Instagram планирует отказаться от лайков и борется с фейковыми новостями, «ВКонтакте» ищет новый способ оценки качества постов, YouTube округляет количество подписчиков. Возможно, мы скоро перестанем узнавать ресурсы, на которых зависаем.
Лайки не нужны. Это лишнее давление
В начале этого года Instagram начал тестировать сокрытие лайков. Функция уже активна в ряде стран, но работает неполноценно — пользователь видит количество отметок «Нравится» у себя и не видит на других аккаунтах.
Соцсети не нравится, что этому значению пользователи уделяют много внимания. «Мы не хотим, чтобы Instagram казался соревнованием», — сказал глава компании Адам Моссери на конференции F8.
Instagram хочет снять с пользователей лишнее давление.
Лайки принято считать показателем качества поста и авторитета пользователя. Низкие показатели могут негативно действовать на психику юзера.
Топ-менеджеры других открытых площадок также против этих чисел. «Разрабатывай я сервис с самого начала, я бы не акцентировал внимание на количестве подписчиков и лайках. Думаю, я бы даже не создавал отметку 'Мне нравится'», — сказал основатель Twitter Джек Дорси на конференции TED в июне.
За соцсетью последовал YouTube и скорректировал отображение подписчиков — их точное число видно только на канале, в других случаях показатель округляется.
Видеохостинг не комментировал ситуацию с отображением различных цифр. Зато в конце прошлого года ресурс задумывался об отказе от кнопки дизлайка. Директор площадки по управлению интернет-проектами Том Леунг, говоря о ситуации, не сказал ни слова о негативном влиянии этого показателя на людей, причина чисто техническая — дизлайки могут накручивать для занижения рейтингов канала.
Тренд добрался и до России. «ВКонтакте» тестирует разные варианты отображения кнопок под публикациями в пользовательской ленте. Один из них — вид без счетчиков лайков и репостов.
Причина похожая. «Отношение к лайкам за годы изменилось. Раньше они были про коммуникацию между автором и читателем, но со временем их стали воспринимать как мерило качества контента. В рамках эксперимента мы хотим проверить, как изменения повлияют на вовлечение пользователей», — говорит директор по росту и исследованиям соцсети Андрей Законов. Откажется ли ресурс от отметки «Нравится» и показателя количества репостов, неизвестно.
Ресурсы хотят, чтобы лайки и подписчики не были показателем качества. Из-за малого числа отметок «Нравится» контент могут не смотреть. Сервисы хотят это исправить.
Правда, иного способа оценить качество контента и популярность его создателя пока нет. Авторы не знают, что будет дальше, как будут платить за рекламу, и их страх обоснован.
Блогер из Долгопрудного Руслан Захаркин подал на Instagram в суд и потребовал компенсации за моральный ущерб после новости о возможном сокрытии лайков. По его словам, так соцсеть хочет отнять у авторов рекламодателей и продвигать рекламу самостоятельно. Его сомнения логичны: неизвестно, как без лайков будет оцениваться рекламная интеграция.
Авторские права: хочешь цитировать, бери лицензию
Летом этого года блогер BadComedian сообщил, что киностудия Kinodanz подала на него в суд из-за обзора их фильма. Причина абсурдна — превышение допустимого объема цитирования.
Суть в том, что в местном законодательстве нормы цитирования не установлены. Поэтому было очевидно, что действие Kinodanz — попытка заблокировать неугодный для себя контент.
Правда, если Евросоюз примет «Директивы об авторских правах», блокировка контента пользователей из-за этого же цитирования уже не будет абсурдной, а станет полностью законной.
Против введения закона выступил заместитель министра иностранных дел Польши Конрад Шиманский. Политик сказал, что эта система может привести к принятию правил, аналогичных превентивной цензуре, а она запрещена в Конституции Польши и в договорах ЕС.
Если закон вступит в силу, компании смогут блокировать неугодный контент.
Законопроект уже принят Европарламентом и Советом Европы.
