Какие сотрудники станут самыми ценными в кризис и как бизнесу адаптироваться – мнение

  • 23 марта, 09:59
  • 837
  • 0

Сколько бы ни продлился карантин, он неизбежно изменит работу как отдельных команд, так и целых компаний. О влиянии коронавируса на бизнес в целом и рекрутинг в частности рассказали основатель и исполнительный директор рекрутингового агентства INDIGO Tech Recruiters Анна Стеценко и Екатерина Осадчук.


Что изменится в бизнесе

Три недели — как раз тот срок, за который у человека вырабатывается новая привычка. Есть шанс, что много специалистов так и продолжат работать удаленно.

Какие сотрудники станут самыми ценными в кризис и как бизнесу адаптироваться – мнение

Анна Стеценко и Екатерина Осадчук

Подстроятся к новому формату работы и организации: вынужденно научатся экономить на офисах. Остается открытым вопрос, что будет с офисными пространствами после окончания карантина — компании, вероятно, захотят пересчитать, насколько целесообразно использовать занимаемые площади.

Часть сотрудников переведут на проектную работу. Скорее всего, компании в этот период станут активнее пользоваться услугами фрилансеров и внешних подрядчиков, предпочитая краткосрочные контракты найму штатных специалистов. Но сохранится ли такая тенденция и после окончания карантина — покажет время.

Мы увидим изменения и в каналах коммуникации с потребителем: реклама сейчас быстро переориентируется на СМС, ТВ и интернет, а наружный формат и печатные издания временно останутся не у дел.

Специальности повышенного спроса − параноидальные директора и эксперты по душевному спокойствию.

Медиа говорили, что людей вскоре заменят роботы. Но в период карантина оказалось, что люди все же нужны намного больше. Ситуативно растет спрос на курьеров, водителей, операторов колл-центров. У компании Amazon уже сейчас запрос на 100 тысяч операторов, и это не предел. Также растущая нагрузка на провайдеров может привести к повышенному спросу на инженеров и системных администраторов.

Список специалистов, которые станут более востребованы и после карантинного периода

Будут в цене толковые кризис-менеджеры и инноваторы. Сменятся управленцы и топ-менеджеры — отдадут предпочтение тем, кто умеет быстро реагировать на новые вызовы и успел доказать это в деле. В своей книге «Легко не будет» Бен Горовиц описал два типа исполнительных директоров, а глава компании Genesis Владимир Многолетний дополнил эти типы еще двумя — так вот, согласно такой классификации, компаниям нужны будут параноидальные директора в состоянии войны.

Матрица типов СЕО

Все больше бизнесов захотят достичь большего с уже существующей командой, а значит, возрастет спрос на опытных менеджеров проектов, скрам-мастеров — в общем, всех тех специалистов, которые помогут грамотно выстроить приоритетность задач, организовать эффективные мозговые штурмы, оптимизировать процессы.

Также понадобятся аналитики и финансовые специалисты, способные оптимизировать бюджет организации. Ряд компаний захочет усилить отдел продаж, возрастет спрос на проактивных продажников, которые умеют работать с долгим циклом продаж.

Наконец, востребованы будут специалисты, которые приносят душевное спокойствие: психотерапевты, консультанты, психологи. В период тревожности и перемен нам очень важно слышать, что все будет хорошо.

Есть сферы, которые только выиграют от карантина и происходящих изменений: это, в первую очередь, ecommerce, разработчики игр, развлекательные онлайн-платформы, онлайн-обучение, интернет-маркетинг, а также медицина. Хорошо себя будут чувствовать стартапы, которые уже получили инвестиции — они продолжат работу над своими продуктами, а искать новых сотрудников им станет немного легче. Сохранят свои позиции и инновационные технологические проекты в сферах биотехнологий, космических технологий, интернета вещей (IoT) и робототехники.

Для тех, кто в найме: время учиться и копить деньги

Что, если потратить время вынужденной изоляции на самосовершенствование? При должной мотивации и самодисциплине карантин может превратиться в повод для качественного роста, благо многие онлайн-курсы сейчас открыли программы для льготного или вовсе бесплатного доступа.

За пару часов в день, освободившихся от ежедневных поездок на работу и обратно, можно подтянуть английский или получить сертификаты, которые позволят конкурировать на рынке труда. А возможно, и посмотреть в сторону новых профессий — особенно тем, кто попал под сокращение.

Еще один совет наемным сотрудникам — подумать о финансовой подушке. Коронавирус стал мощным напоминанием о том, как важна финансовая грамотность.

Коронавирус и рекрутинг

Основная тенденция — массовый переход компаний на удаленную работу, в том числе и тех, которые раньше даже не рассматривали такой формат. Наряду с этим многие зарубежные компании притормозили релокейт-проекты, а соискатели заняли выжидательную позицию. Даже востребованные IT-специалисты стали больше держаться за свои рабочие места. Разработчики опасаются переходить на новое место, поскольку есть риск попасть под сокращение.

Для HR-специалистов карантин может стать отличным поводом, чтобы расширить сеть профессиональных контактов — например, через новые онлайн-знакомства. Еще одна идея — на волонтерских началах помогать искать новую работу тем специалистам, которые попали под сокращение.

В общем, правило то же, что и для остальных: превратить период неопределенности во время для профессионального роста и позитивных изменений.

Рекомендации для компаний

Карантин — не время для резких решений. Очень важно не поддаваться паническим настроениям, ведь кризис начинается именно тогда, когда люди начинают вести себя иррационально и идут на поводу у негативных эмоций. Вместо этого стоит сделать вот что:

  1. Держать баланс заботы о бизнесе и команде. Здорово, если получится сохранить команду по максимуму — карантин закончится, и важные для компании люди должны остаться в ней. Один из способов проявить заботу о сотрудниках — медстраховка: как минимум изучить варианты, просчитать расходы, понять, готов ли бизнес дополнительно взять такую финансовую нагрузку.
  2. Искать новые рынки и возможности, чтобы выйти из карантина новой, улучшенной версией себя. Например, в кризис 2008 года у нас в Indigo отпали практически все вакансии, не связанные с IT. В итоге наше агентство специализируется как раз на вакансиях для технологических компаний.
  3. Активизировать обучающие активности внутри компании: вебинары, курсы, тренинги, менторство. Пусть сотрудники вместо того, чтобы панически читать сводки новостей, запускают книжный клуб или напишут обучающую статью для корпоративной википедии.
  4. Самое время навести порядок в процессах, внедрить решения по автоматизации и цифровой трансформации бизнеса. Коронавирус намекнул, что откладывать дальше уже некуда.

Еще сейчас как никогда важно, чтобы и люди, и бизнес были социально ответственными, помогая тем, кому сложнее всего. Коронавирус испытывает бизнес на прочность и человечность. Чем больше поддержки мы окажем друг другу, чем активнее будем делиться знаниями, экспертизой и ресурсами, тем скорее и благополучнее преодолеем кризис.

Источник: mc.today


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий