Молодой человек, ожидайте за дверью! Мы работаем только по вторникам с часу до двух. У нас перерыв по лунному календарю. Если вы хоть раз слышали подобные заявления, вы однозначно сталкивались с очередями в различных структурах, сложностями их условий и отправленным в пустоту часами своей жизни.
У большинства людей зачастую это вызывает бурю протестов и негодования. Но чем тонуть в море негатива и бюрократии, в Харькове решили оседлать волну. Волну диджитализации.
Для Украины сейчас цифровая трансформация – тренд, особенно после инициативы президента перенести страну в смартфон. Команда Харькова под руководством мэра стала на этот путь несколько раньше. В 2018 году мы взялись за проблему справок. В то время представить себе справку онлайн было практически невозможно, а сейчас в Харькове уже работает «Портал электронных сервисов». Тут можно получить 15 услуг, начиная от справки о составе семьи до актуализации данных в реестрах.
Мы посчитали, что в среднем получение одной справки занимает 2 часа. Это толкучка в транспорт в обе стороны, ожидание в очереди и время на оформление справки. И по статистике за два года мы сэкономили больше 2.5 млн часов харьковчан. Сейчас справка формируется онлайн за несколько секунд через смартфон или компьютер.
Работая над «Порталом электронных сервисов» мы столкнулись с таким огромным запросом от жителей, что останавливаться просто нельзя. Поэтому Харьковский городской совет создал приложение «Мій Харків», которое собрало в себе все сервисы и услуги. Это целый город в смартфоне! В нем можно оставить любую заявку, поделиться проблемой, с которой столкнулись или встать в электронную очередь. В приложении фиксируется дата и время заявления и самое главное – статус его рассмотрения. А это значит, что больше не надо звонить по десяткам номеров или ехать куда-то. Все просто, понятно и всегда под рукой. Кроме этого, «Мій Харків» – это личный кабинет каждого жителя города. Теперь можно не запоминать кучу разных паролей для каждого отдельного сервиса. Через это приложение можно авторизоваться во всех из них сразу. В том числе, кстати, и в “Портал электронных сервисов”. Всё в одном месте.
Перед полноценным запуском проводилось бета-тестирование приложения, на которое зарегистрировалась более 2 500 человек. Тестирование проходило на платформе iOS, а после релиза приложение стало доступно и на Android, и в веб-версии.
То есть у любого харьковчанина в смартфоне есть приложение. И при любом необходимом контакте с городом обращаться нужно туда. Передать показания счетчика без вызова и ожидания контроллера – туда. Оставить заявку на ремонт без сотен звонков мастеру – туда. Быстро сделать справку или записаться к врачу – тоже в “Мій Харків”. Постепенно туда внедряются все городские сервисы.
За месяц после релиза приложения, его веб-версией воспользовались более 100 000 человек. Комфорт, экономия времени и ресурсов – это всё уже почувствовали жители города.
Конечно, цифровая трансформация – это долгий процесс, который нужно реализовать поэтапно, охватывая разные городские сферы. И это уникальная возможность для диалога между городским советом и жителями. Все приложения и сайты основываются на политике открытых данных. Случается, что данные приходят не вовремя, иногда наоборот заранее. Но благодаря внедрению технологий, мы можем увидеть эти недочеты и быстро их исправить.
Цифровая трансформация – это не только про бизнес или про коммуникацию с городом, это и о наших обыденных делах. Мир уже уходит от наличных денег, все становятся cashless. Поэтому мы хотим внедрить безналичную оплату везде, где это возможно. С недавних пор оплачивать парковку можно через терминал, скоро такое станет возможно и с метро. В будущем не хочется заморачиваться со снятием денег, а хочется взять с собой телефон, часы или даже кольцо, и быть уверенным, что ты сможешь оплатить все, что тебе нужно. Вот, например, оставлять чаевые в заведениях. Такое есть далеко не у всех и, согласитесь, становится неловко, когда не можешь отблагодарить официанта за обслуживание только потому, что все деньги у тебя на карте.
Медицина тоже стала трансформироваться. Вы наверное уже слышали про электронные очереди, видео приемы и планшеты для сурдопереводов, но это только малая часть возможных изменений. Мы хотим, чтобы все данные и истории обращения в медицинские учреждение были зафиксированы в каком-то личном электронном пространстве. И больше не теряться от вопросов, когда в последний раз делали флюорографию, где рентгены и кто лечащий врач. Всё это вопрос дигитализации и вопрос удобства и комфорта.
Откровенно говоря цифровая трансформация не оставила ни одну из сфер в том виде, в котором она есть. Эти изменения коснутся и школ: в них будут электронные дневники, классные журналы, учебники. Уже не получится замазывать свои оценки и прятать дневники. С помощью такого журнала в Европе количество детей, которые не ходят на занятия, снизилось на 90%. Конечно, они на первых этапах не особо любят эту систему, но это то,что приносит качественные изменения в их успеваемости.
Но самое важное изменение, которое может привнести диджитализация – это безопасность. Сейчас мы работаем над созданием Ситуационного центра, который соединит в себе все камеры видеонаблюдения по городу. Когда весь поток данных, которые собирают эти камеры, анализируются специальным программным обеспечением, каждый из нас может чувствовать себя более безопасно. К примеру, расследование правонарушений может происходить буквально за 10-15 минут. Потому что с помощью Ситуационного центра, можно будет обнаружить, где это произошло, какой транспорт был, где злоумышленник находится, и куда он направляется. Ну а если мы подвязываем это ещё под данные мобильных операторов, то нашим службам становится намного легче раскрывать преступления, и автоматически повышается безопасность в городе.
Впереди еще, конечно, очень много работы. Но с каждым новым проектом город становится комфортнее, а люди в нем счастливее. И это собственно то, ради чего мы каждый день просыпаемся.
0 комментариев
Добавить комментарий