Что делать IT-компаниям со штатом 100-200 человек и меньше в кризис

  • 21 мая, 10:51
  • 1263
  • 0

Автор: Алексей Скрыпник, основатель IТ-компании ELEKS  

Сейчас – самое-самое начало шторма и как раз время активно к нему готовиться. 8 задач собственника IT-компании в кризис

На прошлой неделе я общался с участниками клуба для собственников IT-компаний Growth Factory. Перед встречей они выбрали самые волнующие их вопросы. Ниже - короткая версия моих ответов.

Главный вопрос – что делать компаниям на 100-200 человек и меньше в кризис, и как к нему адаптироваться?

Сейчас – самое-самое начало шторма и время активно готовиться к нему. Время поставить штормовые паруса и задраивать люки. Когда ходишь на яхте, есть правило: если в чем-то сомневаешься – обязательно делай. Если кажется, что команде пора надеть жилеты – надевайте. Даже если пока все нормально и необходимости, на первый взгляд, нет – надевайте. Это как работа по предотвращению рисков.

От ситуации, которая сложилась в связи с пандемией коронавируса, у меня ощущение надвигающегося шторма. Они уже были в 1998, 2001, 2003-2004, 2008, 2014 годах, и вот не ждали – а снова он. Как и прошлые кризисы, этот ставит перед собственником несколько первоочередных задач.

Алексей Скрыпник

Позитивное мышление

В шторм две главные вещи – это команда и хорошее настроение. Выдержать шторм и хорошо его пройти можно только с позитивным настроем. Сейчас самое главное, абсолютно серьезно  - это позитивное настроение собственника компании. Все остальное идет от вас, от настроения капитана.

Чтобы сохранить позитивное настроение – сжигайте адреналин. Я для этого катаюсь на велосипеде, занимаюсь на тренажерах. Найдите рядом с собой позитивного человека. Ищите любые источники позитива. Алкоголь в долгую – не помогает.

Сейчас нужно очень многое себя заставлять делать, чтобы сохранить здоровье и настрой. Заниматься спортом, правильно питаться, достаточно спать. И везде находить плюсы. И усердно работать.

Решения

У меня есть кружка, которую я обязательно беру с собой в море. На ней написано "The captain’s word is lawс". И это следующая задача собственника сейчас: принимать решения.

У вас почти нет времени на исследования и совещания. За время этих исследований компания может умереть. Сейчас важно принимать решения быстро и важно понимать, что принятые решения – гораздо лучше, чем колебания и отсутствие решений. "Папа, за окном падает снег! – Продаем!".

На лодке меньше всего укачивает, если вы за штурвалом. Не бойтесь брать на себя ответственность и оставайтесь позитивными независимо от происходящего.

Общайтесь

Говорите с людьми и слушайте их, даже если на первый взгляд кажется, что люди говорят глупости. Просто иногда это взгляд с такой стороны, про которую вы даже не думали.

В ELEKS каждые две недели CEO на онлайн-встрече всей компании в 1500 человек четко объясняет какая сейчас ситуация, что поменялось за эти две недели, что добавилось, что стало хуже, где мы выиграли проект, где проиграли, что еще произошло.

Все абсолютно откровенно. Каждый специалист может задать вопрос во время онлайн встречи и получить ответ. Мы приняли для себя решение строить открытые и прозрачные коммуникации, поэтому для нас нет "неудобных вопросов".

Это – следствие закона коммуникации: любую недосказанную вещь, особенно в тяжелое время, люди будут трактовать по-своему, чаще всего в невыгодном для нас свете.

Будете коммуницировать – все будет хорошо. Даже если вы рассказываете, что проиграли проект или заказчик урезал оплату. Все равно подавайте такие вещи с положительным настроем. Это сейчас самое главное. Нужно сообщить что-то плохое – расскажите анекдот, какую-то позитивную историю по этому поводу.

Не умеете выступать – выпейте 50 г коньяка и вперед. Но обязательно доносите до команды как можно больше информации, и обязательно в позитивном ключе.

Финансы

В нормальный год у любой стабильно работающей компании доходы больше расходов. А сейчас они приближаются друг к другу. Если ничего не делать – расходы догонят и превысят доходы.

Вам нужно действовать с опережением в несколько месяцев. Ваша доходная "куча денег" всегда, в любой момент, должна быть больше расходной "кучи". Это как домино: если вы стоите в ряду доминошек и где-то на дальнем краю они начали падать – до вас тоже дойдет эта волна. В нашей индустрии у всех процессов есть задержка.

Вы каждый месяц должны быть прибыльными. Следите за балансом доходов и расходов и не допускайте преобладания расходов над доходами.

