Как крупнейшие украинские IT-компании выходят из кризиса

  • 26 октября, 11:14
  • 3819
  • 1

Последние  -надцать лет оборот IT-индустрии ежегодно возрастал на 20-30%. Похоже, уходящий год станет исключением. В лучшем случае, выручка вырастет на 15% – до $5,75  млрд. Антирекорд уже зафиксирован в количестве специалистов.

Топ-менеджеры крупных IT-компаний рассказали, каких результатов ожидают по итогам  2020 года и как скорректировали планы на 2021-й с учетом кризиса. Ответы интересны еще и тем, что некоторые спикеры анализируют динамику взлетов и падений в индустриях своих клиентов: e-commerce, automotive, медицине, телекоме, туризме и т. д.

Юрий Антонюк, вице-президент, глава EPAM в Центральной и Восточной Европе:

 EPAM, как и другие IТ-компании, во II квартале ощутила на себе влияние кризиса и мировой пандемии. Мы полностью перешли на удаленною работу. Часть клиентов из сфер, на которых кризис сказался наиболее болезненно, приостановили или же вовсе свернули работу над IТ-проектами. Мы не проводили сокращений проектных команд, но приостановили массовый наем новых специалистов и отложили пересмотр оплаты труда до лучших времен.

Благодаря диверсификационному портфелю клиентов мы достаточно гладко прошли этот период.  С середины лета наблюдаем спрос на цифровую трансформацию: увеличились объемы работ для существующих партнеров, к нам пришли новые крупные заказчики с мировыми именами.

Во II квартале доход компании в мире составил $632,4 млн – это на 15,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сейчас ожидаем результаты III квартала.

Если общемировая ситуация не будет меняться в худшую сторону, в следующем году можно ожидать дальнейшего восстановления финансовых показателей отрасли.  В будущее смотрим с осторожным оптимизмом. С одной стороны, укрепили навыки работы в турбулентных условиях, пройдя пик кризиса относительно безболезненно для бизнеса. Многие компании осознали важность инвестиций в IТ-решения, что будет приносить свои плоды и в 2021 году. С другой – никто в мире не знает, куда приведет нас всех ситуация с COVID.

Ярослав Любинець, соучредитель и председатель совета директоров SoftServe:

Безусловно, пандемия, глобальный локдаун и экономический спад, негативно сказались на большинстве индустрий и компаний по всему миру. IТ-индустрия не стала исключением, хотя влияние кризиса было более легким. В течение весны бизнес замедлился, часть клиентов уменьшили объемы заказов или отложили работу над новыми проектами.

В кризисные времена мы еще больше фокусируемся на сохранении команды и предоставлении качественных сервисов клиентам. Для этого переходим на agile-режим с краткосрочным планированием, оцениваем различные сценарии и оперативно запускаем соответствующие, зависимости от сигналов с рынка.

Нашей немедленной реакцией на кризис стала оптимизация операционных расходов компании, пересмотр приоритетов и запланированных ранее инвестиций. Компании пришлось также на несколько месяцев отложить повышение зарплат работникам, при этом все финансовые договоренности, включая бонусы, в течение всего времени выполнялись без изменений. Это временное ограничение мы сняли в середине лета.

Нашими клиентами являются представители различных сфер бизнеса. В основном это крупные компании, которые быстро сориентировались в ситуации, поняли, как управлять своим бизнесом в этих новых условиях, увидели для себя возможности.

Гибкий подход к управлению, отлаженные процессы дистанционной работы, а также качественное и диверсифицированное портфолио клиентов позволили SoftServe быстро вернуться к привычным темпам роста. В сентябре мы наняли наибольшее количество новых работников за всю 27-летнюю историю компании. Бизнес продолжает активно расти, у нас есть много карьерных возможностей и более 500 открытых вакансий в Украине.

В общем, оцениваем, что по итогам 2020-го показатели роста украинской IT-индустрии будут на 25–30% меньше, чем в предыдущие годы. Ранее темпы роста SoftServe были выше средних по рынку, в этом году прогнозируем сохранение этой тенденции.

Анна Согомонова, младший вице-президент, Head of Operations GlobalLogic:

 В 2019 году ІТ-рынок в Украине вырос на рекордные 30%. Но локдаун 2020 года замедлил динамику развития индустрии. Весной многие из топ-50 IT-компаний уменьшили количество открытых позиций или вовсе закрыли набор на проекты и сократили количество специалистов. Кризис особенно коснулся тех, кто ориентировался на небольшое количество заказчиков из сфер туризма, перевозок и других индустрий, пострадавших во время глобального карантина.

GlobalLogic единственной из топ-5 компаний удалось показать рост в первом полугодии 2020 года. За это время к нам присоединилось порядка 300 инженеров. Сейчас компания сотрудничает с более чем 5000 специалистов в Украине. Это стало возможным благодаря диверсифицированному портфелю заказчиков в том числе из сфер медицины и телекома.

Мы ожидаем рост по итогам текущего года, хоть и не такой стремительный, как раньше. В 2021 году нашим основным приоритетом останется безопасность специалистов, качественное выполнение проектов заказчиков и развитие ІТ-образования в Украине. 

Кроме того, мы уже наблюдаем процесс восстановления рынка после весеннего локдауна. К примеру, по нашим данным, количество открытых позиций на ІТ-рынке достигло средних показателей 2019 года. 

Несмотря на замедление мировой экономики в период глобального карантина, в мире также растет спрос на digital transformation и digital disruption, то есть создание новых бизнес-моделей, которые способны полностью изменить правила игры в целом ряде индустрий.

Виталий Кармазинский, управляющий директор «Luxoft Украина»:

 В этом году у нас происходит перебалансировка бизнеса между теми клиентами, которые больше пострадали от последствий пандемии, и теми, кто пострадал меньше. Это замедляет рост. Ожидаем, что с учетом сокращений в некоторых проектах, он будет минимальным.

По поводу работы в текущих условиях. Наши сотрудники будут работать в удаленном режиме еще ориентировочно 6–12 месяцев. При этом появятся специалисты, постоянно работающие удаленно даже после окончания карантина.

Виталий Седлер, СЕО и соучредитель Intellias:

 По результатам 2020 года, наша компания несколько отошла от привычного для себя роста. Мы ощутили существенное влияние пандемии в автомобильной отрасли, где Intellias традиционно имеет сильные позиции. Замедление automotive индустрии сказалось на нашем бизнесе в первом полугодии: клиенты сокращали проекты, просили о пересмотре цен и т. д.

Нашей стратегией в этот период было сохранение команды и всех ключевых компетенций, поэтому мы инвестировали в расширенный резерв специалистов, чтобы выходить из кризиса, имея основу для дальнейшего роста.

Фактически так и получилось. Сейчас видим увеличение спроса в том числе на автомобильном рынке. Вместе с этим появляется большое количество новых вакансий – сейчас у нас около 140–150 открытых позиций. Это самый высокий показатель за весь  2020 год. Ожидаем, что несмотря на все пертурбации, этот год закончим даже с небольшим ростом.

Главным фактором, повлиявшим на наши доходы, был коронакризис. Во ІІ и ІІІ квартале фиксировали отрицательную динамику доходов. Но сейчас все меняется. С начала года получили 25 новых клиентов, поэтому в IV квартале рассчитываем снова выйти на существенный рост.

Коронакризис показал, что глобальная цифровая трансформация и реализация новых бизнес-моделей, которые почти полностью зависят от информационных решений, должны проходить еще быстрее. Поэтому изменения будут ускоряться и соответственно спрос на ІТ-решения станет расти в течение следующих лет.

После экономического шока 2020-го следующий год должен стать периодом развития. В планах на 2021–2024 годы ожидаем возврат к активному росту на уровне 25–35%. Для этого инвестируем в свой рост, перестраиваем наши сейлз-команды и компетенции, анализируем рынок и ищем для себя новые возможности. На трех рынках – в Соединенных Штатах, немецкоязычной Европе и на Ближнем Востоке – мы уже имеем свои сейлз- и биздев-команды и планируем их расширять.

Сейчас в компании активно развиваем наш технологичный офис. Основная задача – сформировать и замкнуть полный цикл услуг для клиентов и партнеров от продуктовой идеи и консалтинга до полной реализации продукта и его поддержки. В то же время еще больше усиливаем наши решения в IT and Cloud Transformation, digital consulting и product design.

Дарья Горницкая, Director of Global Delivery Operations в Astound Commerce:

На протяжении 20 лет мы работаем только в e-commerce домене и помогаем глобальным игрокам ритейла развивать бизнес онлайн. С одной стороны, онлайн-сегмент с каждым годом растет, и потребность мирового бизнеса в решениях электронной коммерции только увеличивается.

С другой стороны, бренды не всегда готовы инвестировать в новые направления. Особенно, когда в эпоху «экономики впечатлений» компании пытаются придумать новые модели эмоционального взаимодействия (customer experience approach) с покупателями в физических/офлайн точках продаж (brick & mortar stores). Тут достаточно будет вспомнить флагманский магазин Nike на знаменитой Пятой авеню или же сеть универмагов Nordstrom.

Но, похоже, 2020 год полностью перевернул весь мир. Онлайн-сегмент стал не только ключевым бизнес-направлением, но и реальной необходимостью безопасных и быстрых покупок.

С началом локдауна мы тоже ощутили изменения в коммуникации и взаимодействии с клиентами. В основном это зависело от категории/сегмента, в котором находилась компания. К примеру, продукция компаний из фармацевтической отрасли, beauty-индустрии, бакалеи, sportswear в период первой фазы COVID-19 была востребована, бизнес чувствовал себя неплохо. Мы продолжали сотрудничество и работали над разработкой решений электронной коммерции.

Если же рассматривать, к примеру, сегмент luxury товаров, то тут ситуация сложнее. Во-первых, многие покупатели оставались дома на протяжении всей весны и отдавали предпочтение домашней удобной одежде. Во-вторых, для брендов luxury сегмента все же лучше совмещать и взаимодополнять офлайн- и онлайн-каналы продаж.

Несмотря на всемирный локдаун, часть наших клиентов рассматривали этот период как возможность подготовиться к новому сезону, масштабировать бизнес на новые рынки или же улучшить существующие e-commerce решения. Например, мы продолжили сотрудничество с британским брендом массовой одежды Boohoo Group запуском локальных магазинов в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Глобальный производитель ресторанного оборудования Parts Town, с которым мы работаем уже более 13 лет, за время карантина расширил свое присутствие на рынке ЕС.

Наша динамика доходов, клиентов и проектов менялась в зависимости от рынков присутствия и установленных правил соблюдения карантина на них; сегмента бизнеса, в котором работал заказчик и, конечно же, от его целей и планов развития на этот период. На протяжении трех кварталов 2020 года мы потеряли некоторых клиентов, с другими приостановили сотрудничество. В то же время подписали контракты со многими другими компаниями на разработку e-commerce решений.

Это позволило нам сохранить команды во всех инжиниринг-центрах, включая пять офисов в Украине и других странах, а также улучшить сервис, предлагая клиентам наиболее востребованные технологии и решения. В ІІІ квартале 2020 года начали работу над примерно 100 новых проектов (во ІІ – около 70). Это в два раза больше, чем в аналогичном квартале предыдущего года. 

Такой рост востребованности e-commerce решений бизнесом можно объяснить ростом онлайн-покупателей, количество которых, по данным Salesforce’s Q1 Shopping Index, увеличилось на 40% по сравнению с прошлым годом. А доходы онлайн-магазинов, которые предлагают купить товар на сайте и забрать в магазине (формат BOPIS – buy online, pick-up in store), в І квартале выросли на 27%. Бизнес максимально пытался интегрировать офлайн- и онлайн-каналы продаж, чтобы адаптироваться к новым реалиям. В июле Salesforce опубликовал Shopping Index по итогам ІІ квартала. Интересно, что, несмотря на открытие многих офлайн-магазинов, количество онлайн-покупателей остается стабильно высоким.

По прогнозам Salesforce, e-commerce будет расти, даже когда пандемия пойдет на спад. Поэтому мы достаточно оптимистичны по поводу развития нашего домена деятельности и компании в целом в 2021 году. Уже работаем над новыми технологиями в e-commerce: Headless Approach, Optimized SFRA implementation, live video shopping solution – VTail и др. Осваиваем новые рынки: открыли инжиниринг центр в турецком Измире и офис продаж в испанском Мадриде.

Конечно же, нестабильность рынка будет наблюдаться и в 2021 году, поскольку пока нет понимания, как будет развиваться ситуация с коронавирусом во второй и третьей фазах. Поэтому пересмотрели план найма инженеров на следующий год. Многие позиции уже закрываем за счет внутреннего кадрового резерва, а на рынке ищем опытных экспертов, которые дополнят нашу экспертизу. При текущей ситуации планируем расширение команды в первом полугодии 2021-го на 10%. Хотя план может меняться, учитывая рост новых контрактов и потребности бизнеса.


1 комментарий
Сортировка:
Добавить комментарий
Brendokhil
Brendokhil 2020, 26 октября, 18:54
0

а от куда у EPAM    кризис?

если   они берут денег   из бюджета Украины при этом они американская копания? Штаб-квартира: Ньютаун, Пенсильвания, США . У них кризис начнется через четыре года,когда   начнут   расследовать дела о хищение денег Украины,сразу после выбора нового президента,вот тогда к ним НАБУ зайдет у них будет кризис,а сейчас при  Зеленском откуда у них кризис?


IT Новости

Смотреть все