Чтобы оставаться актуальным, бизнесу нужны новые идеи. Поэтому важно развивать креативность в компании и превратить инновации в часть ежедневной рутины.
Об этом в книге «Пособие по креативному мышлению» пишет Крис Гриффитс — основатель компании OpenGenius, которая обучает команды инновациям. Он рассказывает, что блокирует генерацию идей и как настроиться на креатив.
Записали самое интересное.
Три врага креативности
#1. Избирательное мышление — принимать или отвергать идеи в зависимости от того, вписываются они в привычную картину реальности или нет.
Ошибки избирательного мышления:
- игнорировать факты — воспринимать только ту информацию, которая подтверждает ваше мнение, и отбрасывать аргументы, которые ему противоречат
- привязываться к грандиозным идеям — под впечатлением «гениальности» решения необъективно его оценивать и скептически относиться к поиску альтернатив
Пример того, как избирательное мышление влияет на бизнес, — история Kodak. Десятки лет компания была одним из лидеров на рынке фотоаппаратов, затем попала в ловушку избирательности и потеряла позиции.
В Kodak были в восторге от собственной линейки аппаратов с пленкой, поэтому не заметили очевидных фактов: рост популярности цифрового фото и печати, появления ПО и приложений для цифры.
Рынок развивался, а они продолжали делать ставку на пленку. В итоге цены на акции Kodak начали падать, а долги — увеличиваться.
#2. Реактивное мышление — моментально реагировать на идеи и события без их анализа и построения прогнозов.
Ошибки реактивного мышления:
- Желание быть первыми. Из-за спешки компании начинают реализовывать идеи без планов и расчетов. Зато на необоснованных догадках: идея точно выстрелит, ведь никто еще ничего подобного не придумал.
Первенство не всегда гарантирует успех. Например, первый планшет выпустил Microsoft в 2002 году, но по-настоящему знаковым для индустрии стал iPad от Apple, презентованный в 2010.
А первая соцсеть — Friendster — была представлена в 2002 году, но проиграла в популярности Facebook и Twitter.
- «Клиент всегда прав». Компании спешат удовлетворять запросы потребителей здесь и сейчас, не думая о будущем. Из-за чрезмерной зависимости от пожеланий клиентов стратегия проигрывает тактике.
- Реакция на все действия конкурентов. Команда бросает силы на то, чтобы дать достойный ответ активностям конкурентов, например, запустить новый продукт в той же нише вместо того, чтобы придумывать свои идеи.
#3. Предсказуемое мышление — верить в предположения без доказательств, опираясь только на предыдущий опыт.
Ошибки предсказуемого мышления:
- Чрезмерная уверенность в знаниях. Когда люди сталкиваются со знакомой проблемой, то уверены, что знают, как ее решить. Но мир меняется, поэтому знания в любой момент могут оказаться устаревшими.
- Самоограничение в развитии. Из-за страха неудачи компании остаются в зоне комфорта и не открывают новые горизонты развития.
Из-за предсказуемого мышления можно упустить из виду собственный потенциал.
Это произошло с Xerox. Еще в 1970-х в компании разработали графический интерфейс и мышь для ПК. Но они не видели в наработках перспектив и не решились их коммерциализировать. Xerox осталась в зоне комфорта и сосредоточилась на копировальных автоматах.
О зачаточных версиях наработок узнал Джобс, который увидел потенциал в создании ПК. Вскоре Apple выпустила Mac с графическим интерфейсом и мышкой. После Джобс заявил, что если бы в Xerox воспользовались возможностями, они были бы такими же великими, как IBM и Microsoft вместе взятые.
Как настроить креативный процесс: три шага
#1. Определите вызов
Очертите проблему, чтобы понять, куда направить креативность:
- Конкретизируйте цель, над которой работаете.
- Сформулируйте идеальные и допустимые результаты достижения этой цели.
- Опишите первые мысли о цели. Зачем решать проблему? Что раздражает в проблеме? Какие могут быть препятствия в решении проблемы?
