Минцифры: «В Украине можно будет легально рассчитываться криптовалютами»

  • 16 августа, 05:12
  • 3957
  • 0

Украина готовится узаконить криптоактивы и виртуальную гривну. Соответствующий законопроект уже готовится в парламенте ко второму чтению. Какие налоги нужно будет платить по операциям с криптоактивами, будут ли сливать криптобиржи информацию о своих украинских клиентах, когда правоохранители перестанут устраивать «маски-шоу» майнерам, — об этом и многом другом рассказал замминистра цифровой трансформации по вопросам развития IT Александр Борняков.

В Верховной Раде рассмотрения во втором чтении ожидает законопроект «О виртуальных активах», который должен установить правила использования криптовалют и обязать криптобиржи получать разрешение на работу в Украине.

Как будут работать криптобиржи в Украине

К принятию во втором чтении готовится законопроект О виртуальных активах. Что он изменит для владельцев криптоактивов?

Владельцы криптовалют получат ряд преимуществ. Благодаря тому, что появится законодательное регулирование этой сферы, они, как минимум, смогут защитить свое состояние в виртуальных активах, если что-то случится.

Также они смогут легально обменять криптоактивы, задекларировать их. Этот процесс будет абсолютно «белым». Кроме этого, мы ожидаем, что появится целый рынок посреднических услуг для оплаты товаров криптоактивами, их хранения, обмена. Это расширит возможности их использования.

Новый закон позволит сделать ВА абсолютно легальным и привычным явлением для властей и общества.

Вы сказали, что закон позволит усилить защиту владельцев криптоактивов. Вот реальная история: недавно СМИ сообщили об исчезновении нескольких крупных криптобирж за рубежом. Если, к примеру, перестанет работать криптобиржа, на которой я держу свой кошелек, как я смогу защитить свои права?

Сразу отмечу, что случаи мошенничества встречаются и в классической экономике с фиатными деньгами, поэтому не стоит думать, что такие ситуации — это проблема исключительно виртуальных активов.

Если же говорить о приведенных вами примерах, то в первую очередь все будет зависеть от того, в какой стране зарегистрирована криптобиржа. Если, например, в Турции или Китае, то и обращаться нужно к тому государству, которое предоставляло лицензию.

Гарантии для украинских покупателей криптовалюты повысятся благодаря тому, что определенные криптобиржи будут получать разрешение на работу именно в Украине. Согласно им мы и будем их проверять и следить за тем, чтобы они работали добросовестно.

Большинство криптобирж зарегистрированы за рубежом. Нужно будет им, когда закон заработает, получать украинскую лицензию для работы с резидентами Украины?

Им нужно будет получить не лицензию, а разрешение на работу в Украине. Это процедура более простая, чем лицензирование. Условия получения разрешения не будут сложными, регистрировать юридическое лицо в Украине не придется. Главное — доказать, что есть необходимый размер капитала, а среди учредителей нет лиц из санкционных списков.

То есть ничего дополнительного компаниям делать не придется, нужно будет лишь подать данные для получения разрешения. Мы понимаем, что бизнес с виртуальными активами глобальный, а потому, если мы поставим условия регистрации в Украине, то криптобиржи просто не будут заходить в нашу страну. Условия получения разрешения, в том числе и для нерезидентов, четко определены в тексте законопроекта.

Какие именно данные о криптобирже вы будете проверять?

При предоставлении разрешения мы будем проверять документы о создании компании и ее уставный капитал. Поэтому по результатам проверки можно будет определить, не является ли компания «пустышкой». Кроме этого, Минцифры является субъектом финмониторинга, поэтому, чтобы компания получила разрешение или продлила его, мы создадим определенные процедуры в этом ключе.

С точки зрения клиента, если он будет видеть, что у компании есть разрешение на работу в Украине, это будет подтверждением ее прозрачной структуры собственности, что в ней нет людей со шлейфом мошенничества. Также клиент сможет сделать вывод, что компания должна придерживаться определенных процедур при обмене криптовалют. Другими словами, компания предварительно уже прошла определенную проверку.

В какой-то степени это разрешение на осуществление деятельности будет похоже на банковскую лицензию, хотя, конечно, наш надзор будет менее строгим, чем в НБУ.

Конечно, мы не можем гарантировать, что завтра владельцы криптобиржи не «сойдут с ума» и не начнут работать с нарушениями. Но по крайней мере пользователи будут знать, что претензии можно предъявлять к конкретным лицам, которые должны отвечать за содеянное.

Если возникнут определенные проблемы в работе биржи, у которой есть разрешение на работу в Украине, смогут ли ее клиенты жаловаться украинскому регулятору?

Да. В законопроекте прямо эта процедура не прописана, но она должна быть более детально урегулирована на уровне подзаконных актов. Например, можно будет подавать жалобы в онлайн-режиме, чтобы мы оперативно могли увидеть, что что-то не так.

Что произойдет, если криптобиржа, которая обслуживает украинцев, не получит разрешения на работу в нашей стране?

На начальном этапе регулирования рынка мы не сможем проверить каждую компанию, предоставляет ли она услуги украинцам. Это трудно сделать чисто технически. Поэтому, в первую очередь, получение таких разрешений будет зависеть от самих компаний. Мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы предупредить о законодательных изменениях и необходимости получить разрешение.

Мы сотрудничаем с международными финансовыми учреждениями, которые борются с отмыванием средств, полученных преступным путем. Поэтому со временем, возможно, будет налажена совместная работа мировых регуляторов, направленная на обмен такой информацией.

Особенности контроля за криптовалютами

Будет ли требование обязательной верификации клиентов на криптобиржах?

Да. Но это не наше ноу-хау, а международные требования. Крупные компании, имеющие значительную долю рынка, сами не хотят быть частью «серой зоны». Им выгоднее работать полностью открыто.

Такие компании, как например Coinbase, работают полностью в правовом поле и придерживаются всех требований регуляторов, благодаря этому мы можем увидеть как растет капитализация этой компании.

Компании, которые не хотят вводить такие изменения, еще несколько лет, может чуть меньше или больше, смогут работать так. Но рынок все равно идет к тому, чтобы стать более открытым и цивилизованным.

FATF и другие организации, которые борются с отмыванием денег, очень быстро продвигаются к прозрачности и контролю за виртуальными активами. Сейчас мы должны придерживаться международных рекомендаций в этой сфере, но я не сказал бы, что они избыточны или неоправданные. Если же не соблюдать международные стандарты, то есть большая вероятность, что криптовалюты будут использоваться для отмывания средств.

Виртуальные активы — это будущее и для Украины, и для мира. Через 10−15 лет некоторые страны могут полностью отказаться от бумажных денег. Однако если виртуальные активы будут инструментом «черного рынка», отмывания денег, то они не смогут быть мейнстрим-технологией. Поэтому есть тренд на перевод всех операций с криптовалютами к прозрачным стандартам.

В то же время, мы не хотим мешать развитию этой новой индустрии чрезмерным регулированием. И такая же логика у международных контролирующих организаций.

Сейчас предполагается, что на рынке будет три регулятора: Минцифры, НБУ и НКЦБФР. Как будете делить полномочия?

Первоначально замечу, что законопроект «О виртуальных активах» предусматривает создание нового регулятора — Национальной службы по регулированию обращения виртуальных активов (НСВА), в компетенцию которой будет входить выдача разрешений криптокомпаниям на ведение соответствующей деятельности на территории Украины. Это будет полностью самостоятельный государственный орган.

Учитывая то, что рынок виртуальных активов и модели работы участников этой индустрии довольно гибкие и динамичные, мы считаем, что такой подход лучше будет учитывать эту особенность.

В тексте профильного законопроекта предлагается классифицировать виртуальные активы на необеспеченные и обеспеченные. Из последних выделить финансовые виртуальные активы.

В отдельных случаях, в зависимости от объекта обеспечения виртуальных активов, возможно регулирование таких виртуальных активов другими органами, среди которых, конечно, есть и НБУ, и НКЦБФР.

Поэтому виртуальные активы, обеспеченные валютными ценностями, так называемые «стейблкоины», эмитированные резидентами, — будут подпадать под регулирование Нацбанка. Виртуальные активы обеспечены финансовыми деривативами или ценными бумагами — будут принадлежать к зоне ответственности Нацкомиссии по ценным бумагам.

Какие налоги будут платить владельцы криптовалют

Как планируете облагать доходы, полученные от работы с криптовалютами?

Сейчас продолжается работа над текстом законопроекта относительно изменений в Налоговый кодекс. В Верховную Раду планируем подать его в сентябре. Во-первых, мы хотим четко установить, что операции с виртуальными активами не облагаются НДС. Кроме этого, мы хотим, чтобы налоги с доходов от операций с криптоактивами взимались с разницы между их стоимостью покупки и продажи. Сейчас облагается вся сумма продажи актива и, к тому же, по ставке 19,5% для физических лиц.

