30% украинских компаний пострадали от кибератак. Как «Приват», moneyveo и OLX борются с аферистами


Автор: 

Почти треть украинских компаний хоть раз страдала от действий киберпреступников. Жертвами становятся как бизнесы, так и их клиенты. В партнерском материале с moneyveo MC Today выяснял, как корпоративный сектор борется с мошенничеством и сколько на это тратит.

Криптоатаки и вымогательства

По данным PwC, 31% украинских компаний за последние несколько лет пострадали от киберпреступлений. Обычно хакеры используют доверчивость пользователей.

Например, злоумышленник рассылает письма с заголовками вроде «уведомление о повышении зарплаты». Сотрудник компании открывает вложенный файл – и компьютер заражен. Вирус шифрует данные на компьютере, и на экране появляется сообщение с требованием заплатить выкуп.

30% украинских компаний пострадали от кибератак. Как «Приват», moneyveo и OLX борются с аферистамиСергей Харюк

«Я знаю случай, когда на этот трюк повелся глава отдела информационной безопасности», – рассказывает Сергей Харюк, технический директор компании PushRet, которая оказывает услуги по информационной безопасности. Правда, это был учебный тест, деньги компания не потеряла.

Обычно вымогатели называют сумму, которая приемлема для жертвы и не стоит того, чтобы обращаться в киберполицию. «Если месяц простоя из-за изъятия техники на время расследования киберполиции обойдется в $20 тыс., то преступники запрашивают $5-10 тыс.», – объясняет Сергей.

Компании такие случаи не афишируют. По наблюдениям эксперта, после истории с вирусом Petya, когда украинский бизнес потерял около 10 млрд грн, число атак с вымогательством уменьшилось примерно в три раза.

Нередко сами же хакеры готовы рассказать, какие «дыры» в безопасности они использовали и как их устранить. «У них креативный подход “криминал как сервис”», – улыбается технический директор PushRet.

Когда жертвы – клиенты банка

Олег Серга

«Банк сталкивается с мошенничеством каждый день», – говорит пресс-секретарь «ПриватБанка» Олег Серга. И добавляет: от действий мошенников страдает не сам банк, а непосредственно клиенты. Суммы потерь клиентов Серга не раскрывает.

По его словам, только 10% таких случаев приходится на технические атаки, например, вирусы на устройстве клиента или перехват паролей. Остальные 90% – выманивание реквизитов карты, срока действия, CVV, паролей в «Приват24» и паролей из SMS для подтверждения операций.

Например, в январе 2019 года мошенники создали поддельный аккаунт в Instagram под видом официального профиля банка. Там проводились розыгрыши и акции, участникам которых обещали 500 грн в обмен на номер своей карты.

Аккаунт набрал около 10 тыс. подписчиков, более 6,4 тыс. из них попались на удочку мошенников. Позже в банке нашли аналогичный аккаунт в Telegram, где жертвами обмана стали около 670 человек.

Кредит на чужое имя

В 2014 году в сервис онлайн-кредитования moneyveo один за другим стали обращаться футболисты одной команды. Как выяснилось потом, обращались не игроки, а их тренер. «У него был доступ к паспортам, телефонам и карточкам футболистов, и он не постеснялся воспользоваться этими данными», – вспоминает Алекс Банасевич, технический директор компании.

 Алекс Банасевич Алекс Банасевич

Еще один громкий случай произошел в августе 2018-го. Один из украинских банков выпустил предоплаченные карты, не привязанные к паспортным данным владельца. При этом по ошибке не внес информацию об этих картах в специальный межбанковский справочник карточных бинов. Бин – это первые 6 цифр номера карты, в которых «зашита» информация, в частности, о том, какой банк выпустил карту.

Преступники узнали об этой оплошности и стали открывать неименные карты в этом банке, а затем брать микрокредиты на чужие имена. От действий мошенников пострадали около 120 человек. Всем списали заем и обновили кредитную историю.

В целом в 2018 году в moneyveo потеряли из-за злоумышленников около 3 млн грн. 

Поддельные билеты и бракованные товары

В 2018 году более 50 тыс. человек купили билеты на киевский концерт группы Imagine Dragons. При этом около 2 тыс. билетов оказались поддельными. На этой афере мошенники заработали более 3 млн грн.

Соорганизатору выступления агентству Pop Corn CA в день концерта пришлось привлечь больше сотрудников, а также пригласить полицию, чтобы пострадавшие на месте оформляли заявления о мошенничестве. Преступников уже задержали, но еще не наказали.

«Единственное, что было в наших силах, – оставаться на связи. Репутационные потери невозможно оценить в денежном эквиваленте», – говорит директор агентства Лидия Клов.

«Люди часто выкладывают в открытый доступ штрихкод билета до начала мероприятия. Мошенники его копируют – и продают поддельные билеты. Это самый популярный вид мошенничества с билетами», – объясняет Максим Плахтий, основатель билетного сервиса Karabas.com.

По его словам, компания сталкивается с такой схемой практически на каждом крупном концерте. Бизнес не несет прямых потерь из-за мошенничества, но страдают зрители – а значит, уменьшается доверие к бренду.

В похожей ситуации торговая площадка OLX. Там покупают более 14 млн товаров в год, и не все продавцы ведут себя честно. Статистику по мошенничеству компания не афиширует. Но в Едином реестре судебных решений есть информация о раскрытых преступлениях.

Например, в Тернопольской области мужчина, торговавший через OLX, в 2016-2017 годах брал от покупателей предоплату в размере от 3 до 20 тыс. гривен за смартфоны – и не отправлял товар. В общей сложности он выманил более 180 тыс. грн. Мошеннику присудили три года условно, также он должен вернуть деньги пострадавшим.

Как защитить клиентов от мошенников

В moneyveo создали сайт antifraud.moneyveo.ua, куда могут обратиться те, на чью карту был оформлен кредит без его ведома. Пострадавшим списывают заем и обновляют кредитную историю.

При поддержке Karabas.com запустили портал officialtickets.org.ua, на котором можно узнать о правилах предосторожности и проверить подлинность билетов. «Мы постоянно предупреждаем клиентов, что в 99% случаев билет, купленный с рук, является подделкой», – объясняет основатель компании Максим Плахтий.

Кроме этого, два сотрудника Karabas.com следят за фото со штрихкодами билетов в социальных сетях. Если кто-то из клиентов выкладывает такое фото, компания предлагает сгенерировать билет с новым штрихкодом. На поддержку безопасности Karabas.com тратит около 70 тыс. грн в месяц. На то, чтобы оповестить клиентов о мошеннических схемах, — около 100 тыс. грн в месяц.

В OLX запустили сервис «OLX доставка». Покупатель оплачивает товар, вводит данные карты, и сумма блокируется на счету. Продавец получает оплату через два часа после того, как покупатель заберет товар из почтового отделения. Если вещь не подошла или оказалось бракованной, платформа возмещает продавцу расходы на обратную доставку, а покупателю – деньги.

В «ПриватБанке» автоматически отслеживаются необычные для клиента платежи – например, снятие слишком большой суммы. Эти операции останавливают для прохождения дополнительной верификации. Также банк составил советы клиентам, как не стать жертвой мошенничества.

Источник: mc.today


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий