В первую очередь кризис коснулся ресторанов, отелей, туристических компаний и тех, кто предоставляет услуги вроде стрижки и ремонта техники. Спустя три недели стало понятно: проблемы возникнут почти у всех, включая более устойчивые IT-компании.
В партнерском проекте с инвестиционно-консалтинговой компанией Asatria MC.today спросил у украинских аутсорсинговых IT-компаний, как они переживают кризис.
Павел Обод, директор Sloboda studio
Офисы в Харькове и Черкассах, около 70 сотрудников
О клиентах
Изменения мы почувствовали сразу. Один клиент, проект по аренде байков в Калифорнии, вообще остановил работу. Разработчиков для этого проекта мы нанимали со стороны, поэтому сотрудники Sloboda studio без работы не остались. Но мы лишились проекта.
Около пяти заказчиков попросили урезать бюджеты на 20-30 %. Еще часть проектов, которые должны были вот-вот запуститься, так и не запустились. Проблем с платежами не заметили, скорее наоборот – заплатили те, кто раньше опаздывал и тянул. Скидок или акций для привлечения новых клиентов делать не планируем.
О команде
Технически команда перешла на «удаленку» легко, но некоторые сотрудники говорят, что им сложнее концентрироваться и ситуация давит психологически. Мы пытаемся добавить живого общения, регулярно проводим видеозвонки. Буквально на днях подключили штатного психолога, с ним может поговорить любой сотрудник.
Массовых сокращений нет, попрощались только с двумя людьми. Это решение давно зрело, мы были не совсем довольны их эффективностью. Зарплаты никому не урезали, но если кризис затянется, придется это делать. Сейчас у компании открыто несколько вакансий, все – начинающие разработчики на фронтенд.
О работе в кризис
Сократили на 50 % расходы на офисы и от одного офиса из четырех отказались. Это было в планах, коронавирус только ускорил принятие решения.
У нас нет ни одного заказчика, который приносил бы больше 20 % от оборота. За счет этого компания довольно устойчива, пока что оборотных средств хватает. Мы считаем, что еще около полугода ситуация улучшаться не будет, а потом – будет видно.
Роман Катеринчик, основатель компании Artjoker
Офисы в Харькове и Киеве, 120 сотрудников
О клиентах
Мы работаем в основном с клиентами из Европы, многие – стартапы. У них карантин начался на 3-4 недели раньше, чем у нас. К началу карантина почти все проекты, которые должны были запуститься, поставили на паузу. Скорее всего, она затянется до снятия ограничений.
Крупные компании работают, но перешли в режим экономии. Параллельно с разработкой мы предлагаем клиентам услуги по маркетингу. От них отказалось около 40 % компаний, поскольку на маркетинге экономят в первую очередь.
Индустрии, где все хорошо, наперечет: фармацевтика, доставка и онлайн-сервисы. Это около 10-15 % наших клиентов. Основная часть заказчиков – это финтех-сервисы и электронная коммерция, спад мы оцениваем в 30-40 %.
Клиенты сейчас хуже расстаются с деньгами, тормозят новые проекты и развитие. Некоторые заказчики отпадают уже на финальных стадиях. Мы идем на уступки, предлагаем и отсрочки, и реструктуризацию платежей. Сделали акции на некоторые продукты, которые хуже продаются или на которых освободились люди.
О команде
Из-за отмены части проектов у нас резко выросло количество сотрудников, которые ничем не заняты. В первую очередь это персонал офисов, но есть и разработчики. Мы ищем решения, переводим их на внутренние проекты, но с частью все-таки придется временно расстаться. Еще часть команды пришлось перевести на специальные условия, например, на сокращение рабочих часов. Но это частные случаи, не более 10 % команды. Когда карантин закончится, мы планируем вернуться в обычный режим.
У нас все еще открыты вакансии специалистов, которых в обычное время сложно найти – до пяти. Но большинство вакансий на время карантина мы закрыли.
