Кнут Руффер — основатель IT-компании Scalors с центром разработки в Киеве, где работают 75 специалистов, инвестор шести стартапов и владелец трех компаний. Кнут рассказывает, как стартаперам и предпринимателям искать партнеров для бизнеса.
Об открытии собственной компании
Мне никогда не нравилось работать на кого-то, поэтому я открыл свою компанию. Родители с детства учили: если чего-то хочешь, пойди заработай и купи сам. Уже в 12 лет я продавал вещи на блошином рынке и заработал на первый компьютер.
Карьеру начал разработчиком, затем изучал экономику и консультировал по проектам. Позже меня наняли в качестве технического директора для стартапа в Гамбурге, после чего повысили до генерального директора. Эту должность я занимал три года. Также консультировал инвестора по стартапам, куда стоит вкладывать деньги, а куда – нет.
Теперь инвестирую сам.
О выборе партнера для стартапа
Первый раз я выбрал партнера для Scalors неправильно, и мне пришлось через многое пройти, чтобы это понять.
Например, я дважды выбирал в партнеры друзей. Но дружба ослепляет, и это было основной проблемой. Я не смог разглядеть негативные качества, которые плохо сказались на ведении бизнеса: нервозность, плохую память, отсутствие желания выходить из зоны комфорта.
Однако я видел успешные компании, где партнеры были очень хорошими друзьями. Как и компании, основатели которых становились хорошими друзьями в процессе партнерства, а также и компании, где дружба распалась.
Однажды я работал с рекламным агентством в Гамбурге. Сооснователи агентства отправились в кругосветное путешествие после того, как продали компанию. Затем я инвестировал стартап в Берлине, где основатели были друзьями и решили вместе построить бизнес. В этой компании дела шли неплохо, но прибыль не росла. Поэтому они совместно открыли вторую компанию, которая стала успешной. Они по сей день приятели и успешные предприниматели.
Самое важное — выбрать человека, который дополняет твои навыки. Например, если ты разбираешься в технологиях и продуктах, может получиться неплохой тандем с человеком, который хорош в маркетинге и продажах.
О правильном нетворкинге
Когда вести бизнес с друзьями не получилось, я решил искать партнеров иначе. Но, к сожалению, Тиндера для бизнес-связей не существует. И я подумал, что нетворкинг — лучшая идея. Однако если идешь на конференцию, чтобы найти партнера или инвестора, есть риск попасть на человека, который умеет очень хорошо себя продавать. Нужно быть таким же искусным продавцом, чтобы понять истинный настрой и характер человека.
Так я пришел к тому, что стоит настраивать контакты с полезными людьми, а через них находить тех, кто нужен. Например, я долгое время был клиентом Ciklum, и со своим вторым партнером Scalors я познакомился через основателя Ciklum Торбена Майгаарда.
Так я понял, что суть нетворкинга в том, чтобы рассказывать правильным людям о себе и своей компании в нужном месте и в нужное время. Это может быть не только конференция, но и бар или другое неформальное место. Однажды я помог человеку найти работу спустя год после знакомства, потому что мы обменялись контактами.
Самая большая ошибка — навязчиво рассказывать о своей компании и пытаться продать свои услуги: никто не любит торгашей.
Один партнер или несколько?
Партнер необязательно должен быть один. Партнерство с равным распределением доли 50/50 чаще всего вызывает разногласия, так как одному из двух приходится принимать решение. Можно партнериться с большим количеством людей, особенно это актуально для тех, у кого отсутствует опыт.
Я наставляю стартапы в Берлине, которые прошли Институт Основателей (The Founder Institute). Это интенсивная программа, рассчитанная на три месяца, где участники знакомятся с потенциальным партнером или приходят вместе на курс. За период обучения люди обычно могут понять, получится ли у них работать вместе.
На что обращать внимание, чтобы не ошибиться? Первые два-три года стартапа наиболее важные. В твоей жизни нет больше ничего, компания — это твоя семья и ребенок. И если кто-то не готов работать так же много, с ним не стоит сотрудничать.
Некоторых людей, с которыми я вел бизнес, очень волновал баланс между работой и личной жизнью. Они работали около 35 часов в неделю, когда я работал по 120 часов. Они могли бы быть мне хорошими консультантами, фрилансерами, сотрудниками, но не партнерами.
Одна из причин, по которой я разошелся со своим партнером, заключалась в том, что у нас было совершенно разное видение будущего. Когда в Scalors было 25 сотрудников, я фокусировался на росте компании, хотел нанять еще больше менеджеров по продажам и разработчиков. А мой партнер, наоборот, хотел стабильности, оставить все как есть. Новые клиенты и сотрудники у него ассоциировались со стрессом и риском.
Нужен ли опыт для того, чтобы создать стартап?
В качестве инвестора я видел очень молодых основателей, которые пытались найти себе более опытных соучредителей. Причем у людей почти не было коммерческого опыта, кроме стажировки. Но у них была хорошая идея и 100 % настрой на успех, поэтому им удалось достичь своих целей. Например, инкубатор Rocket Internet инвестировал в стартап Zalando shoes, один из самых крупных среди обувных компаний Европы. Их выбрали среди других 250 стартапов по программе Entrepreneur in Residence.
Это программа, по которой более опытные предприниматели обучают и помогают людям без опыта построить компанию. Молодые ребята проводят пару недель в разных стартапах и учатся управлять компанией, изучают маркетинг, менеджмент и IT.
Первый тип кандидатов программы Entrepreneur in Residence — это те, кто уже построил стартап или закончил престижный университет. Второй тип кандидатов – те, что работали в одной из крупных консалтинговых компаний, таких как Deloyeed, Boston Consulting Group, McKinsey & Company, KPMG.
Так формируются стартапы из команды людей, у которых совершенно разные навыки и опыт.
Источник: mc.today
0 комментариев
Добавить комментарий