Авторы: президент и основатель DataArt Евгений Голанд и управляющий директор Алексей Миллер
В общих чертах 2020 год показал нам, что DataArt как компания защищен, хорошо подготовлен к кризисам, поэтому штормовые моря ему не страшны. Но мы также обнаружили, что кризис может выявить то, что необходимо изменить — будь то переосмысление будущего офисных помещений, переход исключительно на удаленную работу или стандартизация процесса, который недавно был лишь экспериментом. Ниже мы более подробно опишем некоторые наиболее важные уроки, полученные в этом году.
ГИБКОСТЬ
И снова мы убеждаемся, насколько важно быть гибкими: в работе с клиентами, со своими сотрудниками и с внутренними процессами. Прошедший год был хаотичным. Одни наши клиенты столкнулись с бо́льшим количеством проблем, чем другие; одни компании/отрасли столкнулись с серьезными трудностями, а другие пытались использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах.
Нашим ответом на пандемию стало немедленное начало переговоров с клиентами, чтобы создать условия, подходящие для всех. Теперь, оглядываясь назад, становится ясно, что мы преуспели, и заключенные нами сделки принесли пользу всем участникам. Мы смогли предложить скидки клиентам, столкнувшимся с проблемами, и при этом сохранили приемлемые результаты для себя. Самый главный наш вывод: очень важно иметь возможность гибко вести переговоры с клиентами и сотрудниками и быть достаточно отважными, чтобы при необходимости применять уникальный подход.
ЛУЧШЕ БЫСТРО ИЛИ ПРАВИЛЬНО?
Еще один важный вывод: гораздо важнее действовать быстро, чем действовать правильно. Обстоятельства меняются так быстро, что никто не может знать наверняка, что правильно, и подход «подождать и посмотреть» больше не работает. Примите, что нет ничего постыдного в том, чтобы ошибаться, и будьте готовы признать ошибки и изменить курс.
Организация должна действительно быть живой, чтобы обращать невзгоды в пользу.
НЕ ПАНИКОВАТЬ
Мы узнали, что даже в периоды большой неопределенности не поддаемся панике. Мы приняли решение сохранить всю нашу рабочую силу. Мы считаем своим величайшим достижением, что, несмотря на проблемы, связанные с пандемией COVID -19, мы сохранили весь наш персонал, работающий на постоянной работе — более 3500 сотрудников. Такой подход к работе обеспечил безопасность всем нашим сотрудникам и их семьям, когда они в ней больше всего нуждались, даже когда другие компании сокращали или отправляли в неоплачиваемый отпуск. Оглядываясь, мы видим, что это было правильное решение не только с точки зрения гуманности, но и с точки зрения стратегии. IТ-индустрия быстро восстановилась, и спрос на IТ-специалистов никогда не был таким высоким. Наша способность удовлетворять потребности клиентов сильна как никогда.
НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ КРИЗИСУ ПРОЙТИ ВПУСТУЮ
Кризис может стать хорошей возможностью посмотреть со стороны на свою компанию и задать вопросы, что работает, а что нет, и что нужно изменить. Реконструкция — ключевой элемент для любой развивающейся компании. Наш последний кризис был десять лет назад, а это означает, что было много вещей, которые, возможно, нуждаются в переосмыслении. Именно это мы и сделали в течение 2020 года. Кризис COVID-19 дал нам возможность внести необходимые изменения.
Например, мы реструктурировали наши команды по маркетингу и продажам, по работе с аккаунтами (клиентами), и предложили новую инициативу — Better. Название, вероятно, говорит само за себя, но ключевая идея — сосредоточиться на постоянном совершенствовании и укреплении наших процессов и коммуникаций вокруг слова «лучше» с точки зрения и операционной деятельности, и коммуникаций. Лучшие аккаунты, лучшие корпоративные услуги, лучший профессионализм, лучшие проекты продаж, лучшие маркетинговые коммуникации и лучшая поддержка.
УДАЛЕННАЯ РАБОТА И КОНЦЕПЦИЯ VIRTUAL FIRST
Дистанционная работа оказалась массивным экспериментом по изменению поведения и произвела революцию в методах нашей работы. Как сказал Уоррен Баффетт, «только когда волна отступает, ты видишь, кто плавал голышом».
В мире, где дистанционная работа в одночасье стала нормой, наш способ работы — гиперраспределенный, основанный на человеческих взаимоотношениях, а не на жестких структурах — вдруг стал единственным способом эффективной работы.
Оказалось, что мы хорошо подготовлены к переменам. DataArt — одна из очень немногих компаний, у которой первый инженер был в России, а первый клиент — в США. DataArt работал удаленно с первого дня существования — в этом году нам просто нужно было масштабироваться. Компании, которые цеплялись за старый способ работы, оказались плавающими голышом.
Мы увидели, что можно не только пережить пандемию, но и создать впечатляющую новую технологию и обеспечить отличное обслуживание клиентов в плоском, распределенном и удаленном мире. Более того, в дальнейшем мы собираемся внедрить политику 100-процентной дистанционной работы. Сотрудники не будут привязаны к конкретному офису и начнут работать полностью удаленно. То, что когда-то было исключением, теперь стало правилом, и это — ценные положительные изменения для сотрудников.
ГОТОВЫ К ВИРТУАЛЬНОСТИ
Переход на модель удаленной работы (Virtual First) может быть гладким, если в компании есть определенные процессы. Переход был гладким для нас, потому что:
- Наша культура всегда ставила людей и доверие на первое место. В DataArt приоритет отдается доверию. Кризис пролил свет на то, насколько жизненно важно доверие.
- Наши технологии и бизнес-модель всегда позволяли использовать несколько режимов работы с сильным акцентом на виртуальное сотрудничество.
- Наша система InfoSec & Compliance хорошо оснащена и готова к удаленной работе. Во время кризиса мы наблюдали огромный всплеск хакерских и фишинговых атак, но были хорошо подготовлены к этому. Ключевой урок: никогда не забывайте об основах, процессы безопасности должны быть надежными.
- В отличие от наших конкурентов, менеджеры и тимлиды DataArt всегда знали, как управлять, оценивать производительность и мотивировать команду удаленно.
ОФИСНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Теперь мы видим, что роль офисных помещений должна измениться. Большие открытые пространства могут стать историей, и сейчас мы работаем с архитекторами, которые помогут нам трансформировать наши офисы по всему миру. Небольшие и более уютные офисы могут стать более подходящим вариантом.
САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЛЮДИ, А ЗАТЕМ — ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА
Независимо от кризиса, наш основной принцип — «люди важнее всего» — остается неизменным.
На протяжении 2020 года нашим главным приоритетом было заботиться о сотрудниках, предлагая им безопасность (наше ценностное предложение), надежность (проведение опросов и выяснение их потребностей) и пространство (доступ к сообществам и/или групповым событиям офлайн).
Доступ к сообществам и групповым событиям, к службе поддержки DataArt для решения любых проблем, связанных с психическим здоровьем, оказался ключевым фактором, помогающим коллегам оставаться в лучшей форме. Пандемия 2020 года показала нам, что все сводится к людям и человеческим отношениям. Человеческие отношения сложны, и роль компании — быть посредником. Пандемия четко указала на неравенство не только в бизнесе (в разных индустриях), но и в обществе в целом. Модель удаленной работы позволяет людям сохранять рабочие места и даже работать за пределами городов в уединенных регионах. Важно помнить, что не у всех есть такая возможность. В дальнейшем крайне важно, чтобы мы не забывали об этом и искали новые пути обеспечения более справедливых и равноправных условий труда для всех.
0 комментариев
Добавить комментарий