На практике это будет делаться так: чтобы распространять контент с копирайтом, нужно покупать лицензию у правообладателя. Компания может дать лицензию одним блогерам и отказать другим, по своему желанию. Тот, чей контент ей нравится, сможет свободно говорить о компании, тот, чей контент не нравится, подпадет под ограничения.
Из-за этого закона контент может измениться до неузнаваемости. В частности могут исчезнуть мемы. За их основу берутся кадры из фильмов, рекламы, новостей и прочего. Если «Директива об авторских правах» будет принята, распространение смешных картинок и коротких вставок в видео может оказаться просто невозможным. Правда, Европарламент уточняет, что мемы станут исключением и смогут распространяться без лицензии.
Фейковые новости: информации слишком много, и не вся она достоверна
Еще одна проблема соцсетей — публикация сомнительной информации. Больше всего внимания ей уделяет Facebook. О начале борьбы с фейковыми новостями ресурс сообщил в 2015 году.
Проблема особенно сильно дала о себе знать во время последних президентских выборов в США. Соцсеть Марка Цукерберга обвинили в том, что, продвигая фейковые новости, она помогла Дональду Трампу победить. Одной из претензий было распространение ложной информации. Цукерберг говорил, что обвинять ресурс в этом — безумие, тем не менее, под давлением он признал вину.
Сейчас под ссылкой на сторонний сайт Facebook указывает информацию о ресурсе. Нажмите «Об этом сайте», чтобы узнать что это за сайт и какая у него информационная повестка. Пользователи могут пожаловаться на пост за распространение недостоверной информации, после чего ее проверяют независимые эксперты, сертифицированные Международной сетью факт-чекинга (International Fact-checking Network).
Instagram в августе этого года предоставил пользователям возможность сообщать модераторам о сомнительном контенте, после чего специалисты его изучат и примут соответствующее решение.
«Мы вкладываем большие деньги, чтобы ограничить распространение сомнительной информации в наших приложениях», — говорит представитель соцсети Стефани Отуэй. В ближайшем будущем, на ресурсе появятся и другие инструменты для борьбы с фейковыми новостями. В частности, за достоверностью информации будет следить искусственный интеллект.
С фейковыми новостями также борется мессенджер WhatsApp, правда этот случай — исключение, так как тут повод бороться с непроверенной информацией иной. Мессенджер пользуется популярностью в Индии, в стране участились случаи линчевания людей из-за распространения неподтвержденной информации в переписке.
Если верить The Wall Street Journal, индийцы недавно начали пользоваться информационными технологиями, поэтому слабо ориентируются в приложениях. В рамках борьбы с фейковыми новостями WhatsApp добавил отметку пересланного сообщения, ограничил их число за сутки, опубликовал ряд инструкций по выявлению фейковых новостей.
Ситуация неоднозначная. Facebook уже обвинили, что история с фейковыми новостями — попытка координировать СМИ и блокировка неугодного компании контента, а не удаление ложной информации.
Что будет дальше?
Открытые ресурсы хотят отказаться от прежних показателей качества.
Лайки и количество подписчиков действительно устарели. В Instagram «сториз» популярнее постов: в 2017 году было зафиксировано 200 миллионов активных пользователей в сториз ежедневно, что оказалось чуть меньше общей аудитории соцсети. При этом в них нет отметок «Нравится», доступно только количество просмотров, и оно видно исключительно автору. На YouTube доход от рекламы зависит от других показателей, число подписчиков, лайков или дизлайков не учитывается.
Чтобы соцсети полноценно функционировали после смены приоритетов, остается понять, какие показатели должны прийти на смену лайкам.
Борьба с фейковыми новостями и авторскими правами — попытка отрегулировать пока что слабо контролируемый пользовательский контент. Эти истории гораздо запутаннее, как и любые, в которые вмешиваются государства. Они нуждаются в более детальной оценке ситуации и осторожных действиях, иначе можно нарушить работу ресурсов.
Соцсети реформируются. Возможно, в ближайшем будущем изменятся принципы оценки качества контента или блокировки. Правда непонятно, в каком направлении развиваются открытые площадки.
0 комментариев
Добавить комментарий