11 причин, почему инвестор не даст денег твоему проекту

  • 20 декабря, 11:59
  • 4352
  • 0

В своей колонке Игорь Перция, венчурный партнер фонда TA Ventures и партнер iclub.vc, рассказывает про 11 способов, как не получить деньги от инвестора.

11 причин, почему инвестор не даст денег твоему проекту

Каждый инвестор имеет свой набор критериев, по которым он выбирает стартап для инвестирования. Для кого-то критически важна команда, а уже потом объем рынка. Кто-то оценивает сначала модель, а уже затем смотрит на фаундеров и на рынки.

Но есть неоспоримые критерии, которые важны для любого фонда, и важно понимать, что допуская такую ошибку, вы на 99% лишаете себя инвестиций: такие вещи инвестор замечает издалека и если он опытный, то всегда раскусит эти моменты.

Конечно же сквозь весь текст можно пронести одно предложение — будь честным, но я бы хотел остановится подробнее и разобрать несколько интересных пунктов

1. Прятать часть команды от инвестора

Очень распространенная история, когда при прохождении duo diligence предлагают пообщаться с заранее натренированными сотрудниками, в то время как остальных сотрудников прячут. 

Из моего опыта: я всегда стараюсь пообщаться с кем-то самым опытным в команде и еще хочу выцепить кого-то более свежего, поскольку в таком случае я смогу понять как в компании относятся к сотрудникам на всех стадиях.

При этом часто сотрудники первой линии — менеджеры по продажам или customer support рассказывают интересные инсайты о компании о которых мы как инвесторы не слышали ранее или не знали. 

2. Незнание своих цифр и KPI

Интересный факт, но я часто встречал как фаундер путается в собственных цифрах и не готов четко объяснить на что ему нужны деньги. Прежде чем фандрейзить, надо выучить все свои показатели наизусть и точно знать, куда и как вы планируете тратить деньги. Знание цифр — ключевое при общении с инвестором. 

3. Делать питчдек на 70 слайдов

Классическая история про «я хочу донести до них больше информации». На самом деле так не стоит делать, поскольку инвестор получит больше информации задав вопросы, а питчдек лучше всего сделать достаточно простым и понятным по слайдам:

Вводный слайд — название проекта. Дальше

  • Проблема
  • Решение
  • Рынок
  • Как вы это делаете? 
  • Ваш рост 
  • Бизнес модель 
  • Конкуренты 
  • Сколько подымаете и зачем
  • Ваши контакты

Такого питчдека достаточно для старта диалога с инвестором

4. Играть в “челночную дипломатию” 

Одна из любимых игр стартапов, которые не могут поднять деньги — это попросить у одного фонда документ, что они зайдут если будет другой фонд а потом пойти в второй фонд и показать им его. Так не стоит делать, все фонды общаются между собой и ничего хорошего из этого не выйдет, вас раскусят очень быстро. 

5. Торопить инвестора выдуманными сроками 

Пугать инвестора не самый правильный подход, особенно фразами — «мы планируем закрыть раунд на этой неделе». У каждого инвестора свой срок принятия решения и скорее всего они вам сообщили его в самом начале диалога. FOMO не работает с инвесторами, так что будьте терпеливы или закрывайте раунд без этого инвестора, если спешите. 

6. Нет структуры компании 

Когда в компании нету четкого разделения обязанностей то и расти таким стартапам сложно, поскольку все будут делать все и в то же время часть задач будет не выполняться. Четкое разделение в стартапе — залог успешного роста. Поэтому структура должна быть обязательно.

7. Неуважение к другим сотрудникам фонда

Все хотят общаться с управляющим партнером напрямую. Но, поверьте, аналитик точно также играет огромную роль в том, будут в вас инвестировать или нет. Поэтому со всеми сотрудниками фонда стоит общаться на равных.

8. Отсутствие реализма

Для любого фонда важно не только видеть красивые нарисованные графики, но и понимать, что вы как фаундер находитесь в этом мире и осознаете, как быстро вы можете добежать до заданной цели. 

9. Приукрашать свои предыдущие заслуги

У инвесторов нет проблем с тем, чтобы проинвестировать в стартап, основанный людьми, которые делают это впервые, но есть проблемы с людьми, которые слишком все приукрашивают, поскольку в дальнейшем это может привести к неправильной оценки ситуации или введении в заблуждение. Мы все на одном рынке, все друг о друге знают — будьте честными. 

10. Уклоняться от вопросов

Все инвесторы приблизительно понимают слабые и сильные стороны проекта, когда инвестируют в него, поэтому задавая вопрос — мы ожидаем прямого честного ответа. Задавая вопрос, на который можно ответить да/нет, я бы не хотел слушать трехминутную историю в результате которой я так и не получу ответ. Краткость — сестра фандрейзинга. 

11. Отношения между фаундерами 

Не красный, а желтый флаг. Персонально мое мнение, что два кофаундера спящих в одной постели — это бомба замедленного действия, поскольку рано или поздно они могут поругаться, поставив под удар нашу инвестицию. Но иногда, находя нереально крутые проекты даже именитые венчурные фонды отказываются от этого правила, и мы тоже относимся к нему не так категорично. 

Источник: ain.ua


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий