Эксперт: Екатерине Гайдученко, тренер и соавтор Школы нейрокоучинга, соавтор проекта Connectome.
Многим знакома эта боль: когда целую вечность (или неделю, которая длится как вечность) искал человека в команду. И наконец – звезды сошлись, рекрутеры выложились на 100%, и он (она) – юху! – стоит на пороге офиса в полной трудовой готовности. Вы уже грезите, как будете провожать человека на пенсию через много лет счастливого сотрудничества… А он (она) покидает компанию в первые месяцы или даже дни после выхода на работу. Или выскакивает за обедом – и просто растворяется в истории, оставив лишь сладко-горькие воспоминания.
Новая работа – это всегда стресс, основные «виновники» которого – гормоны кортизол и адреналин, а также нейромедиатор норадреналин.
«Если стресс не интенсивный и непродолжительный – т.н. эустресс, который организм может компенсировать собственными ресурсами, он даже полезен. Если же стресс выходит за рамки адаптационных возможностей человека, интенсивный и длится долго – например, несколько дней и больше, это дистресс, и он наносит организму вред», – рассказывает Екатерина.
Когда человек стрессует, все ресурсы организм бросает на единственную задачу: выжить.
«В этот период не до развития, не до налаживания контактов и других тонких материй, даже не до еды. Если стресс острый и развивается быстро – это проявляется на уровне физиологии: пропадает аппетит, кровь приливает от внутренних органов к конечностям – потому что тело готовится либо нападать, либо спасаться бегством».
Обычное явление при стрессе – ухудшение качества работы когнитивных функций, таких как запоминание, восприятие, мышление. Человек проявляет меньше способностей, чем может, и показывает более низкие результаты.
Если человек любит новые ощущения и стремится к ним – а это обусловлено определенными нейромедиаторами – то адаптация пройдет проще. Но стресса все равно не избежать, даже если новичок сам искал работу и хотел попасть именно в эту команду. То есть наша с вами задача – обеспечить максимально мягкую посадку в новой компании.
1. Создайте адекватные ожидания
«Чем больше разрыв между ожиданием и реальностью – тем сильнее стресс. Относительно всего: условий, оплаты, проекта, коллектива», – отмечает Екатерина.
То есть если вы обещаете кандидатам одно, а даете другое – высок риск преждевременного ухода. Ожидания почти никогда не оправдываются на 100%, но чем меньше этот гэп – тем лучше для всех. Поэтому даже сложности лучше озвучивать заранее: проблемы от этого не исчезнут, но человек будет готов и примет решение осознанно, а значит, стресс будет не таким интенсивным. Как и желание закрыть за собой дверь со стороны улицы.
2. Временно понижайте планку
Почему – мы уже написали выше: новая ситуация и сопряженный с ней стресс снижают продуктивность. Человек, скорее всего, не притворяется, а действительно хуже запоминает и соображает. Дайте ему время, поддержите – и он, вероятно, раскроется и все-таки покажет все, что наобещал в резюме.
3. Познакомьте с окружением
Это для вас ваша команда – родные лица, а для ньюкамера – непредсказуемое племя с незнакомыми традициями. Кто знает – вдруг среди них до сих пор практикуется моральный каннибализм? Так что познакомить с руководителем и коллегами чрезвычайно важно. Команда должна знать, кто и зачем к ним присоединится. Всех нужно представить друг другу, рассказать, кто чем занимается. Конечно, мало что запомнится – поэтому нужно обеспечить напоминалками, телефонами, человеком, которому можно и нужно задавать все, даже самые неудобные и смешные вопросы.
Также, не нужно сразу «окунать» человека с головой во все ваши обычаи. «Например, если в команде принято «стебаться» друг над другом – не стоит с порога поступать так же с новичком. Возможно, через две недели он и сам «затроллит» весь коллектив, но в первый день, учитывая стресс, это может оказаться болезненным».
4. Проведите по местности
Опять-таки: чтобы человек меньше переживал, проведите ему экскурсию по своим любимым и знакомым джунглям – расскажите, где в них туалет, кафетерий, укромный уголок, в котором можно поплакать отдохнуть в тишине.
5. Расскажите о правилах Как формальных – какова структура, кто кому подчиняется, кто за что отвечает, так и неформальных – чем живет команда, какие ценности разделяет, к кому лучше не приходить с проблемами.
6. Обеспечьте ресурсами
В IT-компаниях с этим обычно нет проблем, но все же напомним – к приходу человека его рабочее место, включая необходимые ресурсы и инструменты, должно быть готово. И оно должно быть комфортным. Очень сложно поверить в «люди – наша главная ценность», когда приходится полдня выпрашивать степлер.
7. Проясните ожидания
Чем они яснее и конкретнее – тем лучше. «Человеку важно четко знать свои обязанности, каких результатов от него ожидают, к какому сроку, по каким именно параметрам его будут оценивать в конце испытательного срока», – перечисляет Екатерина Гайдученко. Так что обязательно заранее обсудите, а еще лучше – зафиксируйте все это письменно.
Особенно важны в этом пункте дедлайны. Если не хотите усугубить ситуацию и вогнать человека в стресс по макушку, ставьте адекватные сроки. «Тикающие часы» в и без того напряженный период инициации далеко не всех заставляют работать быстрее, и уж точно немногих – качественнее.
8. Выполняйте обещания
Каждое слово должно подтвердиться действием. Иначе все ваши усилия будут напрасными, даже если новичка встречали с караваем, красной дорожкой и оркестром.
В некоторых компаниях не принято нянчиться с новобранцами. С ними работают по принципу «да выживет сильнейший»: бросают «котят» в воду и смотрят, кто же научится плавать.
«Такой подход, где вместо воды – стресс, может быть оправдан при агрессивной культуре и специфике бизнеса. Но обычно это не про IT-сектор», – считает эксперт.
Здесь обычно играют в долгую, и слишком велик риск «утопить» ценные таланты собственными руками. Так что в нашем бизнесе информацией и доброжелательным отношением онбординг не испортишь.
А как вы помогаете своим новичкам адаптироваться и раскрыться?
0 комментариев
Добавить комментарий