В очередном выпуске Fedoriv vlog Андрей Федорив поговорил с руководителями крупнейших креативных агентств Украины.
Проблемы у всей рекламной сферы одинаковые – в кризис предприниматели режут расходы на маркетинг в первую очередь. Все, что можно поставить на паузу или перенести – ставят и переносят. Так, как лучшие агентства Украины справляются с ситуацией?
Banda Agency, Павел Вржещ
О команде и удаленной работе. Первую неделю у нас была эйфория от перехода в онлайн. Но она прошла и продуктивность работы постепенно будет падать, пока не превратится во что-то ужасное. Нам не хватает возможности посидеть командой, вместе посмеяться.
Если вы предприниматель по духу, вы воспринимаете кризис как вызов, у многих даже подъем сил. Но большая часть сотрудников – не такие, они не знаю, что будет дальше. Я уверен, что руководителям надо в первую очередь стабилизировать команду. Настроение внутри коллектива – это самое важное, очень сложно оставаться креативными под таким давлением.
Устоят люди – устоит компания.
О кризисах и переменах. В 2008-м у нас не было кризиса, мы открылись только в 2011 году. Первые два года было тяжело, мы только начали подниматься, как грянул 2014-й. У нас уже закончились все деньги, но за три недели до нашего полного банкротства экономика начала расти.
Сейчас мы быстро поняли, что карантин закончится нескоро и после него жизнь сразу не наладится. Потому перестроились и создаем новую «Банду» – пересобрали агентство заново, поменяли людей в командах, делаем все быстрее и дешевле. Стали ходить к клиентам и предлагать: «Вот идея, три дня − и готово».
У нас был классный опыт с BetterMe. Стратегию сделали за день, креатив − за три дня. Их лондонский офис был в шоке. Они не привыкли к такой скорости и такому количеству идей. Кампания отлично зашла.
О ценах и прибыли. Если ты делаешь проект быстрее и меньше – то, конечно, он стоит дешевле. Или можно спросить у клиента, сколько денег у него есть, и посмотреть, что ты можешь за эти деньги дать.
Особенно это важно для маленьких агентств, им нужно быть гибкими, чувствовать ситуацию. Тем более, если это вопрос выживания.
Vintage Web Production, Евгений Кудрявченко
О проектах. Большие проекты еще как-то работают, но все новое – отпало. А еще автоматически отменились все уже готовые к запуску кампании вроде «Выходи на шашлыки».
Сейчас быть маленьким агентством даже по-своему хорошо. У бизнеса нет денег на наши услуги и они обращаются к более мелким игрокам.
О команде и удаленной работе. Массово сокращать людей нельзя, потому что вы их годами собирали.
У нас работает 65 человек. С частью договорились, что они будут работать почасово. Еще у некоторых дети дома – они работают по 4 часа, потому что полноценно делать это с детьми невозможно. С остальными членами команды держим дисциплину – в 10 утра у нас созвон, на который нельзя опаздывать. Иногда включаем Zoom просто во время рабочего процесса – это создает эффект офисного шума.
Когда все перешли на удаленку, сразу всплыли халявщики.
Человеку за неделю никто не написал, никто от него ничего не хотел? А зачем он тогда нужен? Я с этими людьми перешел на проектную работу. Раньше я им платил $1500, а за март заплатил $220. Оказалось, что человек не нужен был на полный рабочий день.
О кризисе и переменах. Раньше я пытался строить большую компанию, где я не знаю, как зовут сотрудников и кто клиенты, а знаю только, сколько у нас денег. Сейчас я лично езжу к клиентам, мы сами разрабатываем продукты и бегаем с ними по рынку.
Делаем все намного быстрее. Онлайн-ресторан для «Черноморки» мы запустили за неделю. Я сам ездил по официантам и настраивал им программу, сам отвечал на звонки в техподдержку. Еще дней 10 мы убирали все проблемы, теперь все работает.
Раньше я бы на такой проект заложил полгода, сейчас – двадцать дней.
О ценах и прибыли. Цены мы не снижали. Как и раньше, у нас почасовая оплата – $35 в час. Но мы предлагаем клиентам более дешевые решения, которые требуют меньше часов.
Самый простой способ сэкономить – использовать готовые решения. Наши разработчики сейчас работают только над очень крупными проектами, мелкие делаем на сервисах вроде Tilda.
Fedoriv, Андрей Федорив
О команде и удаленной работе. Я за активную позицию в кризис. Когда есть общий вызов, все могут вместе навалиться на весла и получить результат. Это будет совместная победа всей компании.
Мне кажется правильным, показывать людям, сколько мы тратим и зарабатываем, чтобы они понимали нашу экономику. Мы делим успех и делим проблемы.
О клиентах. Нам повезло, что у нас много клиентов из локального бизнеса. Для них это дело жизни, они не собираются обанкротиться и закрыться. Еще мы работаем с Megogo, Rozetka, «Укрпоштой» – они сейчас по сути обеспечивают жизнедеятельность страны.
О кризисах и переменах. В 2008 году я не поддерживал отношения с клиентами. Нам казалось, что на место одного придут двое новых. В результате в кризис мы остались одни.
Я усвоил этот урок и с тех пор осознанно строю отношения и с клиентами, и с командой. Поэтому за март мы смогли выплатить всем зарплату в полном объеме, но я сразу написал людям письмо и попросил ее не тратить. Потому что я не могу гарантировать, что сделаю это в следующем месяце.
О ценах и прибыли. Для меня делать тоже самое, только дешевле – это падение из премиум-сегмента в бюджетный. адо сохранить уникальность топовых агентств. Сейчас полрынка готовы делать на вчера и плохо.
Grape Agency, Юрий Гладкий
О команде и удаленной работе. Самая острая проблема в нашем агентстве – пропала энергия. Я долго собирал команду и мне очень не хватает моментов, когда мы пересекались в офисе. Есть ощущение, что еще квартал – и энергия пропадет совсем.
Но сохранить команду – это ключевое. Мы делаем рассылку для сотрудников – объясняем, какие решения принимаем и почему, пишем, как обстоят дела с деньгами и на сколько их хватит.
О клиентах. С клиентами ситуация получше – я еще в феврале понимал, что нас затронет, и старался скопить хоть какую-то финансовую подушку.
Кроме того, несколько наших клиентов сейчас как раз растут и на этом есть шанс продержаться еще пару месяцев. Потом деньги закончатся у всех и будет сложно.
О кризисе и переменах. Мы рассматриваем несколько сценариев, в зависимости от дальнейшего развития событий. В худшем случае может возьмем даже операционную паузу.
О ценах и прибыли. Самое страшное сейчас – это делать что-то бесплатно или очень дешево. С бесплатным продуктом вы никому не нужны.
Aimbulance Agency, Роман Гавриш
Мне кажется, сейчас меняется формат работы агентств в целом. Идеальная командная модель в это время – когда в агентстве несколько раздельных групп и их зарплаты привязаны к прибыли агенства.
Чтобы в такие кризисы удержаться, надо быть частью бизнеса клиента, чтобы его работа напрямую зависела от наших услуг. Я уверен, что еще долго клиенты будут ходить за более дешевыми проектами.
И мы, как индустрия, должны перестроиться под такой формат. Сейчас наша задача – искать решения, которые будут приносить нам больше дохода, но которые в итоге будут стоить дешевле для клиента.
О снижении цен речь не идет. Надо искать креативные решения, которые дадут результат. Маржинальность самого агенства при этом может быть даже выше – просто за счет использования меньших ресурсов.
Источник: mc.today
0 комментариев
Добавить комментарий