О работе в кризис
У нас в компании было несколько внутренних стартапов, которые мы разработали и запустили в прошлом году, сейчас все поставили на паузу.
Пытаемся адаптироваться и заходить в новые ниши. Несколько недель назад стали продвигать чат-бот для доставки продуктов питания или блюд из ресторанов. Запуск для ресторана обойдется в $500, внутри можно легко администрировать товары и заказы. За неделю карантина мы получили больше 100 заявок, из них 20 на этапе запуска.
Андрей Хомын, директор по маркетингу bvblogic
Офисы в Черновцах, Сумах, Ивано-Франковске, 100 сотрудников
О клиентах
Количество запросов от клиентов у нас не уменьшается. Около 10 проектов, в том числе сервис такси, доставки, бизнес по пошиву костюмов поставили на паузу. В то же время с начала карантина мы начали работу над шестью новыми проектами. Вырос спрос на создание сайтов и решения для онлайн-торговли.
Клиентам, которые с нами давно, мы предлагаем рассрочки платежей. И новые, и старые заказчики просят о снижении рейта – это оплата работы разработчика в час. В среднем ожидают снижения на несколько долларов.
О команде
Зарплаты мы не снижали. Изменения коснулись только тех, кто работает на бенче. Мы перевели их на ставку, чтобы сохранить людей в компании. Если кризис затянется, то рассматриваем снижение зарплат. Открытых вакансий у нас нет.
Активнее всего работает отдел продаж. Если карантин продлится долго, придется перестраивать работу компании полностью – на расстоянии поддерживать командный дух и эффективность сложно.
О работе в кризис
У нас работают три офиса. Пока они открыты, мы не запрещаем в них ходить. Арендная плата не менялась, если карантин продлят – будем просить о скидках. Экономим на маркетинге, чтобы не попасть в кассовые разрывы. Урезали расходы на SMM и PPC, совсем нет расходов на мероприятия и конференции.
Кризис открыл много интересных направлений: онлайн-торговля, обучение, доставка, здравоохранение. Сейчас мы работаем над сервисом доставки еды в Камеруне (аналог в UberEats или Glovo), платформой онлайн-обучения и несколькими маркетплейсами.
Артур Асатридис, серийный предприниматель, основатель игровой компании UpGames и инвестиционно-консалтинговой компании Asatria
В Украине нет доверия к политической системе, людей друг к другу, поэтому в IT доминирует аутсорсная бизнес-модель. Аутсорс – результат всеобщего мышления в стране, где люди живут сегодняшним днем. Но это очень уязвимая ниша. В любой момент заказчик IT-компании может сказать: «Я заморожу проект и через полгода продолжу».
Что делает большинство компаний, когда сокращается выручка, когда клиенты замораживают заказы, когда формируется большой кассовый разрыв? Сокращают сотрудников. Кризис наступил – выбросили, когда нужно – дешево купили, подороже продали. В атмосфере страха, когда сотрудники знают, что их в любой момент могут заменить, они не способны что-то создавать.
Многие ли CEO себе сокращают зарплаты, чтоб сохранить зарплаты коллектива? Если директор компании не ощущает тех же финансовых проблем, что и его сотрудники, ту же боль, что и они, если он в онлайне, попивая вино, одним махом массово сокращает людей, значит он в жизни ничего понял.
Те компании, которые смогут найти силы что-то поменять, но не увольнять людей, не просто сохранят позиции, но и выйдут из «коронакризиса» победителями.
Мы в Asatria запускаем инициативу финансовой поддержки для IT-компаний.
Наши деньги будут направлены на закрытие кассового разрыва и поддержку предпринимателей с прогрессивным мышлением. То есть для тех компаний, которые мыслят будущим – не только своим и своей компании, но и будущим страны. С директорами компаний, которые относятся к сотрудникам как к пушечному мясу, нам не по пути.
