Автор: Иван Лясковский, ІТ юрист в Legal IT Group
Оффер от большой IT-компании – заветное желание многих разработчиков. Однако, вместе с оффером в жизнь разработчика приходит контракт с IT-компанией: зачастую, это написанный юридическим языком документ, в котором много страниц и непонятных условий.
IT-контракты – это просто, если понимать, на что нужно обращать внимание. Предлагаем вам рассмотреть базовый чек-лист разработчика для контракта с IT-компанией.
1. Оплата услуг
Жестокие реалии капитализма диктуют свои условия жизни. Поэтому, получив контракт от IT-компании, первым делом открывайте и читайте раздел об оплате услуг.
Прежде всего, обратите внимание или правильно в контракте отобразили стоимость услуг. Например, вы договаривались, что вы будете получать фиксированную сумму раз в месяц, а в договоре указана почасовая оплата услуг, или размер фиксированной суммы меньше чем тот, о котором вы договаривались.
Еще одно важное условие IT-контракта для многих разработчиков – компенсация дополнительных расходов: на покупку лицензионного ПО, работа в нерабочее время, покупка образовательных курсов и т.д. Обязательно уточните у представителя IT-компании, будут ли компенсироваться такие расходы и где в контракте об этом написано.
Если с этим все в порядке – переходите к пунктам о механике оплаты услуг:
кто подготавливает и выставляет инвойсы?
когда и в течение какого периода их нужно выставлять?
как нужно отправлять инвойсы – передавать лично, отправлять на почту или через корпоративную инвойс-систему?
Все эти условия вам нужно будет выполнять для того, чтобы у IT-компании не было оснований отказать вам в оплате услуг.
Разобрались с механикой оплаты? – Замечательно! Самое время поговорить о налогах. Если вы подписываете договор на услуги как ФЛП – вам стоит уточнить у представителя IT-компании, кто ответственный за уплату налогов и банковских комиссий по договору. Если вы подписываете трудовой договор – уточните, какую сумму за свои услуги вы будете получать за вычетом налогов, который по трудовому договору могу достигать 41%.
2. Какие вы предоставляете услуги и как
IT-компании – это, зачастую, большие структуры с высоким уровнем бюрократии, поэтому не всегда предложенный вам IT-контракт содержит корректные условия. Мы рекомендуем вам всегда проверять, предоставление каких услуг указано в договоре.
Например, если вы устраиваетесь на работу QA-тестировщиком, а договор подписываете на услуги программирования или информационные услуги – это ошибка. В таком случае, мы рекомендуем вам потребовать у представителя IT-компании внести изменения в перечень услуг, которые буду предоставляться по IT-контракту.
Если вы подписываете IT-контракт как ФЛП – обязательно проверьте, или соответствует перечень услуг из контракта КВЭДам, которые открыты на вашем ФЛП. Если вы в контракте будут указаны услуги, на которые у вас не открыт соответствующий КВЭД – у налоговой могут возникнуть к вам вопросы.
Кроме того, если вы не подписываете Statement of Work к контракту, а работаете через таски в Jira и по похожей механике – вам обязательно следует понимать, как вы принимаете и согласовываете задачи: в таск-менеджере, по электронной почте, через мессенджеры и т.д.
3. Передача результатов работы
Одни из важнейших условий договора, наравне с условиями об оплате услуг – пункты о том, как вы должны передавать IT-компании выполненные результаты работы.
Это важно, поскольку если вы передадите результаты работы не так, как должны по договору – заказчик может отказаться платить вам на этом основании.
Есть большое количество судебных IT споров по этому поводу.
Итак, на что нужно обратить внимание:
- через какой ресурс вы должны передавать IT-компании результаты работы – отправлять по имейлу/в мессенджере, загружать на облако или передавать через корпоративную систему учета;
- предусмотрен ли в IT контракте тестовый период результатов работы и сколько он длиться;
- какие условия ревизии результатов работы – как согласовывается перечень недостатков, которые нужно исправить, сроки выполнения ревизии, есть ли ограничения по количеству ревизий и прочее;
- когда у IT-компании возникает обязательство заплатить вам за работу – после передачи результатов работы или после окончания тестового периода/последней ревизии;
- нужно ли вам подписывать акты приема-передачи для переданных результатов работ.
Настоятельно рекомендуем вам передавать любые результаты работы заказчику строго в соответствии с процедурой, предусмотренной в контракте – иначе есть риски, что между вами и IT-компанией может возникнуть спор.
4. Интеллектуальная собственность
В IT сфере есть интересный феномен – все разработчики и IT компании знают, что у них есть интеллектуальная собственность, но не знают, что именно является интеллектуальной собственностью и как ее защищать.
Не повторяйте эту ошибку – следуйте нашим инструкциям. В вашем контракте с IT компанией обязательно должны быть условия об интеллектуальной собственности – без таких условий мы не рекомендуем подписывать какой-либо контракт с IT компанией.
Получив контракт, откройте его на странице с разделом об интеллектуальной собственности и первым делом – проверьте, с какого момента права на результаты работы и разработанное ПО переходят к IT компании. Скорее всего, там будет написано, что с момента создания таких результатов и ПО. Такое условие не выгодное для вас, потому что ваша интеллектуальная собственность – это хорошая гарантия получить от IT компании оплату за услуги.
Мы рекомендуем вам всегда в контракте с IT компанией указывать, что права интеллектуальной собственности на разработанное ПО переходит к IT компании только после того, как она оплатила вам стоимость соответствующих услуг.
Кроме того, проверьте другие условия, связанные с интеллектуальной собственность:
- имеете ли вы право использовать open source материалы при разработке ПО;
- будет ли IT компания указывать вас автором/соавтором ПО;
- не передаете ли вы IT компании права на свои собственные наработки или материалы, которые вы используете как при работе с этой IT компании, так и при работе с другими заказчиками.
5. Ответственность за нарушение контракта
Условия IT-контракта об ответственности сторон всегда вызывают больше всего вопросов и споров. Типичная тактика большой IT компании – прописать как можно большее количество штрафов и других санкций для разработчика, чтобы всегда иметь возможность влиять на разработчика.
Штрафы в IT – это всегда большие суммы. Штрафы можно установить за что угодно: за несвоевременное выполнение работы, за нарушение режима конфиденциальности, за неправильную передачу результатов работы и т.д. Мы рекомендуем вам очень внимательно читать условия раздела контракта об ответственности и настаивать на снижении размеров штрафов.
Кроме того, обратите внимание на то, как доказывается наличие того или иного нарушения контракта – на усмотрение IT компании или если IT компания предоставит вам надлежащие и достаточные доказательства и аргументацию того, что вы нарушили условия контракта. Мы рекомендуем настаивать на применении второго варианта.
Еще одна возможная мера ответственности по контракту с IT компанией – ее возможность немедленно расторгнуть с вами контакт и не заплатить вам за предоставленные услуги. Если первое условие – относительно приемлемое, то в случае со вторым условием мы рекомендуем всем разработчикам прописывать в контрактах, что в случае расторжения контракта заказчик должен оплатить стоимость фактически предоставленных услуг.
И на этом - точка.
0 комментариев
Добавить комментарий