Автор: Надежда Березовая, HR-консультант, сертифицированный коуч, преподаватель курсов HRM, prohr.rabota.ua
Рынок кандидатов стремительно меняется. Если раньше соискатель был заинтересован в собеседовании, то сейчас с точностью до наоборот: менеджер по персоналу «поштучно» выискивает кандидатов, всячески заинтересовывает их условиями и возможностями новой работы.
Если раньше телефонное интервью воспринималось как первичное собеседование, своего рода отсев кандидатов, то сейчас телефонное интервью — скорее презентация менеджером по персоналу компании и вакансии.
Процент «дошедших» на собеседование кандидатов с каждым годом все уменьшается.
В таких условиях важно заинтересовать соискателя на собеседовании, грамотно провести интервью, не совершать ошибок, которые вызовут недоверие соискателя к компании.
Рассмотрим самые распространенные ошибки во время проведения собеседования.
1. Рекрутер упускает ряд организационных вопросов
Чтобы этого избежать, стоит придерживается определенного алгоритма проведения собеседования. Давайте рассмотрим его детальнее.
Установление контакта. На этом этапе важно расположить кандидата к общению. Ведь нам надо увидеть истинное лицо, а не маску, которую часто надевают на себя, чтобы произвести впечатление. И чем искреннее будет вести себя менеджер по персоналу, тем непринужденнее будет чувствовать себя вторая сторона. Поприветствуйте кандидата, задайте ему несколько нейтральных вопросов (например, легко ли он нашел ваш офис).
Рассказ о компании и вакансии. Вкратце расскажите о том, чем занимается компания. Но не расхваливайте слишком компанию, чтобы не сложилось впечатление, что вы, как торговец на рынке, пытаетесь сбыть некачественный товар. Опишите функционал должности.
Интервьюер иногда забывает рассказать о цели собеседования и его структуре. И кандидат уходит с непониманием и недоумением: что это было?
Собственно интервью. Здесь также есть несколько важных моментов:
Не задавайте отвлеченных вопросов, только ради любопытства. Например, как бы вы ни любили автомобили, не стоит выспрашивать у соискателя, какая у него модель авто, насколько экономна в обслуживании и т. д. Такие вопросы забирают время и раздражают вашего собеседника.
Не относитесь предвзято к кандидату только по той причине, что он похож на неприятного вам человека. Такое отношение чувствуется и оставляет негативное впечатление о беседе.
Лучше всего выстраивать интервью, как говорят психологи, с позиции Я+ Ты+, то есть уважения к себе и к собеседнику. Не ведите беседу в форме допроса или, наоборот, не заискивайте перед кандидатом. И первый, и второй вариант — проигрышный: в первом случае кандидат чувствует давление, что может отпугнуть его от дальнейшего рассмотрения вакансии, во втором случае — потеряется ценность предложения.
Вопросы кандидата. Во время собеседования у соискателя возникают вопросы, но не всегда ему дают возможность их задать. Человек уходит, так и не получив нужную информацию, и в итоге он не готов принять решение в пользу компании. Не стоит потом удивляться, почему не приняли ваше предложение. Иногда человеку легче отказаться, чем постфактум что-то выяснять. Размытые ответы на вопросы также порождают у соискателя недоверие к вашей компании
Завершение интервью. На этом этапе важно озвучить, какое взаимодействие будет дальше с кандидатом. Неизвестность всегда неприятна, и кандидат примет предложение работодателя, который ему покажется надежным, чем будет ждать возможного ответа от вас.
2. Злоупотребление психологическими тестами
Часто менеджеры по персоналу используют психологические тесты из популярной психологической литературы (сборники типа «Узнай себя за 5 минут») или онлайн-тесты сомнительного качества. При этом ни сам интервьюер, ни кандидат зачастую не понимают цели этого тестирования.
Или другая ситуация: часто используют личностные опросники на 300-600 вопросов, но человеку не объясняют цель тестирования. Такое количество вопросов раздражает, к тому же, человеку не нравится быть в роли подопытного. Как правило, менеджеры не дают обратную связь по итогам тестирования, что еще больше раздражает соискателей.
3. Нетактичные вопросы
«Почему вы не вышли замуж?», «Вам уже сорок, почему вы так и работаете менеджером по продажам?», «Почему у вас нет детей?», «Вы только к тридцати годам получили высшее образование?» Напоминает стрессовое интервью, не так ли? Проблема в том, что методикой проведения такого вида собеседования владеет не каждый менеджер по персоналу. Не всегда стрессовое интервью оправдывает себя. Часто такие вопросы граничат с элементарным хамством, неуважением к собеседнику и к своей профессии.
4. Плохое знание требований и условий вакансии
Кандидат не будет серьезно относиться к компании как потенциальному работодателю, если ее сотрудник не может внятно объяснить, чем необходимо будет заниматься на данной должности и какие условия работы предлагает компания.
5. Некорректное поведение
Когда интервьюер придирается к словам собеседника, смеется над его ответами. Никто не захочет работать в компании, где унижение, пренебрежительное отношение считается нормой.
6. Привычка заниматься своими делами на интервью
Отвечать на СМС, проверять почту, отвлекаться на телефонные разговоры. Такое поведение косвенно показывает человеку, что в нем не заинтересованы, что он не представляет никакой ценности для компании. Естественно, после такого собеседования ни у кого не будет желания работать в компании. Если возникала такая ситуация, и вы ждете очень важного звонка или СМС, предупредите заранее собеседника, объясните, почему для вас это так важно.
7. Неподготовленное интервью
У кандидата складывается неприятное впечатление о компании, когда менеджер по персоналу путается в информации о кандидате, «не успев» прочесть его резюме, когда возникают неловкие паузы, потому что менеджер не знает, какой вопрос еще задать. Очень важно готовиться к собеседованию, какой бы экспертностью вы ни обладали.
8. Длительное ожидание кандидатом назначенного собеседования
Во-первых, это просто неприлично — заставлять себя ждать. Во-вторых, у человека возникают вопросы: «Насколько серьезна компания? Будет ли работодатель выполнять договоренности? Со своими клиентами компания ведет себя так же?»
9. Не оговариваются сроки обратной связи, длительный процесс принятия решения
Кандидат не понимает: что дальше? И вполне естественно, что он будет продолжать поиск работы. Не стоит потом удивляться, что он принял другое предложение.
10. Отсутствие конкретики
Это менеджер по персоналу, работая N лет в компании, знает, что его работодатель выполняет все договоренности, что в компании хорошие условия, есть возможность развития и т.д. Соискатель еще не лоялен к вашей компании, и это вполне нормально. Поэтому, когда ему начинают общими фразами рассказывать об условиях, заработной плате, это часто вызывает недоумение и недоверие. Если вы хотите заинтересовать кандидата, дайте ему больше конкретной информации.
Важно, чтобы менеджер по персоналу помнил о том, что он является представителем работодателя. И зачастую мнение соискателей о компании зависит от того, насколько корректно, профессионально с ним будут общаться на первых этапах.
0 комментариев
Добавить комментарий