Для сознательных CEO наша инициатива станет возможностью «пересобраться» и быть в сильной позиции, когда кризис закончится. Мы предлагаем помощь деньгами и консультациями – с нами работают специалисты по кризис-менеджменту и люди, которые подскажут, как развивать компанию.
Деньги – это лишь ресурс. Наша основная цель – определить лучших и прокачать их, сделав лидерами нового времени.
Андрей Лазоренко, совладелец Ideasoft
Офис в Харькове, около 100 сотрудников
О клиентах
Клиенты из реального сектора и те, кто финансирует проекты из доходов реального сектора, сократили бюджеты. Приведу пример. Мы работаем с крупным импортером автозапчастей в Израиле. Из-за задержек в цепочке поставок они потеряли полмиллиона долларов за неделю. Планировать свою прибыль они сейчас не могут, а мы не можем планировать работу с ними.
У нас было два крупных проекта на финальной стадии подписания договора – установка приватной беспроводной сети в крупном порту и перестройка шотландского классического банка в современный. Оба клиента, закончив с бизнес-анализом, поставили разработку на паузу.
Таких клиентов у нас мало. 30 % наших клиентов – продукты для кризис-менеджмента, удаленного контроля, всё, что позволяет людям работать, жить и развлекаться удаленно. Они запускают новые проекты, поэтому наша компания сейчас растет.
Есть два продукта, которые выросли в обороте на 600 % за месяц. Первый – что-то наподобие Jira для банков, позволяющий контролировать вертикаль банковских менеджеров. Второй – приложение для командных и персональных тренировочных программ и связи между спортсменами и тренерами.
О команде
Сотрудники стали ответственнее относиться к своим обязанностям из-за страха потерять работу, текучка кадров резко уменьшилась.
Продуктивность не упала, скорее выросла. Мы давно рассматривали вариант работы части компании в удаленном режиме и еще год назад настроили процессы. Используем правильно настроенный набор из экосистемы Atlassian (Jira, Requirements, Gantt, Bitbucket, Jenkins и так далее), который позволяет сделать разработку «безымянной» и не зависящей от конкретных членов команды, выстроить процесс сдачи проектов.
Сейчас у нас около 14 новых вакансий. Пока не планируем уменьшать ни зарплаты, ни бонусы.
О работе в кризис
Украинские банки начали тормозить платежи, ужесточился финансовый мониторинг. Из-за этого работать стало сложнее технически.
Пока офисы закрыты, мы сократили траты на них, в том числе проанализировали, какие сотрудники нужны для их обслуживания, а какие – нет.
Мы планируем вырасти на 25-30 % до конца года. Для этого сфокусировались на проектах, которые на этапе быстрого роста. Еще у нас идут переговоры по слиянию с профильным израильским холдингом.
Наталія Аньон, директор Svitla Systems
Офіси в Києві, Харкові, Львові, а також США, Мексиці та Європі, близько 600 співробітників
Про клієнтів
Кілька клієнтів скоротили команди або зупинили проекти повністю.
Активні проекти працюють без змін. Вони в різних сферах – готельний бізнес, геномні дослідження, страхування, транспорт, нерухомість, CRM-системи, електронні карти.
Про команду
Ми шукаємо нові проекти для співробітників, які працювали на зупинених. Якщо не зможемо цього зробити – доведеться звільняти людей. У нас відкрито кілька десятків вакансій, але зараз пріоритет для людей з компанії. Ми будемо віддавати всю роботу їм, щоби зберегти команду. Зарплати не скорочували і не плануємо.
Про роботу під час кризи
На нашу операційну діяльність криза сильно не вплинула. У нас є офіси в Америці, Європі і Мексиці, працювати віддалено для нас звично. Ми перевели всіх співробітників на дистанційну роботу за кілька днів. Їм допомогли з облаштуванням робочих місць вдома, кому треба було − надали техніку.
Заощаджуємо на операційних витратах, в тому числі і на офісах. Ще скоротили витрати на маркетинг і дизайн.
Источник: MC.today
0 комментариев
Добавить комментарий