Мы предлагаем, чтобы ставка такого налога составляла всего 5%. Однако пока наши идеи остаются на уровне предложений, которые мы обсуждаем с Министерством финансов и налоговым комитетом Верховной Рады. Возможно, в финальной версии закона ставка будет выше, возможно, будет установлена прогрессивная шкала налогообложения. Сейчас об этом еще трудно говорить.

Правильно ли я понимаю, что облагаться инвестиционные доходы от торговли криптовалютой будут подобно тому, как по результатам торговли на фондовом рынке? Например, один актив инвестор продал с прибылью, другой с убытками, считается итоговый результат торговли и с него платятся налоги.

Именно так и планируется.

Как можно будет доказать эти доходы? Например, брокер выдает выписку о торговых операциях. Что будет на рынке виртуальных активов?

Надо понимать техническую составляющую криптовалют. Все транзакции по ним публичные. Достаточно показать кошелек и любой контролирующий орган сможет проверить, сколько человек заработал. Это будет не сложно.

Мы думаем, что принцип будет следующим: лицо будет декларировать свои доходы, а если у налоговой будут вопросы, ей нужно будет предоставить кошелек для проверки.

О возможности рассчитываться криптовалютами

Некоторые магазины и рестораны рекламируют возможность рассчитываться криптовалютами. Каким образом сейчас регулируются такие операции? Что изменится после принятия закона?

В нашем законопроекте четко прописано, что криптовалюты не являются средством платежа, однако допустимы операции эквайринга. Сегодня законодательство в Украине так же не позволяет рассчитываться долларами, но долларовой картой можно спокойно оплачивать покупки. При оплате происходит мгновенная конвертация валют.

Законопроект «О виртуальных активах» предполагает, что компании смогут предоставлять услуги для таких конвертаций. Поэтому в Украине вполне легально можно будет рассчитываться криптовалютами, но через посредника.

Фактически остается тот же принцип, что и сейчас.

Абсолютно верно.

Сейчас возможность расчета криптовалютой — это скорее рекламная акция конкретного магазина. Если такие расчеты станут массовыми, в чем будут их преимущества?

Самое важное, что с увеличением количества людей, которые рассчитываются криптовалютой, увеличением объема операций, будет снижаться стоимость транзакций.

Конечно, какая-то комиссия будет оставаться, но, скорее всего, она будет меньше, чем сейчас при расчете банковскими картами. Я ожидаю, что комиссии составят меньше, чем 1%.

Национальный банк работает над внедрением е-гривны. Как ее можно будет использовать?

Мне нравится, что Нацбанк идет путем внедрения е-гривны. Преимуществ от ее внедрения будет много. В первую очередь — это упрощение денежных переводов. Не так давно было опубликовано исследование, согласно которому люди хотят перемен в системе p2p-транзакций. Это интересует людей, поскольку отправляя деньги друг другу, они видят сколько платят за переводы.

Е-гривна создаст возможность использования смарт-контрактов. Например, если государство делает социальные выплаты фиатными деньгами, оно не может проконтролировать, как тратятся эти средства. В случае же с цифровой валютой можно давать деньги на конкретные цели. Например, на оплату коммунальных платежей, если речь о субсидии, или на покупку детских товаров и т. п.

Кроме этого, е-гривна позволит НБУ лучше следить за эмиссией. Если эмитировали определенный объем е-гривны, будет понятно, как она оборачивается в экономике. Так же и журналисты смогут следить за государственными расходами. Сейчас вы не можете увидеть, куда пошла напечатанная гривна, а с е-гривной контроль за этим упростится. Всегда можно зайти на блокчейн, посмотреть, какой банк получил средства, куда дальше они были переведены.

Когда по вашему мнению можно ожидать внедрения е-гривны?

Мне трудно это комментировать. Это вопрос к Нацбанку. Мы иногда приобщаемся к этому процессу, когда НБУ требует консультаций или экспертизы. Но сроки я не могу назвать.

Нужно ли контролировать майнинг

Часто появляются сообщения об остановке правоохранителями работы криптоферм. Как нынешнее законодательство регулирует их работу и как их работа должна регулироваться?

В своем законопроекте мы этот вопрос никак не затрагивали, потому что считаем, что это вполне легальная деятельность уже сейчас и в дополнительном регулировании не нуждается. Мне кажется, что правоохранители, которые занимаются приостановлением майнингового бизнеса или изъятием оборудования, по большому счету не правы. Мы не видим в майнинге чего-то противозаконного.

Когда мы думали над тем, нужно ли прописывать определенное регулирование этой сферы, то не увидели необходимости писать, что можно «легально производить вычисления». Нецелесообразно запрещать человеку работать за своим компьютером и делать вычислительные операции.

Есть другой аспект, который наш закон регулирует. Конечный результат майнинга — это криптовалюта. Но если нет регуляторной базы для криптовалюты, нет определения, что это такое с точки зрения бухгалтерского учета, нет такого понятия в гражданском кодексе — невозможно поставить криптовалюту на баланс.

Наш законопроект решает эту проблему. После введения в действие нового закона, к компаниям, занимающимся майнингом, вообще не должно быть вопросов.

И правоохранители не будут беспокоить?

Возможно еще придется работать с правоохранителями, чтобы они поняли легальность криптобизнеса. Сейчас проверки, которые проводят силовики, — это часто откровенная манипуляция. Фактически заставляя компании «договариваться».

Вместе с тем следует признать, что есть случаи, когда создается майнинг-ферма без всякого договора на потребление электроэнергии, или она размещается в жилом доме и использует бытовой тариф. В таких случаях действительно есть нарушения.

Перспективы развития крипторынка в Украине и мире

Минцифры планирует токенизировать активы реального сектора. Что это за процедура и в чем ее практическое значение?

Речь идет о том, что наш законопроект открывает возможности для токенизации активов из реального сектора экономики. Наш законопроект лишь определяет, что такую токенизацию можно делать.

Токенизация активов в целом похожа на выпуск акций. Акция — это инструмент, который позволяет разделить некий единый актив на части между различными собственниками. Токенизация фактически делает то же самое, но более функционально, чем традиционные инструменты. Это может быть отдельный пласт применений токенизации активов в реальном мире, как, например, недвижимость или корпоративные отношения.

Благодаря токенизации можно увидеть историю всех транзакций, можно создать смарт-контракт, прописав, например, в каком случае меняется владелец токена. Это автоматизация совсем другого порядка.

Пока Украина развивает рынок криптовалют, некоторые страны ограничивают их использование. Какое, по вашему мнению, будущее криптовалют в мире?

Когда государства и их национальные валюты слабые, виртуальные активы могут даже полностью заменить местные валюты. Поэтому такие государства будут пытаться уберечь себя от такой перспективы.

Если же страны большие, их валюты используются на международном уровне, то криптовалюта не смогут подвинуть национальные денежные единицы. Поэтому, не имея этого страха, большие государства скорее будут развивать криптовалютный рынок, вводить возможности расчетов криптовалютами, банки в них будут открывать счета. Маленькие и средние страны тоже никуда не денутся и будут догонять большие, но все же отстанут от них.

Одним из общих трендов будет усиление прозрачности транзакций. Будет устанавливаться контроль за теми, кто переводит средства, как проходит перевод. Евросоюз уже работает над деанонимизацией криптовалютних кошельков.

То есть криптовалюта может, наоборот, стать инструментом большего контроля за транзакциями?

В начале криптовалюта массово использовалась криминальными элементами. Однако этот тренд уже снижается. Криминал понял, что все транзакции в блокчейне остаются навсегда. Если окажется, что кошелек принадлежал определенному лицу, правоохранители смогут собрать всю информацию, какие операции через него проходили. Даже если после этих операций кошелек был неактивен несколько лет.

Существует общее мнение, что криптовалюта — это анонимность. Но это не так. Уже сейчас искусственный интеллект, проанализировав транзакции и собрав данные о личности, может предоставить доказательства в пользу того, что именно этот человек проводил данные операции.

В декларациях украинских чиновников часто можно увидеть биткоины. Считается, что это элемент сокрытия доходов, ведь невозможно проверить, когда была приобретена криптовалюта. Исходя из ваших слов, такие действия не имеют смысла.

Абсолютно. НАЗК внесла свои предложения к нашему законопроекту и после того, как они будут проголосованы, контроль будет простым: если в декларации указаны криптоактивы, НАЗК имеет право их проверить. Как только человек предоставит свой кошелек, можно будет узнать, когда были приобретены активы и вообще были ли они когда-нибудь на этом счете.


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий

IT Новости

Смотреть все