#2. Усиливайте мозговой штурм
Чтобы брейншторм принес желаемые результаты, придерживайтесь правил:
Идите за количеством
Собирайте как можно больше идей. На первом этапе не думайте об их качестве — вам нужны разнохарактерные решения.
Приветствуйте любые идеи
Настройте мозг на «все возможно». Плохих идей не существует — каждая может стать толчком к инновации.
Например, стикеры Post-It Notes появились благодаря тому, что сотрудник The 3M Company изобрел слабый клей. Продукт не пустили в производство, но потом заметили, что он удобен для создания клейких закладок.
Подождите с оценкой
Не судите идеи, пока не обдумали их. И позитивная, и негативная оценка тормозит креативный процесс. Так вы даете понять, на что стоит ориентироваться, а о каких идеях лучше молчать.
#3. Поэтапно анализируйте идеи
После мозгового штурма нужно без спешки выбрать решения для конкретной задачи. Чтобы ничего не упустить, оценивайте идеи в три этапа.
Сортировка
Разбейте идеи на категории по содержанию, уровню сложности и затратам. Например, по содержанию: технологические, организационные, управленческие.
Отсеивание
Уменьшите количество идей. Выберите от трех до восьми. Есть несколько способов оценить идеи:
Сердце/голова
- Оцените идею сердцем: какие эмоции она у вас вызывает, волнует ли она вас или оставляет равнодушным.
- Оцените идею головой: надежна ли она, есть ли в ней рациональное зерно, можете ли вы ее аргументировать.
Плюсы/минусы
- Плюсы: какие преимущества идеи, почему она может принести успех, чем она понравится другим.
- Минусы: какие недостатки у идеи, почему она обречена на неудачу, чем она не понравится другим.
Выбор
Для финальной оценки идей воспользуйтесь методом силовых полей:
1. Проанализируйте движущие силы. Например, идея увеличит конкурентоспособность на рынке, согласуется с общей бизнес-стратегией, ее можно быстро реализовать.
2. Проанализируйте сдерживающие силы. Например, у вас не хватает ресурса для реализации решения или бюрократия в компании усложняет воплощение идеи.
3. Подумайте, как укрепить движущие силы, чтобы сделать решение простым и выгодным. Можно ли уменьшить сдерживающие силы, чтобы убрать препятствия?
Например, найти дополнительный источник финансирования или нанять новых сотрудников, чтобы ускорить работу над проектом.
Выбирайте идею, у которой больше движущих факторов.
Как мотивировать команду на креатив
Чтобы креативность была не одноразовой акцией, а стала частью ДНК компании, создавайте соответствующие условия. Креативность расцветает в атмосфере приключений и экспериментов. Вот несколько советов, как ее создать:
Замыкайте всё на конечной цели — миссии компании
Говорите команде, зачем вам креативные идеи и почему вы работаете над инновациями. Сотрудники должны понимать, какую главную миссию выполняют благодаря своим креативным проектами. Например, одна из миссий LEGO — вдохновлять и развивать строителей будущего.
Не бойтесь ошибок
Никто не любит провалов, но это не повод постоянно пребывать в зоне комфорта, где нет неудач. Говорите команде, что ошибка — это хороший урок, который дает шанс изменить курс и продолжить двигаться. Так люди не будут бояться экспериментировать.
Например, общий проект Motorola и Apple — первый телефон с iTunes ROKR E1 — был провальным. Зато неудача подтолкнула Apple совершенствовать технологии и начать выпускать iPhone.
Превратите работу в приключение
Невозможность развлекаться на работе притупляет креативные инстинкты. Google и Facebook создают в офисе квестовые, спортивные и игровые комнаты, а Virgin устраивает шумные вечеринки.
Найдите свой формат, который будет создавать непринужденную атмосферу в компании.
Стимулируйте инновации
Создавайте специальные условия для сбора идей: проводите конференции, устраивайте соревнования, сделайте отдельный сайт для предложений.
Например, в Disney три раза в год проводят Гонг-шоу: целый день руководители выслушивают идеи от всех желающих. Именно благодаря Гонг-шоу мир увидел большую часть экранизаций компании и получил сеть магазинов Disney.
Источник: l-a-b-a.com
0 комментариев
Добавить комментарий