Зачем Дія City украинской экономике?

  • 21 октября, 09:45
  • 4128
  • 0

Автор: Денис Алейников, советник министра цифровой трансформации Украины, legal lead проекта Дія City

Ориентация на создание собственного продукта, стартапов и международного центра свободного таланта. Именно таким мы видим будущее украинского IT. Для того чтобы это будущее стало реальностью, мы создаем Дія City. Что это?

С юридической точки зрения, — это действующий по всей стране специальный правовой режим для IT-игроков со всего мира. С практической — это инструмент цифровой трансформации экономики Украины и новый драйвер роста.

Первая цель — создать на базе страны международный технологический хаб мирового значения — магнит для талантов из разных стран, международный центр знаний и компетенций.

Вторая — построение в результате международного сотрудничества новой экономики Украины — экономики знаний. Маленький международный стартап, резидент Дія City, завтра может стать крупной технологической компанией. Десяток крупных продуктовых технологических компаний образуют костяк и основу новой цифровой экономики. Важно создать условия, чтобы стартапы структурировались в Украине, а не на Кипре, а выросшие из них технологические компании не переносили свои штаб-квартиры в зарубежные юрисдикции, боясь действий отдельных госструктур.

Одна из главных проблем украинского IT — отсутствие гибкости и неактуальность трудового и налогового законодательства. Нанимать работников сложно и дорого. Отсутствие альтернативы системе работы с ФОПами выглядит мало привлекательным для прихода транснациональных игроков. Иностранный специалист вообще не может устроиться через ФЛП, поскольку статус ФЛП не даёт права на получение вида на жительство. Нанимать в штат — проблема, налоговая нагрузка не выглядит конкурентоспособной в сравнении с конкурирующими за IT иностранными юрисдикциями.

Эти вещи важно сбалансировать, чтобы они не только не препятствовали привлечению иностранных талантов, но и удерживали национальные команды в стране. IT — это глобальный рынок, а украинский IT сектор по условиям найма и налогам конкурирует не с другими отраслями национальной экономики, а со всем миром. Именно поэтому мы взялись сегодня за построение экономики знаний прежде всего через внедрение прогрессивных стандартов привлечения IT специалистов.

Концепция найма сегодня в мире сильно модернизируется под влиянием таких тенденций как «уберизация» экономики, развитие краудсорсинга и фриланс платформ. Мир движется от классической концепции найма к концепции привлечения и использования «открытого таланта». Модернизируя, существующий в Канаде и Великобритании концепт занятости «worker», мы планируем ввести новый концепт занятости — GIG-работник. Этот новый для Украины стандарт привлечения специалистов будет отвечать потребностям мирового рынка проектной работы, сочетая классические гарантии присущие штатным работникам с гибкостью работы фрилансера. Мы рассчитываем, что эффективное внедрение и применение концепции GIG-работник в Дія City может удовлетворить запрос рынка на гибкие формы привлечения специалистов, а также:

  1. создаст новый стандарт для мирового рынка проектного найма;
  2. привлечет в проекты страны массу талантливых людей из-за рубежа;
  3. сделает Украину международным центром экономики «открытого таланта».

Важно отметить, что Украина сегодня занимает позицию одного из важных мировых центров разработки. Это значимое достижение. Национальные IT компании создали своим трудом необходимый базис для перехода страны к новым моделям развития экономики — они вырастили целый класс талантливых инженеров и создали репутацию Украины на мировом рынке.

Благодаря этому у Украины сегодня есть возможность для структурных реформ в сфере цифровой экономики и создания альтернативных возможностей для молодого поколения занятого в IT секторе. В стране сегодня порядка 200 тысяч талантливых инженеров и разработчиков. Мы считаем правильным предложить им альтернативу: возможность создания собственного стартапа, продукта. Это максимизирует финансовый результат не только этих ребят, но и страны в целом. На это направлены основные меры, предлагаемые нами в разрабатываемом законопроекте.

Например, элементы английского права, конвертируемый займ, развитие венчурного инвестирования — это все облегчит структурирование иностранных венчурных инвестиций в украинские стартапы. Разработчики получат доступ к иностранным деньгам в Украине, получат шанс сделать свой проект, а страна получит новые стартапы, структурированные по национальному праву, а не на Кипре или еще где-то. Инвестору это тоже выгодно структурировать и содержать небольшие национальные команды по национальному праву дешевле. Мы уже имели такой опыт реформ и увидели, что это работает на примере белорусского Парка высоких технологий.

В Дія City мы идем дальше — вводим необходимые иностранным фондам инструменты хеджирования рисков, такие как ликвидационные привилегии и стимулируем развитие национальных ангельских инвестиций — украинские инвесторы получат налоговую скидку по НДФЛ на сумму инвестиций в украинские стартапы.

Для страны это тоже выгодно. Модель экспорта технологических стартапов сегодня эффективно использует, например, Израиль. Он «поставляет» стартапы на внешний рынок на $10 млрд в год. Это больше, чем весь экспорт компьютерных услуг Украины. При этом, по населению Израиль значительно меньше, порядка 10 млн человек. Это пример того, как можно максимизировать результат, введя альтернативную модель.

Мы считаем, что Украине сегодня и не нужно отдавать все на экспорт. Гораздо интереснее, чтобы выдающиеся стартапы, вырастая, оставались в стране, поднимали здесь новые раунды или привлекали стратегов, превращались в технологические компании, трансформирующие национальную экономику. Они же могут обеспечить валютный экспорт, продавая не человеко/часы, а монетизируя программный продукт через лицензии, подписки, рекламу — именно на этом сегодня делаются обороты на мировом IT рынке.

Но для этого сначала нужно сделать так, чтобы украинские IT-компании не боялись держать IP в Украине. Эту проблему мы предлагаем решить нашим блоком изменений в УПК, сделав компанию резидента Дія City и менеджмент компании спецсубъектом в уголовном процессе. Технически — мы планируем их добавить в установленный статьей 480 УПК перечень лиц к которым применяется отдельный порядок расследования, (депутаты, адвокаты, члены НАБУ/НАЗК и др).

Также мы видим и формально-юридическую проблему в части защиты прав работодателя на объекты интеллектуальной собственности, созданные как служебные произведения. Есть коллизия между нормами Закона об Авторском праве и Гражданским Кодексом на тему того, кому принадлежат авторские права на объект интеллектуальной собственности. Мы устраним эту коллизию, имплементировав в национальное законодательство подход части 4 статьи 181. Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, которая по умолчанию определяет работодателю все имущественные права на компьютерные программы, созданные как служебные произведения.

Понятно, что это не просто построить системную модель создания стартапов, вырастить собственные крупные продуктовые компании и создать конкурентную цифровую экономику. Но все предпосылки для этого есть. Нужно просто делать один маленький шаг за другим.

Что главное для успеха стартапа на глобальном рынке?

  1. Своевременность выхода на рынок
  2. Видение (понимание какую задачу решать)
  3. Команда, способная обеспечить решение

Дія City — это международный технологический стартап размером со страну — Украину.


Теги: дия
0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий

IT Новости

Смотреть все