Автор: Эдуард Рубин, основатель Telesens
В 1998 году, когда IT-индустрия только зарождалась, на украинский рынок вышла компания Telesens, 49% которой принадлежало Deutsche Telekom. Я тогда нашел первых пятерых ребят, которые выполнили два пилотных проекта и доказали, что в Украине можно создать центр разработки.
Уже через два года мы выполнили несколько больших проектов для Deutsche Telekom, а через три года Восточная Европа увидела первую версию нашего основного продукта – интерконнект, межоператорский биллинг. Он сегодня установлен у 16 операторов в Украине, Казахстане, Узбекистане, Беларуси, и сейчас мы ведем переговоры с новыми потенциальными клиентами в разных странах мира.
Как развивалась украинская IT-отрасль
Сегодня в нашем портфеле 12 промышленных продуктов для телекомов, которые мы никогда бы не разработали, если бы не начали свой бизнес как центр разработки.
С самого начала многие украинские чиновники мне вменяли, мол, немцы используют украинскую дешевую рабочую силу. Я пытался объяснить, что не получится создать индустрию на пустом месте: университеты не умели учить программистов, выпускники, вполне естественно, не умели создавать софт.
Год за годом отрасль развивалась благодаря энтузиазму айтишников. Этот энтузиазм до сих пор не угасает, и сегодня при активном участии бизнеса появляются хорошие учебные программы. Лучшие выпускники становятся отличными специалистами в области IT, и именно они создали современный имидж украинских специалистов, которых высоко ценят в мире.
С самого начала IT-компании научились договариваться между собой на основе общих интересов, объединялись в профессиональные ассоциации для развития отрасли, поддержки учебных заведений, а также обучения молодых бизнесменов современным технологиям управления.
Именно тогда зародились айтишные ассоциации национального масштаба: IT-комитет ЕВА, «IT-Украина», IT-комитет AmCham, а впоследствии появились региональные IT-кластеры в Киеве, Львове, Харькове, Днепре, Черкассах и других городах.
Как работает IT-индустрия
Процессы создания продукта в IT очень сильно отличаются от процессов в других отраслях. У нас нет рабочих мест, на которых сотрудник должен находиться при выполнении работ. Большинство задач программисты выполняют из дома и даже из разных уголков мира, при этом могут быть одновременно задействованы в проектах для разных заказчиков.
Заказчики тоже не ограничены в выборе одной страны. Цены на работы везде примерно одинаковые, и IT бизнес в Украине конкурирует с таким же бизнесом в Беларуси, России, Польше, Болгарии, Индии и многих других странах.
Заказчик на этом огромном рынке предлагаемых сервисов анализирует множество факторов: соотношение цена/качество, удобство коммуникаций, языковой барьер, часовой пояс и многое другое.
Таких систем взаимодействия заказчик/исполнитель в столь глобальном масштабе мир 20 лет назад еще не знал. Современная цифровая экономика столкнулась с тем, что приходится работать по законам, которые не успевают быстро адаптироваться к мировым изменениям.
Так нужно ли вообще отдельное регулирование для IT?
О законопроекте №4303
Законопроект №4303 в том виде, в котором подан сегодня в Верховную Раду, просто опасен для отрасли. Он вообще не нужен, нужно просто внести изменения в Налоговый и Трудовой кодексы, выработав понятные и реальные критерии и механизмы оценки. Это позиция большинства компаний, и мы выступаем категорически против его принятия в действующей редакции.
Но наше правительство так часто меняется, что им все время не до модернизации Трудового и Налогового кодексов. Как только кому-то из чиновников приходит в голову мысль помочь индустрии, у его окружения срабатывает инстинкт «как стать самым главным». И на место главного метит именно тот чиновник, который в этот момент у власти, так как уверен, что кругом одни дураки и только он Моисей от IT.
Законопроект №4303 о «Дія City» ничем не отличается от ранних попыток предшественников стать регулятором отрасли. Первопроходцем был Саша «Стоматолог». Не успел. Потом была еще одна попытка: в 2018-м стали снова рассматривать идею создания регулятора отрасли. Не успели.
Что опаснее всего
- Самый опасный тренд – это чрезмерные полномочия Минцифры, которые позволяют ему как предоставлять статус резидента «Дія City», так и лишать его. То есть сама власть будет выступать регулятором IT-рынка, что дополнительно создает новые и существенно повышает существующие коррупционные риски для всех участников процесса.
Не должно министерство быть одновременно и регулятором, и управляющим целой индустрии. Если уже на то пошло, то управление должно находиться у Набсовета, который избирается всеми участниками отрасли. Набсовет в таком виде назначает исполнительного директора. - Минцифры планирует отойти от ФЛП-модели сотрудничества IT-компаний с подрядчиками и предлагает вернуться к устаревшему КЗоТ и пока непонятным как для самого правительства, так и для IT-компаний гиг-контрактам. Вначале необходимо внести изменения в КЗоТ, дать определение гиг-экономике, прописать суть гиг-контрактов и разъяснить права и обязанности гиг-сотрудников в разрезе одной из моделей сотрудничества: трудовой или гражданско-правовой (ФЛП).
Кроме того, государство грубо вмешивается в хозяйственную деятельность IT-компаний, нарушая основополагающий принцип свободы предпринимательской деятельности и право на свободный выбор форм взаимоотношений компании и IT-специалиста. Для этого используются все возможности государственного аппарата принуждения: запреты, искусственное создание финансовых выгод лояльным игрокам IT-рынка и, напротив, создание невыгодных условий нелояльным. - Закон предусматривает членские взносы резидентов, а не просто принудительное членство. Это выглядит как скрытый налог. Размер членских взносов должен формироваться исходя из проектов, которые утверждаются общим собранием членов «Дія City» по итогам ежегодных стратегических сессий.
- Перечень видов деятельности, позволяющих компании получить статус резидента «Дія City», также будут определять представители Минцифры, выдавая соответствующие разрешения на их регистрацию. Уже в самой постановке вопроса заложена коррупционная суть – сам определяю, кто имеет право, и сам же выдаю разрешение. А при необходимости – лишаю такого права с последующими «прелестями» и санкциями со стороны фискальных органов.
Очень напоминает создание удобного механизма расправы с конкурентами. То есть, если завтра производитель ликероводочных изделий попросится стать членом «Дія City», то Минцифры может принять решение, что IT-разливщик по бутылкам имеет право называться айтишником. Может быть, это и комично звучит, но телекомы уже подключились к лоббированию этого законопроекта. Что мы предлагаем
В самом начале процесса подготовки реформы отрасли IT-сообщество изложило Минцифры свое видение: что нужно менять, чтобы отрасль продолжала расти такими же рекордными темпами, а государство увеличивало поступления в бюджет.
Мы предлагали создать ФЛП пятой группы – для IT-специалистов, постепенно поднимать налоговые ставки для этой группы ФЛП, но настолько, чтобы отрасль оставалась конкурентоспособной на мировом рынке.
А еще мы подсказывали, что стоит узаконить для этой группы возможность заключать постоянные договоры с компаниями без риска переквалификации в трудовые отношения, что сняло бы все предпосылки и основания для маски-шоу.
Но что-то пошло не так, и кто-то в Минцифры решил иначе, увидев возможность завязать всю отрасль на себя. У нас есть олигархи от нефтегазовой отрасли и энергетической. Так почему бы не захватить и IT-отрасль?
Последние заявления министра Федорова намекают на то, что он готов идти на компромиссы. То, что он сегодня заявляет, не совсем то, что нужно отрасли, но лед уже тронулся. Мы приложим все силы, чтобы создать закон, который бы реально дал возможность для развития отрасли с сохранением баланса интересов государства и частной сферы.
Самое лучшее сейчас – остановить продвижение этого законопроекта, собрать группу из лидеров IT-индустрии, тщательно прописать необходимые условия, при которых индустрия будет расти, а инвесторы с заказчиками поверят в нашу страну и профессионализм наших айтишников.
Необходимо собрать профессиональных юристов и написать настоящий, работающий закон или, еще лучше, внести необходимые изменения в КЗоТ и Налоговый кодекс.
Руководство Министерства должно снять с себя корону, вспомнить, что не стыдно спрашивать и советоваться, а стыдно делать глупости. Вместе мы сделаем реальное дело.
18 депутатов из разных фракций во главе с Кирой Рудик изменили законопроект №4303, внесли в него те правки, которые предложили IT-ассоциации, и подали его в Вверховную Раду под номером 4303-2.
Теперь Комитет ВР по вопросам цифровой трансформации создает группу по разработке альтернативного законопроекта №4303-Д. IT-ассоциации уже подали заявки о вступлении в рабочую группу. Надеюсь, что созданная группа будет действовать в интересах IT-отрасли и Украины.
Отношение айтишников к «Дія City»
Разговоры о том, что айтишники хотят в «Дія City» – это манипуляция авторов этого закона, поскольку законопроект не содержит в себе норм, с учетом которых айтишники бы хотели туда войти. Для начала нужно задать вопрос, зачем им это.
Что нужно айтишнику? Надежные заказчики в виде украинских или иностранных компаний.
Где может работать айтишник? В офисе компании, в коворкинге, дома, на пляже на Майорке или в Таиланде, на горнолыжном курорте.
Что дает «Дія City» ФЛП?
- Защиту от «маски-шоу»? Ну, во-первых, на Майорке его точно не найдут. А во-вторых, «маски-шоу» нужно останавливать во всей стране. Министр и замминистра говорят, что «Дія City» гарантирует, что у вас такого не будет. То есть те, кто не вступит, пострадают? Очень странное заявление от чиновников, учитывая, что государство само по себе обязано защищать любое физическое и юридическое лицо от произвола силовиков.
- Снижение налогов? Он пойдет выполнять тот заказ, который ему выгоден, не обращая внимания на налоги. Налоги – это проблема компаний и государства. Высокие налоги – ты не конкурентоспособен, отрасль не развивается и, соответственно, государство лишается поступлений в бюджет.
- Обеспечение отпусков, больничных? Это вопрос договоренностей конкретного человека с компанией, которая нуждается в его знаниях и опыте, социальная ответственность бизнеса. ФЛП сам решает, когда ему идти в отпуск. Для сохранения здоровья должна быть нормальная страховая медицина. А для гарантий достойной старости нужна пенсионная реформа.
0 комментариев
Добавить комментарий