Всем привет! Меня зовут Анна Шамрай, я сотрудничаю с компанией ЕРАМ в роли бизнес-аналитика. В этом материале я собрала свод практических рекомендаций для тех, кто делает первые шаги в этой профессии. Все они – плоды моего опыта на прежних местах работы. Надеюсь, уроки, которые я вынесла, и выводы, которые сделала, помогут Junior BA избежать досадных ошибок и лишних стрессов в своем деле.
Конечно, все, что я опишу ниже, может показаться очевидным для ВА уровня Senior и выше. Однако мой текст – для начинающих бизнес-аналитиков. Спрос на эту специальность на рынке сейчас высокий. Сответственно, количество новичков растет. Итак, пять советов тем, кто стартует карьеру в сфере бизнес-анализа.
Совет №1: Будьте единственным владельцем своих артефактов (user stories, диаграмм и пр.)
Если на проекте работает несколько бизнес-аналитиков, с самого начала обозначьте, что только вы можете вносить правки в свои сториз или тикеты. В противном случае в ваших документах коллеги-ВА могут "навести порядок" на свое усмотрение. Вы не поймете правки, а они могут забыть, что имели в виду. Четко расставленные точки над "і" уберегут вас от неприятных сюрпризов и заминок в обсуждениях с инженерами или клиентом. Еще и также сэкономят много времени: не придется искать в почте автоматические уведомления из Jira или пытаться разобраться в изменениях каким-то еще способом.
Отсюда вывод: всегда четко проговаривайте со своими коллегами, что только вы можете что-либо менять или добавлять в свои документы и артефакты. Попросите писать вам напрямую, если они заметят неточности или поле для улучшений. Вы собственноручно внесете предложенные изменения.
Совет №2: Не бойтесь обсуждать задачи, которые ставят более опытные члены команды
Принято думать, что если человек выше по должности или имеет больше опыта, он всегда прав. Часто так и есть. Однако бывают исключения. Даже самый сильный специалист может ошибаться из-за банального человеческого фактора: невнимательности, усталости, других дел... Если сомневаетесь в корректности поставленной перед вами задачи, задайте несколько уточняющих вопросов. В итоге или ваш лид увидит алогичность, или вы сами лучше поймете, что и зачем должны сделать.
Отсюда вывод: анализируйте то, что вас просят сделать. Если считаете, что задача поставлена некорректно, не бойтесь высказать свое мнение и обсудить вопрос. Это полезно для вашего развития и может уберечь от ошибок проект.
Совет №3: Сообщайте координатору, если на проекте возникают сложности
На одном из прошлых мест работы мне довелось ощутить, каково это, когда лид команды перекладывает ответственность за свои действия на подчиненных и при этом не слышит их предложений по улучшению работы. Вообще, на том проекте были большие сложности с коммуникацией внутри команды и с клиентом. Одним словом, опыт – не из приятных.
Несмотря на все сложности, во время регулярных личных встреч с координатором проекта я молчала. На его вопрос «Все ли хорошо с работой?» отвечала утвердительно. Подумала в тот момент, что неправильно жаловаться. Предпочла не говорить негативные вещи за спиной у коллег: мол, надо просто потерпеть, возможно, ситуация изменится. Это было неправильно.
Отсюда вывод: Если вы испытываете объективные сложности с работой на проекте, не бойтесь сообщить об этом координатору. Аргументируйте, перечисляйте реальные факты и никто не посчитает, что вы просто жалуетесь. Наоборот: в таком случае коллеги помогут преодолеть сложности. Ситуация может измениться к лучшему, если вы перестанете молчать.
Совет №4: Постоянно совершенствуйте свой английский
На проектах в ЕРАМ и многих других компаниях работают распределенные команды из разных стран. Клиенты же – часто находятся в Европе, Великобритании, Соединенных Штатах... Английский – универсальный язык общения в IT-сфере и недаром здесь часто говорят, что новую технологию или подход можно изучить за несколько месяцев, а вот с иностранным языком это не срабатывает. Практически все встречи, обсуждения, проектная документация – на английском. Чтобы четко понимать заказчика и собирать полные и корректные требования для команды, бизнес-аналитику необходимо хорошо знать язык, на котором он говорит.
Отсюда вывод: так как большинство клиентов обычно англоязычные, учите и постоянно совершенствуйте уровень своего английского. Обогащайте свой словарный запас, ведь от этого напрямую будет зависеть то, насколько качественно вы сможете выполнять свою работу.
Совет №5: Оставайтесь спокойными и не конфликтуйте
Как вы поняли, до прихода в ЕРАМ мне довелось побывать на разных проектах и опыт не всегда был удачным. Но полезным – наверняка! Сейчас я понимаю, что не всегда поступала верно. Но рада, что не конфликтовала с клиентом и в большинстве случаев находила общий язык с командой.
Мое главное правило – оставаться спокойной даже в непростых ситуациях и помнить завет царя Соломона: «Все пройдет, пройдет и это». Жизнь длиннее самого сложного проекта.
Отсюда вывод: Keep Calm!
Сейчас мне повезло оказаться на очень хорошем проекте с отлично выстроенными процессами и прекрасной командой. Предыдущий опыт не прошел впустую: я сделала выводы, которые помогают реагировать адекватно и мудро в непростых ситуациях. Надеюсь, мои советы были полезны и вам.
Напоследок – несколько книг, которые должен прочитать каждый BA:
- “Software requirements” by Karl Wiegers
- “Business Analysis for Practitioners: A Practice Guide”
- “Scrum: The Art of Doing Twice the Work in Half the Time” by Jeff Sutherland
И немного вариантов, где начинающим специалистам пройти комплексные тренинги по ВА-компетенциям:
- EPAM University (free!)
- Web Academy
- Laba
- E5
- SkillsUp
Желаю успехов!
0 комментариев
Добавить комментарий