В кризис мы перестроились в IT-компанию за 3 недели и не потеряли доход. Вот как нам это удалось

  • 6 января, 13:24
  • 4108
  • 0

Автор: Михаил Кухар, СЕО Ukraine Economic Outlook 

Сколько бы мы ни предсказывали, верили или не верили в неизбежность мирового кризиса 2020-го – никто из нас, положа руку на сердце, не был к нему готов.

Новый год я встретил с женой и детьми во время 10-дневных каникул в Риме, после триумфального проведения в Украинском доме ежегодной конференции нашей Ukraine Economic Outlook.

В кризис мы перестроились в IT-компанию за 3 недели и не потеряли доход. Вот как нам это удалось

Наконец-то это событие стало таким, каким мы его задумывали три года назад – важнейшей и интереснейшей макроэкономической дискуссией года.

Первые лица Министерства финансов и экономики, Национального банка и ФГИ (Фонд государственного имущества Украины. – При. ред.), а также 400 банкиров и предпринимателей четыре часа (без перерыва!) слушали доклады четырех спикеров с макропрогнозами на 2020 год.

В кризис мы перестроились в IT-компанию за 3 недели и не потеряли доход. Вот как нам это удалось

Наш главный тезис на конференции – неизбежность мирового финансового кризиса осенью 2020-го из-за перегрева рынков. А центральным вопросом макроэкономической политики был вопрос слишком сильного укрепления гривны (с 27,5 грн до 23,8 грн за доллар за год).

Мы видели, что уже к осени 2020-го урон для экспортно ориентированных промышленности и сельского хозяйства все равно развернет гривну с 26 до 29–30, чем с 24 до 29 – потому что тогда шок будет глубже и такая резкая девальвация может привести к бегству вкладчиков и спирали девальвации.

Что было после – вы знаете…

«Черный лебедь» по Насиму Талебу прилетел немного раньше, из Китая. Давно вызревший мировой кризис начался не осенью, а весной.

Еще в первый месяц кризиса, в марте, я вдруг с ужасом понял, что консалтинговые доходы Группы (50–60% нашего годового дохода –индивидуальные консультации, сопровождение проектов, написание бизнес-планов и инвест-проектов) в предельной стресс-модели могут упасть до нуля.

Потому что общение вживую часами во время мозговых штурмов с клиентами и общение через экран – это совершенно разные вещи. К тому же кризис – у всех. И одними из первых, после рекламы, будут урезаны расходы на R&D, то есть на нас…

И мы тут же, уже во время шторма, бросились перестраивать наш корабль.

Сейчас я этим горжусь и почти не верю в то, что нам удалось, но всего за три (!) недели мы полностью перестроили бизнес-модель нашей компании.

Из b2b (профессионального бутикового экономического консалтинга) мы превратились в b2c (рынок розничных продаж регулярно обновляющихся макроэкономических прогнозов для массового клиента).

Мы не жалели денег на консалтинг, чтобы не допустить ошибок в новом для нас сегменте.

Пока один победитель тендера за пару тысяч долларов в месяц писал для нас сайт, налаживал СRM-систему, систему лидогенерации и  таргетирование рекламы в Google и Facebook – три консультанта с чеками от $1200 до $2000 в неделю просто следили за их работой и помогали быстро устранять неизбежные ошибки быстрого старта.

Мы запустили видеокурс под названием «Еженедельный антикризисный комментарий и прогноз от Ukraine Economic Outlook» за две недели от момента замысла до выхода в эфир по платной подписке.

В кризис мы перестроились в IT-компанию за 3 недели и не потеряли доход. Вот как нам это удалось

Деньги на консультантов, которые сопровождали наш быстрый старт, оказались не только «нелишними» затратами, а как минимум дважды спасли наш внутренний стартап от провала.

В первый раз – когда мы купили на тот момент лучшее бизнес-решение по продаже видеоконтента из всех, что были на рынке One Box. Но статистика показала, что из-за «громоздкости» процедур регистрации и оплаты 50%+ клиентов так и не дошли до финиша предложенного им алгоритма.

Мы за неделю построили собственную аналогичную по сложности CRM-систему на платформе WIX с четырьмя шлюзами оплаты. Без поддержки топ-консультантов индустрии это невозможно было бы сделать даже за месяц.

И второй раз – когда у нас в первую неделю продаж «легли» три из четырех платежных систем. Наши консультанты, в том числе за счет личных связей, решили эту проблему за 24 часа.

Мы переоборудовали комнату аналитиков в импровизированную студию с кучей мониторов света и камер. Затем каждый понедельник я выходил в эфир и делал подробный «разбор полетов» монетарной политики Нацбанка, состояния бюджета и трендов на межбанковском валютном рынке.

После завершения проекта мы вывесили все наши ролики в открытый доступ, и они, на мой взгляд, – самая точная хроника коронакризиса в экономике Украины 2020 года. Это уже история, и вы из любопытства можете ознакомиться с ними на нашем канале.

Подписка на наш еженедельный «Антикризисный комментарий и прогноз» стоила $100 в месяц за четыре выпуска. На старте я мечтал о том, чтобы у нас было 200 подписчиков, что соответствовало бы месячным продажам в $20 тыс., которые подстраховали бы возможные потери от «выпавших» денег за консалтинг с точки зрения себестоимости офиса.