Урезание трат – путь на дно

Если вы начинаете урезать затраты – в итоге вы упадете на дно. Не думайте, что обойдетесь просто сокращением трат. Это бесперспективно, особенно на падающем рынке. Вы просто израсходуете все запасы.

Очень важно сейчас искать выход из ситуации, думать о нем критически и позитивно. Внутри ELEKS есть свой продукт Luftronix – анализ дронами поверхности самолетов после аварии. И недавно очень крупная авиакомпания, наш клиент, сказала о нем: "Извините, ближайшие три года денег на этот проект у нас не будет." Мы сразу начали искать другие отрасли и нашли ниши, где наш проект оказался востребован.

Почему мы не сделали этого три месяца назад? Потому что все было хорошо.

Используйте возможности

Для меня кризис – это возможности. Стать лучше, расстаться с теми, кто не разделяет ценности компании, начать новые бизнесы, новые направления.

Сейчас я начал четыре новых продукта. Я отвечаю за инновации в компании и когда мы собрали идеи о потенциальных каналах продаж и новых рынках от команды – некоторые были просто "Вау!".

Поэтому мне кажется, что важно использовать кризис как возможность. Мы сейчас пытаемся выиграть проект на 50 девелоперов только потому, что у нас есть такое количество разработчиков на бенче. Месяц назад мы бы в этот проект даже не сунулись. Не было свободных людей.

А те, которые были – очень перебирали проектами. Сейчас такого практически нет. Когда перед человеком выбор между званием ".NET senior developer" и трехлетним контрактом на С++ – большинство выбирают стабильность. И найти проект для них становится намного проще.

Постоянно смотрите где у вас падает доход, где растет, разбирайтесь почему. Особенно в небольших компаниях. Это ваша возможность уменьшить бенч и сохранить компанию прибыльной.

С заказчиками это тоже работает. Общайтесь, показывайте экспертизу, объясняйте, активно ищите проекты. Пробуйте любые идеи, которые кажутся перспективными.

Четко понимайте, действительно ли заказчик просит скидку, потому что все плохо, или решил сэкономить под шумок. Если у него действительно дела идут плохо – поменяйте разработчиков на проекте в соответствии с бюджетом, но сохраните заказчика.

Продажи и маркетинг – стратегические инвестиции

Я видел в списке вопросов "Нужно ли сокращать sales и marketing?" У меня к таким людям встречный вопрос – вы нормальные? Их ни в коем случае нельзя сейчас сокращать!

Что вы будете делать, если кризис будет два года? В 2008 году рынки падали два месяца, а вышли мы из кризиса в 2010-м. Весь 2009 год был полный ужас. Кризиса формально не было, но и рынка не было. Вы собираетесь два года сидеть без работы? У вас есть запас прочности на два года вперед?

Если у вас ничего не происходит, значит вы чего-то не заметили. До вашей доминошки еще не добежала череда падений. Добежит до всех. Нет индустрий, которые сейчас не пострадают.

Если у вас все как раньше – радуйтесь и готовьтесь к времени, когда что-то произойдет. Диверсифицируйтесь, ищите заказчиков, ищите возможности. Посмотрите в сторону стран, которые хорошо справляются с эпидемией – Германия, арабские страны, Япония. Может, нужно поискать проекты там?

Время – самый дорогой ресурс

У одного из наших заказчиков в Германии сейчас бизнес сильно растет. Ему нужны дополнительно 15 девелоперов, целая команда, которую мы готовы ему предоставить. Знаете, сколько он взял сейчас? Одного. Потому что у него нет времени на интервью всех 15 сейчас.

Время – самый дорогой ресурс. Вы сегодня должны быть полностью готовы к кризису, завтра времени на подготовку не будет. Все антикризисные мероприятия должны быть уже продуманы.

Если сравнивать это с морем: в шторм в 45 узлов будет тяжело поставить штормовые паруса. Когда ветер еще 25 или 30 узлов – вы спокойно все подготовите, достанете паруса, поставите их и будете сидеть и радоваться в сухом кубрике в разгар шторма или стоять за штурвалом.

Меня поймут люди, которых волной смывало за борт, когда они пытались поставить паруса. Все нужно делать вовремя. Когда начался сильный ветер – уже нет времени, возможности и сил что-то делать, и вдобавок это опасно.

Я не знаю сколько продлится кризис. Если он продлится два месяца – спасибо, отделались легким испугом, идем дальше. А если кризис затянется на два года? Никто не знает сколько он продлится, понимаете?
Ищите новые возможности, действуйте быстро, сохраняйте позитивный настрой и делитесь им с командой, следите за финансами и работайте над продажами – и вы скорее всего пройдете этот шторм уверенно и безопасно.

Источник liga.net


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий