (что кмк является пошаговой инструкцией в создании успешного е-кома) и наверное все книги, о его создании. Но я должен сказать, что с момента ухода из компании Джеффа, а если ещё честнее, то с момента его увлечения созданием новой семьи:) Амазон уже не тот. С 2010 по 2017й компания, хоть и не была супер прибыльной (точнее большую часть времени была убыточной), она удивляла масштабом мысли и смелостью инноваций. Я не буду перечислять все идеи, но компания переизобретала себя несколько раз, открывая все новые горизонты. С момента ухода Стива Джобса в 2011м, Безос претендовал на главного инноватора планеты Земля. Но вот с 2017го я не могу назвать ни одной прорывной идеи, которую можно назвать инноваций. На смену предпринимательству пришла Оптимизация. В отчетах больше цифр и меньше визии.
Всю свою длинную карьеру СЕО Амазона, Джефф Безос повторял одну и туже же фразу, чем больше мы работаем, тем чётче видим, что все это только начало. It’s just Day 1. Когда, на одном из Таунхоллов, его спросили, когда придёт Day 2, он сказал, что День Два это когда уйдут масштабные идеи и большие рискованные ставки. Придет Оптимизация и начнется застой, за ним падение и потом смерть. Это будет не сразу. Доля рынка и масштаб компании, уже такой, что по инерции она ещё может двигаться десятилетия. И может быть станет Хорошей компанией. Но Великой уже нет.
0 комментариев
Добавить комментарий