6 уроков гастробизнеса, которые помогли мне построить IT-компанию

  • 29 января, 16:30
  • 3238
  • 0

Максим Прохоров более 10 лет работал в ресторанной сфере и ритейле — отвечал за продажи, маркетинг и инновации. Его клиентами были Dominos Pizza, «Козырная карта», Auchan, SI Group. В 2015 Максим ушел из ресторанного бизнеса и основал сервисную компанию PM Partners, которая занимается индивидуальной разработкой и внедрением комплексных ERP-решений для бизнеса.

Сейчас в его компании работают больше 30 программистов. География проектов — Польша, Беларусь, Россия, Казахстан и другие страны ближнего зарубежья. За 5 лет работы PM Partners автоматизировали 50 предприятий.

6 уроков гастробизнеса, которые помогли мне построить IT-компанию

Максим Прохоров

Как перешел из гастробизнеса в IT

Свой путь в ресторанном бизнесе я начал с работы курьера, а закончил ролью CEO и управляющего партнера. Сам я не занимался приготовлением блюд, но построил сеть доставки еды Ping Pong. Компания работает с 2011 года и специализируется на доставке тайской, японской и американской кухни. Я наладил производство полуфабрикатов и открыл ряд заведений.

В какой-то момент я уперся в потолок и почувствовал, что устал от людей. Слишком много процессов требуют участия человека: в колл-центре оператор принимает заказы в пяти разных системах, саппорт и курьеры пользуются двумя разными картами одновременно. Бизнес в целом устал от людей. Я захотел помочь ему с этим справиться и построил сервисную компанию.

В 2015 году я с нуля создал PM Partners. Мы оказываем услуги в 3-х направлениях:

  • IT-консалтинг (улучшение инфраструктуры компании, оптимизация процессов);
  • девелопмент (проектирование, написание, тестирование и поддержка компьютерных программ);
  • блокчейн (разработка приложений для бизнеса, разработка бирж и интеграция существующих решений).

К нам приходят клиенты после негативного опыта в IT. Например, когда проекты дорожают из-за просроченного дедлайна или основной программист уходит и проект невозможно внедрить и поддерживать. Есть и другой негатив, но мы сфокусировались на этих проблемах.

Если клиент сам не знает чего хочет, то примерно 40-60% проектов не начинаются. Мы не делаем автоматизацию ради автоматизации. За 5 лет работы мы автоматизировали 50+ предприятий, а последние два года наш бизнес дает ежегодный прирост в 15%.

Инсайты ресторанного бизнеса, полезные в IT-сфере

По большому счету, в организации IT-бизнеса нет ничего сложного. Для этого необязательно быть программистом. Вот 6 инсайтов из ресторанного бизнеса, которые мне помогли:

1. Лучший выбор — это отсутствие выбора

Человеку гораздо проще воспользоваться готовым решением, чем тратить время на анализ и выбор составляющих. Вы не будете самостоятельно выбирать блюдо в ресторане, если в меню есть комплексный обед. Для IT этот подход тоже работает. Вместо многочасовых консультаций и программирования сервисная компания предоставляет заказчику MVP, который решает его проблему.

2. В команде все должны быть взаимозаменяемы

В ресторанном бизнесе важно работать с поварами-универсалами, которые могут и пирожные испечь, и рыбу приготовить, и соус сделать. В IT тоже важно быть универсальным солдатом. Программисты в нашей компании знают о проектах друг друга и при необходимости могут заменить коллег или подсказать, что можно доработать.

3. Не гонитесь за новыми клиентами с большими проектами

Многие молодые компании стремятся заработать десятки тысяч долларов за несколько лет и как можно быстрее продать свой продукт. Однако грамотнее будет начинать с коротких дистанций. Чтобы показать, как работает компания, достаточно проявить себя в работе с проектами от 1 до 3 месяцев и презентовать некую демоверсию. В ресторанном бизнесе это будет акция для нового клиента или какое-то блюдо как комплимент от шефа. IT-бизнесу стоит работать с таким же подходом.

4. Ставьте цели и задавайте критерии, а методы самоорганизации команда выберет сама

Чтобы не стоять над каждым сотрудником, хороший ресторатор создает команду до 10 человек, ставит ей цели и задает стандарты качества продукта. Также это работает и в IT-бизнесе. Команде ставят цели, а она дает обратную связь по ресурсам, которые ей нужны для достижения целей. После постановки целей руководитель спрашивает только о результате.

Нужно уделять много времени тому, чтобы научить сотрудников самоорганизованности и построить линейную, а не вертикальную систему управления.

5. Прогнозируйте критические моменты проекта

В ресторанном бизнесе пик продаж приходится на обед и вечернее время — это всего 3-4 часа в день. За это время нужно обслужить максимальное количество посетителей и угодить всем. В IT-бизнесе есть такие же критические моменты — сдача проекта и его внедрение.

В обоих случаях нужно продумать разные варианты решения одной потенциальной проблемы и понять, как взаимодействовать с её внешними и внутренними источниками.

6. Не обещайте невыполнимое

Часто IT-компании берутся за что-то новое, чего не делали раньше, потом увеличивают сроки, стоимость, общие черты продукта. А проект не взлетает. Потому что если у вас компания по доставке суши, вы не сможете сделать вкусную пиццу. В любом случае что-то пойдет не так.

Мне нравится поговорка: «Большинство из нас может легко научиться готовить, но когда нужно накормить большое количество людей — мы нанимаем повара». Не обещайте того, чего не сможете сделать, или сразу предупреждайте клиента о возможных нюансах и рисках.

Источник: vctr.media


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий