Найти себе «сеньора»: как IT-компании преодолевают дефицит кадров

  • 10 сентября, 06:03
  • 4027
  • 0

Потребность в ІТ-специалистах растет сверхбыстрыми темпами начиная с 1990-х. Согласно прогнозам, такая тенденция продолжится и в следующем десятилетии. Исследование SlashData выявило, что число разработчиков ПО в мире растет со скоростью 20%.

Что касается Украины, то на июнь 2021 года количество вакансий для айтишников на треть превысило количество специалистов «в поиске». На украинском портале Djinni, который позволяет разработчикам анонимно искать работу, опубликованы 32 000 вакансий. Такое количество потенциальных IT-специалистов за два года выпускают все украинские университеты вместе взятые. Но выпускают они даже не «джунов», тогда как рынку в основном нужны «сеньоры», или хотя бы «мидлы». Как высокотехнологичным отечественным компаниям утолить кадровый голод, и как вузам успевать за требованиями времени,  рассуждает вице-президент Ассоциации «ИТ Ukraine» по вопросам образования, Chief Software Officer в Sigma Software Group Максим Почебут.

На имеющиеся тенденции и явления в украинских вузах значительное влияние, кроме давления повышенного спроса, оказали пандемия и переход на онлайн-обучение.

Найти себе «сеньора»: как IT-компании преодолевают дефицит кадров

То, что квалифицированных кадров для IТ уже не хватает и в ближайшие пять лет ситуация не изменится, понимают и украинские чиновники.  Именно поэтому провозглашен приоритет  образовательной реформы IТ-обучения. Минцифры и Министерство образования и науки активно работают над формированием дорожной карты реформирования IТ-образования. Правильный шаг – привлечение к этой работе широкого круга специалистов из IТ-компаний разных направлений, в том числе сервисных, продуктовых и т. д. Также хочется отметить высокий уровень подготовки дидактических материалов.

Определен ряд первоочередных задач реформы, которые можно корректировать и дорабатывать. Однако уже сейчас можно говорить, что мировые тенденции трансформации образования повлияли на локальный рынок.

Позитивные тенденции на рынке ІТ-образования

Компании чаще, чем в доковидный период, стали обращать внимание на происходящее в сфере образования. Это значит, что украинский рынок переходит в новую реальность и на вопрос «Где взять кадры?» отвечает: «Нужно готовить их самостоятельно».

Таким образом, IТ-компании чаще стали инвестировать в собственные образовательные программы –  отчасти из-за невысокой гибкости системы образования, отчасти из-за понимания, что уже в ближайшей перспективе ожидается катастрофическая нехватка сотрудников начального уровня. К тому же появилось большое количество технологий, для которых необходима узкая специализация. Это вынуждает IТ-компании самостоятельно заниматься подготовкой таких специалистов и инвестировать в их обучение большие средства.

По моей оценке, количество компаний из IТ-сферы и не только, предлагающих образовательные услуги, выросло на 30–50%. И если раньше многие руководители считали, что их компании платят налоги, а государство должно обеспечить высокий уровень подготовки кадров, то сейчас риторика изменилась. Появились новые интересные игроки на рынке образования, которые инвестируют в обучение молодых специалистов.

Все больше компаний идут в университет напрямую. Они отправляют своих экспертов в качестве гостевых лекторов и покрывают большое количество предметов своими представителями. Соответственно ресурсы тратятся на финансирование такого рода программ.

И хотя ничего плохого в этом нет, но сам факт говорит о том, что образовательная система не способна готовить преподавательские кадры, которые бы покрывали актуальные для бизнеса темы. Рынок же быстрее реагирует на собственные изменения и регулирует, каких специалистов нужно готовить.

У соискателя либо студента гораздо больший выбор альтернатив для карьеры. Раньше можно было выделить пять или 10 игроков, на которых ориентировался студент, стажер либо свитчер в выборе будущего места работы. Сейчас же выбор у соискателя гораздо шире.

Формируется тенденция более жесткой конкуренции за соискателя со стороны компаний. Если раньше он проходил несколько этапов отбора, то сейчас на одного соискателя может претендовать несколько провайдеров образовательных услуг.

Все больше времени и ресурсов тратится на маркетинг, PR, диджитал-маркетинг, присутствие в различных соцсетях и на мероприятиях. Это делается для того, чтобы привлечь внимание потенциального соискателя, ученика или стажера и чтобы он потратил свое время или ресурсы на эту компанию или выбрал обучение в ней.

Появились совершенно новые формы сотрудничества и взаимодействия в рамках рыночных отношений на образовательном рынке. Все более популярной становится форма так называемых income sharing agreements, которая пришла к нам с американского рынка.

При такой форме инвестиции в собственное образование формируются за счет возврата средств, которые будут заработаны в будущем. Все больше компаний и частных школ предлагают такого рода взаимодействие. Это отличный социальный и финансовый инструмент для людей, у которых на момент старта нет возможности проинвестировать в свое образование и получить качественные знания.

Конкуренция на образовательном рынке. В первую очередь это «состязание» среди университетов. Мы долго ждали, когда в публичной плоскости, в постах лидеров мнений появится конкурентная борьба за абитуриентов между университетами. Наконец это случилось. Университеты начали обращать внимание на свой имидж, на то, с кем они сотрудничают, как они привлекают работодателя к формированию своих программ обучения.

Конкуренция порождает качество, и ряд программ уже достигли высокого уровня. Соответственно наш абитуриент получает больший выбор вариантов обучения. И хотя вариант поехать на обучение в условную Польшу по-прежнему присутствует, предпочтение уже можно отдать украинским учебным программам, которые университеты разрабатывают совместно с компаниями.

На рынке образования все больше совместных либо дуальных программ, хотя эта форма все еще не формализована и имеет целый ряд противоречий. Тем не менее компании все активнее участвуют в таких программах. Sigma Software также проводит обучение с вузами-партнерами по дуальной форме с 2019 года.

Негативные тенденции

Однако в любом процессе есть и ряд негативных факторов, которые хочется отметить и на которые, возможно, повлиять в будущем.

Снижение входного порога для уровня Trainee или Junior. Многие компании стараются быстрее закрыть вакансию кандидатами, которые имеют базовые знания или навыки, таким образом в принципе снижая и входной порог в IТ-отрасль, и требования.

В итоге мы видим, что то, чем выделяется украинский рынок – высокий уровень инженерии и инженерной культуры, может быть нивелировано в результате таких шагов. Если мы хотим расти на рынке количественно, нам нужно уделять много внимания высокой инженерной культуре и подготовке кадров внутри компании для того, чтобы наши инженерные решения были комплексными и конкурентными.

Необходимо вкладываться не только в базовую подготовку, но и в повышение квалификации. Инвестировать в развитие инженерных навыков, хороших и интересных знаний будут скорее всего компании на уровне работы с персоналом. Здесь потребуются правильные образовательные стратегии на уровне тренинг-сервисов.

Компании вынуждены заниматься базовой подготовкой. Раньше они брали на стажировку людей для получения узкоспециализированных знаний – «дотачивали» их до приемлемого уровня проектной работы. Сейчас же все больше инвестиций приходит в базовые знания и навыки, которые необходимы будущим инженерам.

Значит, снижается общий уровень образованности молодых кадров, которые по-прежнему мало внимания уделяют математике, STEM-наукам. Эта тенденция должна измениться в лучшую сторону после внедрения ряда инициатив реформы ІТ-образования, о которой упоминалось выше.

Строящаяся парадигма образования имеет своей целью формирование исполнителя. Мы готовим инженера, который создает решения по заранее заданному перечню работ. Мало внимания уделяется предпринимательству как таковому – когда студенты, заканчивая обучение, готовы запустить свое дело. А ведь чем больше малого бизнеса и стартапов в стране, тем лучше для индустрии.

Тем не менее попытки стимулирования стартап- и предпринимательского движения делаются. Один из примеров – конкурс стартапов IT_EUREKA, который проводится при поддержке Министерства образования и науки. Этот конкурс дает возможность студенческим и нестуденческим командам привлечь внимание потенциальных инвесторов, получить профессиональные консультации экспертов и посоревноваться за денежный приз.

Усиливается тенденция вымывания преподавателей из университетов самими же ІТ-компаниями. Высокие зарплаты и привлекательные условия в ІТ-индустрии вносят еще больший дисбаланс в образовательную систему. Молодые люди, которые преподавали или хотели преподавать, все чаще отдают предпочтение работе в ІТ-компании. Такая тенденция наблюдалась в последние пять лет, но сейчас она многократно усилилась.

Какая стратегия лучше?

Сейчас мы закладываем основы для рынка труда на 5-7 лет. Очень важно не упустить преимущества и преумножить позитивные тенденции. Вот несколько возможных подходов.

Вовлечение большего количества компаний и ресурсов в образовательный процесс позволит разработать более гибкие образовательные траектории. Яркий пример – специальность full-stack-разработчика, которая более выгодна для бизнеса и открывает широкие возможности с точки зрения карьеры инженера.

Следовательно, всем, кто предлагает обучение в сфере ІТ, стоит задуматься о переформатировании курсов и разработке программ с более комплексными направлениями подготовки. Эта тенденция уже заметна, особенно у мировых лидеров онлайн-образования.

Выработка консолидированного мнения, как обучать и как мотивировать преподавателей с помощью отраслевых ассоциаций и других организаций. Многие компании, и Sigma Software в том числе, через ІТ-кластеры и Ассоциацию ІТ Украины участвуют в проектах по поддержке преподавателей. Они пытаются выработать правильный путь работы по повышению качества преподавания базовых дисциплин в университетах. И это должно делаться общими усилиями. Тогда это будет иметь масштабируемый эффект в рамках страны.

Также игрокам рынка следует больше внимания направить на продвижение изучения STEM-дисциплин, начиная со школы. Через ІТ-сообщество необходимо влиять на то, чтобы изучение математики, физики, информатики, английского языка в школах было более востребовано и популярно.

Но самый важный посыл – это изменение отношения государства и общества к педагогу. Не важно, учитель в школе или преподаватель в вузе – они должны быть профессионалами своего дела. Для этого реформа должна быть направлена на повышение популярности и престижа преподавания, особенно для молодых выпускников. Для государства это непростая задача, так как она всегда упирается в финансирование, но совместно с индустрией решаемая через создание дополнительных инструментов финансового и морального стимулирования.    

Но главное в битве за таланты – работодателям нельзя забывать, что в этой «войне» не все средства хороши.


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий

IT Новости

Смотреть все