Зачем IT-бизнесу инвестировать в обучение молодёжи и как это сделать в Украине

  • 18 августа, 05:57
  • 3985
  • 0

Автор: Сергей Токарев,  сооснователь Roosh, инвестор Reface

Украинские разработчики — сильный бренд на мировом рынке. Их высокую востребованность принято ассоциировать с повышенной работоспособностью и трудолюбием. Но это далеко не главный фактор, который делает наших ребят одними из лучших.

В Китае и Индии работает гораздо больше специалистов, причём, с не меньшим рвением. На самом деле главным преимуществом украинских инженеров является соотношение цена/качество. Именно этот аргумент — первый, который называют IT-предприниматели, перечисляя преимущества работы в Украине. При этом «качество» в этой связке обеспечивают сильные хард-скиллы.

Сильная и слабая стороны украинской школы IT

Я не буду оригинальным, если скажу, что в Украине исторически сложилась очень сильная школа программирования. Да и не только программирования, но и всего STEM [Science, Technology, Engineering and Mathematics — наука, технологии, инженерия и математика, — прим. ред.]. Украинские таланты — это действительно плод мощной школы математики и физики, сформировавшейся ещё в прошлом столетии. Такую сильную фундаментальную школу до сих пор не может повторить ни одна частная инициатива. Вместе с тем она уже давно перестала быть единственной составляющей успеха наших ребят.

Со временем IT-технологии стали многократно опережать учебные программы. Развитие и расширение IT-индустрии происходит с гораздо большей скоростью, чем зарегулированные государственные вузы могут себе позволить. Сегодня можно выделить три причины, по которым современное формальное IT-образование создаёт предпосылки для того, чтобы бизнес вкладывался в процесс обучения молодёжи.

Во-первых, оно базисное. Наша школа STEM действительно сильная. Но она даёт лишь хорошую основу. Если же речь заходит о трендах, передовых технологиях и повышении квалификации, то украинские ВУЗы пока не готовы обеспечить всего этого. Большинство профильных институтов дают IT-специалистам большой объем теоретических знаний. После чего бизнес платит за обучение своих специалистов до необходимого уровня сам — в основном, отправляя на дополнительные специализированные курсы. В 2019 году мировые работодатели потратили в среднем около $1 тыс. на обучение одного работника. Прикладное образование, которое объединяет в себе мощный теоретический базис в неразрывной связке с обучением практических навыков — пока прерогатива западных университетов, но не Украины. А из-за того, что у нас пока негусто со своими «Стенфордами», которые выпускают готовых к работе специалистов, ситуация такова, что и «Кремниевые долины» у нас появятся не скоро.

Во-вторых, оно не успевает за потребностями рынка труда. По данным исследований, на протяжении последних 5 лет спрос на IT-специалистов в Украине ежегодно растет на 30%, при этом удовлетворить из них удается только 18%. Отсюда, кстати, «растут» все негативные аспекты бизнеса — перекупание, переманивание и другие недобросовестные процессы, сопровождающие острый кадровый голод. Нередко победителями из гонок за высококачественными профессионалами становятся иностранные хедхантеры, создавая пресловутую «утечку мозгов» из страны. Постепенно теряя талантливые кадры, Украина и её IT-бизнес теряют своё главное конкурентное преимущество на мировом рынке.

И, в-третьих, наша система образования всё ещё подвержена гендерным стереотипам о том, что IT, да и вообще STEM — «неженское дело». Если задуматься, вся система образования, как школьная, так и в высших учебных заведениях, создана мужчинами, поэтому некоторая степень дискриминации заложена в них априори. В итоге как общество в целом, так и учебные заведения в частности, слабо мотивируют девушек. Это приводит к тому, что даже спустя 10 лет ежегодного роста, их количество в IT, согласно опросу DOU, в 2020 году составило лишь 25%. На бизнес это имеет такое же негативное влияние, как и недостаток кадров и неполное образование. И не только потому что, работая с иностранными партнёрами, украинским компаниям важно демонстрировать диверсифицированный подход к комплектации команд, а потому что гендерный баланс важен для здоровой атмосферы в компании.

Быть современным, быть ответственным — это хорошо. Однако практика показала, что гендерное равенство внутри компаний ценно само по себе. Как говорят специалисты Data Science UA, ссылаясь на исследования американских учёных, компании, в которых примерно одинаковое количество сотрудников обоих полов, имеют в 15 раз больше шансов превысить средненациональный показатель финансовой успешности, а у успешных стартапов в среднем в 2 раза больше женщин на руководящих позициях, чем у неуспешных. Мой личный опыт показывает, что девушки способны находить такие гениальные нестандартные решения, до которых мужской мозг никогда бы не додумался. Каждый склад ума по-своему хорош, а вместе они — непобедимая команда.

КСО-решение проблемы кадрового голода

Реформа образования — процесс отнюдь не быстрый. Как и любые другие процессы, связанные с серьёзными изменениями, он встречает сильное сопротивление и банальную инертность со стороны чиновников, бюрократов и приверженцев старых систем. В особенности это проявляется в классических государственных учебных заведениях.

Бизнес может помогать приспосабливать учебные планы к потребностям рынка, поддерживать университеты. И я вижу огромный потенциал в таком сотрудничестве.

Есть ещё один путь получения специалистов, в которых мы нуждаемся. Нужно всего лишь немного сместить фокус с выпускников вузов, которых надо подтянуть до готовности к прикладной работе в IT, на детей и подростков. Например, мотивируясь этим, мы запустили благотворительный образовательный проект STEM is FEM для украинских школьниц. В рамках учебных модулей девочки погружаются в технические специальности, чтобы решить, подходит ли эта сфера для того, чтобы связать с ней жизнь.

Есть ещё одна карьерная проблема женщин в технической сфере — неуверенность и психологическое давление. Девушки на собеседованиях просят меньшую зарплату, чем мужчины, занижают свои способности и в целом менее уверены в себе. Поэтому каждый модуль STEM is FEM мы сопровождаем мотивационной частью: успешные женщины из разных сфер на собственном примере объясняют, как не стать жертвой социального давления и собственных предрассудков.

Конечно, этим мы пока ещё не изменили мир. Но любая основательная деятельность — это марафон, а не спринт. Поэтому настоящие результаты мы увидим через 10 лет. Пока лишь могу сказать, что в прошлом году 88% выпускниц STEM is FEM поступили в вузы на технические специальности, треть — выбрали IT-факультеты.

Я уверен, что подобные проекты в будущем создадут огромную нишу мотивированных специалистов, откуда потом можно будет черпать кадровый резерв не только для IT, но и для других STEM-индустрий.


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий

IT Новости

Смотреть все