Но уже на второй месяц денежный поток от нового направления превысил $53 тыс.

Спустя полгода со мной связался мой коллега, преподаватель экономики в одном из ведущих американских университетов. Он сказал, что следил за нашим проектом в Facebook и предложил написать нам тематическое исследование об этом опыте – как R&D-компании, по которым наиболее чувствительно ударил кризис, не только не «упали», а нарастили мощности во время COVID-рецессии 2020-го.

В марте 2021 года в США выйдет очередной регулярный учебник для ведущих университетов International Business, в котором пример Ukraine Economic Outlook будет представлен как один из шести лучших на планете Case Studies 2020. Я об этом отдельно напишу, не сомневайтесь ?

Все это мы создавали в довольно необычных условиях: четыре месяца, с марта по июль, я был единственным, кто приходил на работу в наш офис на Институтской. Вся команда работала удаленно.

Каждый день мы проводили общие звонки в 12:00 и 18:00 (в обычном режиме мы почти не проводим в офисе совещаний вообще). Так производительность труда сразу выросла на 30%.

Мы не потеряли ни одного рабочего места. Начинали мы 2020 год с пятью штатными экономистами и семью внешними экспертами – закончили в составе девять человек плюс два десятка постоянных внешних экспертов.

Но у каждого продукта есть свой бизнес-цикл. И «Антикризисный комментарий» в видеоформате прожил с марта по июль. Ближе к середине лета, когда и курс и ситуация в экономике в целом стабилизировалась, мы столкнулись с массовым оттоком подписчиков.

Но при этом их лояльность нас поражала. Они не просто отказывались от подписки, а писали нам благодарственные письма. Мы получили 117 таких писем. 

В сентябре мы запустили офлайн-продукт с еженедельно обновляющимися прогнозами и тем же набором ключевых чартов и таблиц, с помощью которых я каждую неделю давал раскладку по экономике и финансовому рынку страны в «Антикризисном курсе».

В кризис мы перестроились в IT-компанию за 3 недели и не потеряли доход. Вот как нам это удалось Это еженедельный аналитический отчет Weekly Economic Monitor. Цену на него мы снизили вдвое по сравнению с видеокурсом, чтобы любой малый бизнес мог себе позволить подписку. Цена – $50 в месяц за четыре еженедельных выпуска.

И это дало свои результаты: начиная с сентября ежемесячный прирост подписки составлял в среднем 500 тыс. грн в месяц. В декабре приток выручки превысил 1,5 млн грн.

Это уже был настоящий переход в b2c: продает подписку только сайт без участия человека, рекламные программы в Facebook и Google работают автоматически, мы с нашими консультантами раз в месяц лишь немного корректируем таргетирование.

В нашем офисе продажами до сих пор занят всего один человек. Он наблюдает за ними и вовремя вносит коррективы в работу системы.

Так мы за год кризиса превратились из консалтинговой в IT-компанию. Анализом и загрузкой данных в нашу информационную панель и еженедельным выпуском прогнозов занимается наш почти искусственный интеллект, правда, пока что под моим пристальным присмотром.

И продажей окончательного продукта тоже занимается компьютер, а не человек.

Еще в сентябре, когда мы решили запустить Weekly Economic Monitor, нам казалось амбициозной целью достичь 1000 подписок за год. Но мы видим по динамике продаж, что достигнем этой цели еще до весны. Теперь мы хотим 100 тыс. подписчиков.

К середине 2021 года мы появимся в Apple Store, я планирую запустить на краудфандинге проект создания первого онлайн-учебника по макроэкономике лучшими экономистами страны.

С двумя ведущими мировыми рейтинговыми агентствами мы ведем переговоры об апробировании и использовании нашего искусственного интеллекта для подготовки рейтинга нашей страны, который будет предопределять будущий уровень котировки украинских евробондов.

Еще один стратегический инвестор из Европы ведет с нами отчаянные переговоры о продаже нашего искусственного интеллекта и предлагает нам партнерство по внедрению нашей эконометрической модели для макропрогнозирования европейских стран.

Украинская IT-компания Sigma Software, которая несколько лет «выращивает» собственный искусственный интеллект, создает с нами совместную научную лабораторию по апробации наших матметодов на прикладных задачах по макропрогнозированию. 

Я осознаю, что все это звучит нескромно. Особенно в год кризиса, когда многим бизнесам приходилось буквально выживать. И я пишу эту статью, чтобы вдохновить своим примером тех, для кого этот сложный 2020 год был не таким удачным.

В конце признаюсь: я тоже «потерял» за 2020 год. Я не принял участие в трех научных конференциях в Америке. Не прочел запланированные лекции в Гарварде, Джорджтауне и Стэнфорде. (А я так люблю провоцировать своими тезисами тамошних «леваков».)  

Но я все же хотел бы, чтобы мой опыт и излишне откровенный рассказ о моем бизнесе вдохновил и придал силы 20-, 30-летним бизнесменам. Потому что я очень хотел бы, чтобы меня в мои 25 кто-нибудь в год кризиса так вдохновил!


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий

IT Новости

Смотреть все