За последний месяц мы в ШАГе потеряли не менее пяти очень классных преподавателей. Как обстоят дела с IT-образованием в Украине

  • 11 июня, 11:11
  • 3759
  • 0

Автор: Дмитрий Корчевский, основатель Компьютерной академии «ШАГ»

Уверен, многие знают про тяжелое время 20-30 годов, когда ради индустриального роста СССР отбирало у крестьян продовольствие, чтобы экспортировать и на полученную валюту развивать страну. Голодомор, народные протесты, ненависть к власти – вот только некоторые следствия такой экономической политики. ВСЕ СРЕДСТВА хороши, когда страна растет и нуждается в деньгах. Стране нужна валюта. 

ЗАЧЕМ ИНВЕСТИРОВАТЬ в сельское хозяйство, когда крестьяне уже собрали урожай, который можно выгодно продать.

И ПУСТЬ за спиной остаются выжженная земля и пустые села, убитая экономика и голодные дети. Зато мы построим заводы, которые все изменят.

Подобную картину мы наблюдаем сейчас на рынке информационных технологий. Украина испытывает жесточайший дефицит айти-специалистов. ВСЕ СРЕДСТВА  хороши, когда компания растет и нуждается в специалистах.  Чтобы обеспечить компанию кадрами, эйчары не гнушаются переманиванием преподавателей из университетов и курсов для того, чтобы обеспечить себя бонусом. Компании нужна валюта.  

ЗАЧЕМ ИНВЕСТИРОВАТЬ в образование, когда ВУЗы и курсы и так выпускают молодежь – ее можно дообучить и выгодно продать иностранным заказчикам.

И ПУСТЬ за спиной остаются ВУЗы без качественных педагогов, образование без современных технологий, ломаются выстроенные системы без квалифицированных специалистов. Зато мы построим новый президентский университет за 7 миллиардов.  

За последний месяц мы в ШАГе потеряли не менее пяти очень классных преподавателей, которые генерировали для индустрии ежегодно по 30-40 качественных выпускников каждый – их переманили айти компании. Переманивают всех – даже эйчаров – так болезненно стоит вопрос о нехватке кадров. При этом, компании не устают критиковать систему образования за недостаточно качественную подготовку кадров.

Так, наверное, руководство страны в 30-е годы критиковало крестьян за то, что они, голодные и бедные, не выполняют план продразверстки.

Коллеги ! Пора что-то менять и прекратить грабежи учебных заведений. Подготовка хорошего педагога (с высшим образованием и после 3-5 лет работы в айти компании) занимает минимум два года, чтобы он научился качественно преподавать. Тактика «выжженной земли» и «после нас хоть потоп» уже привело к обнищанию системы образования, а , со временем, и к колоссальным потерям самой индустрии, первые ласточки (или лебеди?) уже пролетают над нами.

Я часто слышу , что многие компании считают, что они достаточно делают для образования (открывают свои учебные центры и Академии, отпускают специалистов преподавать в ВУЗы), но реально ли этого достаточно? На мой взгляд, капля в море. Как взять под опеку одно голодающее село и прислать им мешок картошки, вместо того, чтобы решить проблему комплексно. Можно ли считать такой подход системным, видим ли мы изменение тренда и балансирование спроса и предложения?

Что делает государство ? Проводит диалог с индустрией и дает новые льготы айти компаниям, обещает построить новый университет ? Предлагает бюджетное финансирование на  подготовку по айти-специальностям (с оплатой за год в пределах недельной зарплаты айти-специалиста - за такие деньги можно подготовить разве что дворника), предлагает программу переучивания бездельников (безработных) в айти специалистов. 

Неужели никто не понимает, что подготовка кадров для таких дорогостоящих профессий – дорогостоящее дело. Хватит себя обманывать, что можно сократить срок обучения будущего программиста до трех-шести месяцев (а в этом почему-то уверены чиновники). Хватит надеяться, что все как-нибудь рассосется и станет как раньше, когда рынок рос самостоятельно и таланты появлялись сами по себе. 

Что я предлагаю.

1. Собрать фонд поддержки айти-преподавателей и доплачивать педагогам за каждую пару оговоренную сумму. Это позволит учебным заведениям привлекать дорогостоящие кадры к преподаванию.

2. Выделить группу учебных заведений и предметов, преподаватели которых гарантированно будут получать доплату за преподавание из фонда.

3. Выплачивать компенсацию учебному заведению за нанятого компанией сотрудника, который покидает учебное заведение, чтобы снизить отток профессиональных кадров из образования.

4. Организовать попечительские советы (академические борды) на базе учебных заведений, куда бы входили представители айти компаний, которые бы могли влиять на академическую и кадровую политику учебных заведений и стимулировали изнутри качественное развитие и эффективность

5. Сформировать маркетинговый фонд на вовлечение молодежи в айти

6. Создать независимый центр оценивания качества , который бы регулярно проводил аудит учебных программ, педагогов, технических условий и готовил бы аналитику компаниям  и учебным заведениям.

7. Сформировать базу данных экспертов рынка, которых можно было бы привлекать для преподавания в университетах, курирования проектов и менторинга студенческих команд в режиме со-финансирования. 

Буду рад конструктивному обсуждению и поддержке. 

Пожалуйста, тэгните руководителей айти компаний и всех заинтересованных в том, чтобы мы не повторили ошибок прошлого.


Banner
0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий