Приложение «Дія» могло бы стоить $100 тыс.. Как в EPAM создавали «государство в смартфоне»

  • 3 февраля, 09:11
  • 6022
  • 0

В середине декабря Министерство цифровой трансформации запустило бета-версию приложения для госуслуг «Дія». Почти два месяца его тестировали 20 тыс. человек. Полноценный релиз приложения должен был состояться 30 января, но его перенесли на неделю.

Разработкой приложения на волонтерских началах занимался украинский офис компании EPAM. Роман Шрамков, директор по технологическим решениям EPAM и один из лидеров команды IT-волонтеров, рассказал, как создавалось главное приложение для госуслуг, понравилось ли айтишникам работать с чиновниками и сколько могла бы стоить их работа, если бы за нее платили.


Как началось сотрудничество EPAM и Министерства цифровой трансформации

Наше сотрудничество с Минцифрой началось с технического аудита цифровых государственных сервисов – нас попросили изучить уже готовые и планируемые к выпуску услуги, дать свои рекомендации.

Приложение «Дія» могло бы стоить $100 тыс.. Как в EPAM создавали «государство в смартфоне»

Роман Шрамков

Для нас это нормальная практика. Иногда мы можем консультировать госорганы, некоммерческие и благотворительные организации. Участие в волонтерских инициативах дает возможность специалистам немного отвлечься от основных проектов.

Сначала даже не было и речи о создании отдельного приложения для мобильных устройств. Но на одной из общих встреч с командой Министерства Михаил Федоров, который довольно активно участвует в подобных обсуждениях, предложил разработать не только архитектуру, но и мобильное приложение для госуслуг с базовым функционалом – такой себе MVP (минимально жизнеспособный продукт), который в дальнейшем смогут модернизировать и добавлять в него новый функционал.

Конечно, такое предложение нас очень заинтересовало. Когда еще выпадет шанс сделать что-то новое и действительно классное для государства, то, что реально упростит жизнь украинцам?

Почему для разработки приложения выбрали именно EPAM? У нас есть экспертиза в разработке цифровых государственных услуг – ряд стран уже успешно используют решения сделанные ЕРАM. К сожалению, мы не можем упоминать клиентов в силу действия договора о неразглашении.

По поводу наличия у Министерства других предложений не знаю, так как речь не шла о коммерческом проекте, мы особо этим не интересовались.

Об основных этапах разработки

Первые обсуждения концепции приложения начались в октябре. В начале ноября мы активно погрузились в создание платформы.

Наша часть в проекте – техническая. То есть, мы написали само приложение, разработали его архитектуру. UI/UX дизайн разрабатывался командой из Spiilka и курировался Мстиславом Баником, отвечающим за разработку со стороны Министерства.

Первый релиз вышел ровно через четыре недели. Это была альфа-версия для узкого круга первых тестировщиков (среди них самым активным был Михаил Федоров), которая уже умела выполнять основные функции:

  • Авторизацию пользователя (на том этапе – только через «ПриватБанк» и monobank);
  • Связь с реестрами МВД;
  • Вывод информации о документах на экран смартфона.

К концу декабря приложение было полностью готово для бета-релиза и сбора обратной связи от первых реальных пользователей.

Работа над «Дія» идет постоянно, мы регулярно исправляем «шероховатости», где-то добавляем новые мелочи и «украшательства». Но, по большому счету, наша задача – создать MVP мобильного приложения для госуслуг – на данный момент полностью выполнена.

Приложение «Дія» могло бы стоить $100 тыс.. Как в EPAM создавали «государство в смартфоне»

О команде, которая работала над приложением

В среднем с нашей стороны постоянно вовлеченными в проект было около 35 человек. Большая часть специалистов занимались еще и клиентскими проектами ЕРАМ, поэтому работали в свободное от основной занятости время.

Команда состояла из стандартного для подобных проектов костяка: проектный/продукт менеджер, delivery-менеджер, бизнес-аналитики, группы front-end и back-end разработки, инженеры по безопасности, devops-специалисты, тестировщики.

Многие участники проекта работали не полный день и только онлайн, даже находясь в одном офисе. Так что все вместе мы встретились в первый раз в кафе, когда собрались отметить первый бета-релиз. Ребята были уставшие, но очень воодушевленные.

По количеству затраченных часов на разработку точно сказать не могу – так как проект волонтерский, мы не вели детальный учет времени.

Но если бы ЕРАМ подобный проект разрабатывал на коммерческих условиях, то его стоимость стартовала бы с отметки в сто тысяч долларов и выше, в зависимости от конечного функционала. Но это довольно примерные цифры.

Как взаимодействовали с командой Минцифры

Для управления проектом мы использовали метод Scrum. Каждый день проводили синхронизацию с командой Минцифры в онлайн-режиме – делились прогрессом, сложностями, с которыми столкнулись, сверялись с перечнем задач в Jira.

Раз в две недели планировали и выделяли приоритеты для следующих спринтов.

Коммуникация с Министерством была очень комфортной, что нас немного удивило на начальном этапе – ты ждешь, что люди из госсектора будут вести общение в стиле «сверху вниз», как-то усложнять работу не всегда системным подходом. Здесь всего этого не было.

Каким приложение получилось в итоге

По итогу нашей работы Министерство получило продукт, который дает возможность оцифровать и сделать действительно удобное использование таких документов, как водительское удостоверение, технический паспорт и страховой полис на транспортное средство, студенческий билет.

Архитектура приложения построена таким образом, что дальнейшее расширение перечня документов и функционала не потребует от будущей команды значительных затрат времени.

По большей части, отзывы о работе приложения положительные. Например, кто-то радуется, что вообще не носит с собой кошелек – все, что нужно человеку в течение дня, уже собрано в его смартфоне. Кто-то решил вопрос с использованием одного авто на двоих членов семьи – теперь у мужа техпаспорт в смартфоне, а жена носит с собой пластик, и проблемы с забытым документом больше нет.

Если говорить о жалобах, то они, естественно, есть – для этого и была запущена бета. Однако подавляющее большинство обратной связи сейчас вызвано «контентом», с которым работает приложение – реестрами.

Наиболее распространенная проблема, когда у пользователей не подтягивается тот или иной документ, отсутствует фото в водительском удостоверении. Увы, мы не всегда можем повлиять на эту ситуацию, таково состояние данных в реестрах МВД.

Единственный выход – обращаться в соответствующие органы с просьбой обновить информацию о себе. Кстати, в этой ситуации есть и плюс – это стимул актуализировать государственные базы данных.

Приложение «Дія» могло бы стоить $100 тыс.. Как в EPAM создавали «государство в смартфоне»

О безопасности приложения

Потенциальная аудитория приложения только на данном этапе, по данным Минцифры, – около десяти миллионов украинцев (это количество людей, у которых есть водительское удостоверение). Поэтому мы крайне внимательно отнеслись как к вопросам нагрузки, так и к сохранности персональных данных.

Мы провели несколько серий нагрузочного тестирования, которые подтвердили устойчивость «Дія» к большому количеству пользователей и запросов. Однако данные тестов показали, что слабым местом оказался реестр – он мог не выдержать нужного количества пользователей.

В результате таких выводов, мощности реестра были соответственно увеличены. Предпосылок к тому, что система «упадет» после официального релиза нет, хотя от случайностей никто не застрахован. Мы будем готовы.

Будет ли EPAM продолжать работать над приложением

Над проектом команда ЕРАМ проработает еще до конца февраля. Мы завершим работу над добавлением в приложение студенческого билета, страховки для авто. Возможно, успеем закончить интеграцию паспортов. К этому же сроку планируем завершить процесс передачи знаний IT-команде Минцифры, которую сейчас активно набирают.

Для ЕРАМ участие в этом проекте – хорошая возможность помочь стране, используя знания и опыт наших специалистов.

Один из наших ключевых архитекторов так пояснил свое участие: в свое время он получил бесплатное высшее образование в сфере IТ, которое дало ему эту работу, и сейчас у него появилась возможность отблагодарить за это государство.

Впечатления от работы над проектом и у меня, и у всей команды крайне положительные. Коллеги из Минцифры действительно компетентны, горят проектом абсолютно на всех уровнях – от менеджмента до разработчиков. Ключевыми контактами для нас были Мстислав Баник, и Владимир Брусиловский, проектный менеджер «Дія».

Михаил Федоров был частым гостем на наших ежедневных встречах, поддерживал команду, делился обратной связью и новыми идеями. Вполне могу сказать, что работа над проектом превзошла мои ожидания. И хотел бы сказать спасибо всем коллегам, которые с нами работали.

Источник: mc.today


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий

IT Новости

Смотреть все