Управление IT-активами – сложный и трудозатратный процесс. Особенно, когда в портфеле инвестора множество различных компаний. Помимо анализа деятельности и доходности уже имеющихся компаний необходимо постоянно быть в курсе новых трендов и анализировать тонны информации, чтобы расширить портфель, сохранить и приумножить доходность. Как происходит этот процесс, и почему инвесторы выбирают одни стартапы и проходят мимо других, рассказал CEO Generation Partners Сергей Карташов (Sergejs Kartasovs).
Основное направление деятельности Generation Partners – управление IT-активами. Главный офис компании находится на Кипре. Эта локация, по словам Сергея Карташова, является оптимальной для работы с клиентами и партнерами как в Восточной, так и в Западной Европе – практически в любую точку можно добраться максимум за три часа. Помимо этого остров имеет развитое живое IT-сообщество и популярен для релокейта стартапов.
"Наша работа заключается в мониторинге рынка, подборе стартапов для инвестирования, скрупулезном анализе их деятельности – изучении идеи и продукта, наличии бизнес-плана, профессиональности менеджмента, просчете рисков и прогнозировании перспектив. Как правило, из каждой сотни изученных проектов внимания инвестора достойны единицы", – рассказывает CEO Generation Partners.
Интерес к большинству стартапов теряется еще на моменте беглого ознакомления. Либо это идеи, не подкрепленные разработкой, либо не уникальные продукты, которые дублируют решения, уже существующие на рынке. Бывает и так, что идея выглядит перспективной, продукт готов или практически готов, но специалисты понимают, что проект "не взлетит".
"В первые годы существования умирает около 90% стартапов. Из оставшихся 10% половина не доживает до пяти лет. Причины бывают очень разными: от банального недостатка финансирования до конфликтов в команде и неготовности к масштабированию. Главная проблема тех, кто перешагивает этот порог – монетизация. Окупаемости достигает мизерный процент, – делится статистическими данными Сергей Карташов, – Казалось бы, просчитать все риски невозможно, но это только на первый взгляд. Большинство ошибок очень типичны. Их можно выявить при детальном изучении проекта".
CEO Generation Partners выделил три наиболее частые ошибки стартаперов:
- Отсутствие стратегии развития проекта. Стартаперы – технари с творческим мышлениям. К ним приходит идея, они оформляют ее в продукт. Часто им кажется, что этого достаточно. Но в сегодняшнем мире даже самая новая, самая уникальная и инновационная разработка может затеряться в потоке информации. И о ней никто не узнает. Сегодня не достаточно просто сделать продукт. Необходимо определить целевую аудиторию, инструменты коммуникации с аудиторией, инструменты обратной связи, просчитать перспективы масштабирования проекта и многое другое. Если у стартапа всего этого нет (даже на базовом уровне), его судьба практически предопределена.
- Отсутствие бизнес-модели. Зачастую стартапы придумывают уникальный продукт, но забывают о монетизации. Отсутствие бизнес-плана ослабляет интерес инвесторов, а сами стартапы умирают из-за отсутствия средств.
- Слабый менеджмент. Эта проблема часто выявляется на этапе масштабирования. Стартап – это живой организм, со множеством органов, связанных между собой. И если хоть один из этих органов работает плохо, страдает весь организм. Вне зависимости от того, речь идет о разработчиках, маркетинге, юристах или работе с пользователями.
"Конечно, этот список можно расширять бесконечно. Это и конфликты в команде, и проблемы с основателями, окрыленными своими идеями, но не имеющими опыта в бизнесе и многое-многое другое. Но все это выплывает наружу со временем, а перечисленные пункты видны уже на этапе первичного анализа продукта", – заверяет Сергей Карташов (Sergejs Kartasovs).
СEO Generation Partners отмечает, что при наличии недоработанных стратегий и желании их совершенствовать инвесторы готовы включиться в процесс и помочь найти специалистов, дать в помощь людей из других проектов. Но если эти направления провалены полностью, то вместе с ними будет провален и интерес инвестора.
0 комментариев
Добавить комментарий