К концу года у нас в команде будет 15–18% джунов. Зачем IT-компаниям нанимать специалистов без опыта

  • 16 ноября, 11:41
  • 2189
  • 0

Мы привыкли, что стажировка – это в первую очередь возможность для молодого специалиста начать карьерный путь, учиться и развиваться. Но мы в Levi9 уверены, что это еще и возможность для компании сделать свой вклад в IT-рынок и поделиться новыми решениями. Обучая, мы обучаемся сами – главный принцип, благодаря которому сегодня развивается сфера IТ.

Начинающие специалисты – катализаторы изменений IT-рынка

По данным BRDO, в прошлом году сервисный IT-рынок вырос на 20% по сравнению с 2019 годом. Также, согласно исследованиям, количество инженеров в Украине каждый год растет примерно на 18%. В среднем открывается около 50 тысяч новых IT-вакансий. Рост таких показателей очень связан с появлением молодых инженеров в бизнесе: новые специалисты – это новые идеи, а новые идеи – это потенциал для сферы IT в целом.

У нас в Levi9 достаточно много инженеров уровня мидл и сеньор. Джуниор-специалистов гораздо меньше, но в последнее время эта цифра растет. Если в 2019 году 8% сотрудников в компании составляли джуны, то сегодня их количество выросло до 12%. Прогнозируем, что такая тенденция продолжится и по всему рынку, а к концу 2021 года количество джунов в компании возрастет до 15–18%.

Учитывая статистику, у IT-компаний есть три варианта поиска новых сотрудников:

  1. Нанять молодого специалиста без опыта. В среднем первая инвестиция компании в человека составляет примерно $6–7 тыс. Необходимые ресурсы зависят от стека, специфики проекта и многих факторов. При этом окупаемость такой инвестиции довольно длительная – минимум два года. Компании часто боятся нанимать молодых специалистов, ведь обученный джун может уйти, так и не успев стать полноценной частью команды. Специалисты с базовым набором знаний могут попасть на нашу программу стажировки. Мы сознательно не ставим высокие планки для начинающих специалистов, поскольку убеждены, что практическую часть можно наверстать. Рост количества джуниор-специалистов в нашей команде связан с внутренними возможностями компании быстро их обучать для устойчивой позиции на проектах и роста в позиции мидл+.
  2. Переучить свитчер. Это сделать дешевле, чем обучить совсем неопытного инженера. Скорее всего, у такого человека уже есть определенный базис. Для его адаптации потребуется меньше времени и ресурсов, чем для человека совсем без опыта. В основном переобучение проходит в формате один на один. В течение трех месяцев свитчер осваивает новую роль, после чего либо попадает на бенч (ожидает подходящего проекта), либо идет работать на проект. У нас был опыт, когда переучивали целую команду. Это было связано с тем, что проект, с которым она работала, перестал быть релевантным. Компания дала инженерам возможность переобучиться в новый стек и приступить к работе с новым проектом.

  1. Нанять готового специалиста с рынка. Такая операция требует больших финансов и времени. Если посчитать все затраты на наем специалиста с солидным опытом, то напрашивается вывод: сделать это сейчас дороже, чем взять «нулевого» человека и обучить его.

В зависимости от запроса и ситуации компании выбирают для себя более комфортный метод поиска новых сотрудников. При этом IT-рынок растет и развивается благодаря органическому росту инженеров разных уровней. Мы точно поддерживаем такую стратегию.

Преимущество не только для стажера, но и для компании

Стажировка в средней IT-компании позволяет начинающему инженеру выбрать вектор своего развития. К сожалению, молодые специалисты часто не знают, на чем сфокусироваться на старте своей карьеры.

Главный плюс стажировки – персонализация. Например, мы не используем традиционный для крупных компаний подход, когда на одну волну набирают сотни стажеров с расчетом в дальнейшем отсеять 30%. Наша задача – еще на старте отобрать лучшие кандидатуры с базовым теоретическим уровнем, продолжить с ними продуктивную работу и забрать в свои проекты.

За счет меньшего масштаба компания не теряет качество, а, наоборот, во время стажировки может персонализировать форматы, задачи и решения.

Первая (и главная) задача IT-компании – гарантировать стажеру качественный практический опыт. Вторая – прокачать личностные навыки, сделать акцент на тех, которые понадобятся молодому специалисту в работе.

Например, помимо технических навыков нужно обращать внимание на умение построить доверительные отношения с клиентами. Коммуникабельность и навыки общения позволяют избежать многих ошибок на первых этапах работы молодого инженера с клиентом.

Стажировка – полезный этап в карьерном развитии любого специалиста. Она дает возможность лучше понять специфику, сфокусироваться на интересующей сфере, получать повышения и углублять экспертизу.

В нашей практике это подтверждает пример JavaScript-разработчика Константина Синишина. В 2018 году он пришел в компанию на программу менторства в качестве трейни. За время работы он успел поработать в нескольких командах над разными проектами, набраться опыта и вырасти до сеньор-специалиста.

Сейчас он преподает и менторит других стажеров, которые только начинают свой путь в IT. Как человек, который на своем опыте прошел стажировку, он знает все особенности взаимодействия с новичками.

Инструменты, которые способствуют развитию молодых специалистов

Стажировка – это возможность стать частью команды IT-компании и пройти с ней общий путь. Мы постоянно создаем новые инициативы, которые дают возможность инженерам, в том числе начинающим, самореализоваться. Например, внутренние проекты для специалистов помогают им освоить новые навыки или прокачать уже существующие.

Еще один инструмент для развития начинающих инженеров – менторство. Традиционно программа менторства в Levi9 длится три месяца. У каждого ментора есть два менти. Это позволяет сохранить индивидуальность: создать персональный план для каждого человека и подстроить запросы под него. После окончания трех месяцев менторства молодой специалист либо попадает на бенч, либо сразу присоединяется к клиентскому проекту.

Не так давно система менторства переросла в Junior Academy. Ее запуск планируется в ноябре этого года. Благодаря этой инициативе наша компания сможет поделиться знаниями с рынком и сделать вклад в развитие начинающих инженеров. Участники Junior Academy в течение четырех месяцев будут обучаться по программе Frontend Boost. Принять участие смогут 40 человек – мы планируем сразу отбирать близких по ценностям стажеров, чтобы пригласить в проект всех молодых инженеров.

Что в итоге получает рынок 

Стажировка в средней IT-компании дает рынку много преимуществ. В первую очередь она способствует дальнейшему росту и развитию IT-специалистов. Опыт, который они получают, и положительная характеристика помогают им найти подходящую работу в сфере IT.

К концу года у нас в команде будет 15–18% джунов. Зачем IT-компаниям нанимать специалистов без опыта

Важно отметить, что стажировка – это плюс не только для молодого инженера. Компании, которые не делают или не начнут делать вклад в обучение молодых IT-специалистов, сильно проиграют. Сеньор-специалистам важно не только получать знания, но и делиться ими. Это помогает создавать новые идеи и форматы.

В Levi9 мы предлагаем сеньор-разработчикам участвовать в конференциях, писать доклады, выступать в роли ментора. Это другое направление, которое позволяет им развиваться. Модель, когда компания говорит, что ей не нужны новички в профессии, проиграет тем, кто привлекает новые идеи.

Обучая, мы обучаемся сами – глобальный тренд, к которому стоит стремиться всем IT-компаниям, чтобы положительно повлиять на рынок разработки.


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий