Интересный парадокс: многие жаждут «попасть в IT», но те, кто работают в этой сфере, часто хотят ее бросить и найти новую профессию. Почему так получается, от чего устают айтишники, и что хорошего находят в офлайне? Об этом рассказывали спикеры ивента «Побег из IT», который организовал Zlit.
«В пять утра пришла идея открыть свой бар»
Алекс Труш, CTO Edenlab
Когда я где-то гулял, часто возникали мысли: «Нужно открыть свое заведение». Особенно в пять утра. В какой-то момент я решился. Вместе с четырьмя друзьями мы открыли ресторан «Асамблея».
В сфере IT я уже десять лет, cейчас руковожу командами разработки. Я хорошо разбираюсь, как все работает в IT, но не понимал, как вести бизнес в реальном секторе, где проблемы совсем другие. А я не собираюсь быть айтишником всю жизнь, да и инвестировать в машину или квартиру не хотелось. К тому же очень сложно объяснить родителям или бабушке, что именно ты делаешь в IT. А ресторан – вот он, ощутимый результат твоей работы.
Правда, сначала мы хотели открыть бар. Но для бара необходима крутая коктейльная карта и, соответственно, крутой бармен. Такого специалиста сложно найти. И тогда мы подумали: «А может, начать с кофе»? Потом решили, что неплохо, чтобы был какой-то алкоголь и что-то поесть. Так пришли к идее ресторана. У нас очень маленькое, часто меняющееся меню, такие себе двухнедельные спринты. Так меньше проблем с закупкой продуктов и больше пространства для кулинарных экспериментов.
Решили мы это все еще в конце 2017 года, но оказалось, что найти помещение в Киеве – сложный квест: или дорого, или не те условия. Подходящий вариант нам попался только летом 2018-го. После этого мы еще делали там ремонт. Были очень неожиданные проблемы: хотели установить металлическую рамку на входе, где есть несколько ступенек. Это для того, чтобы людям с ограниченными возможностями было легко зайти к нам.
Работа и металл стоили около $1 тыс. Установили, а с утра приходим и видим, как ее срезают ребята «Киевзеленбуда». Они посчитали, что у нас нет разрешения. А все документы были в порядке, мы подали в суд и выиграли дело. Но рамку назад так и не получили. Были проблемы и с соседями: одному мешала бесшумная вытяжка, он очень активно протестовал, даже разбил нам дверь.
Искать людей для ресторана сложно, но есть и приятный момент. Ты можешь понять, подходит ли тебе человек буквально за один день: просто смотришь, как работает повар или официант. А в IT бывает, что проходит больше месяца, пока ты можешь сказать, получается ли у нового сотрудника проект, хороший ли он профессионал или нет.
Сейчас этот бизнес еще не приносит больших денег – мы занимаемся доукомплектацией кухни, например, купили тестомешалку за 70 тыс. грн, платим сотрудникам зарплату выше, чем средняя на рынке. Но участие в этом деле помогает мне увидеть свою профессию по-другому: смотрю, как работает повар или официант, и IT мне начинает снова нравиться. Сейчас в IT меня удерживает хорошая зарплата, но через какое-то время хочу уйти и пользуюсь возможностью попробовать себя в чем-то другом без особого риска.
Выиграл грант от Burning Man на создание арт-инсталляций
Сергей Думик, работал в Google по контракту, основатель 001
Сергей ДумикВ IT я уже девять лет. А история моего побега из этой сферы началась в 2016 году. Тогда я работал в Калифорнии в Google. И случайно узнал о Burning Man. Рассказывали, что там чуть ли не постоянно какие-то песчаные бури, сложные погодные условия, но для многих это все равно настоящая отдушина. Билет стоил $500, и достать его было практически нереально. Я месяц волонтерил, делал разную работу руками, в том числе и разрабатывал дизайн разных деталей для инсталляций. И эта работа меня полностью трансформировала, я понял, что это то, что мне нужно. За волонтерство мне дали билет, и я попал в один из самых крутых лагерей на Burning Man.
После этого я решил, что хочу уйти из IT. Уволился из компании и в 2017 году поехал в Германию. Там посещал разные фестивали, например, был на очень душевном технофесте на заброшенном аэродроме. Чтобы попасть туда, нужно было ехать три часа на север от Берлина в лес. Там я понял, что хочу делать арт-инсталляции для фестивалей. Потому что даже умение кодировать можно применять в арте, управлять светом и так далее.
Я приехал в Киев, думал, что не надолго. Но у меня появилась возможность поучаствовать как художник в фестивале в Closer. Для меня это было круче, чем если бы предложили контракт на $100 тыс. И для Brave! Factory Festival я сделал куб, каждая грань которого мигала. Это было очень приятное открытие: атмосферу, похожую на Burning Man, можно найти в Киеве. А потом я решился создать собственное пространство 001, где бы творческие люди собирались и делали технологический арт. Арендовал место на Крещатике, мы провели где-то 150 мероприятий. Но все скатилось в банальную тусовку, арт-пространство прибыли не приносило, и пришлось его закрыть.
В 2018 году я выиграл грант от Burning Man на создание арт-объекта – это должен был быть силуэт дома со стенами, вырезанными лазером из металла. Но оказалось, что это очень дорого стоит, я вложил и свои деньги, но все равно не хватило. В том же году я присоединился к украинскому лагерю «Куреневка», который получил от Министерства информационной политики грант $25 тыс. на арт-объект для Burning Man. Участвовал в создании сферы с диодами, под которой был подиум. Люди лежали на этом подиуме и смотрели на диодную анимацию.
Сейчас я снова вернулся в IT на какое-то время – хочу заработать денег. Но теперь я использую его как инструмент, который дает возможность заниматься тем, к чему лежит душа. Главное, что я понял – от себя не убежишь. Нужно найти то, что хочешь делать, и не вешать на себя ярлык «я айтишник». Потому что умение писать коды можно использовать и в других сферах – в арт-инсталляциях, например.
От шкипера яхты до психотерапевта
Александр Коваленко, DevOps Robota.ua
Я сейчас работаю как DevOps, но параллельно уже больше года веду практику как психоаналитик. Шел я к этому достаточно долго, несколько раз уже пытался сбежать из IT. В эту сферу попал очень рано: в 16 лет знакомый предложил помочь ему настроить домен для службы занятости. Я не умел, но он пообещал пиво, и пришлось разобраться. Лет в 19 я решил, что IT – это не то, что мне нужно, и я буду шкипером на яхте.
Два сезона провел на лодке, мы катали людей, участвовали в гонках. На второй сезон стало ясно, что еще одну зиму на две копейки я не хочу жить. Поступил в институт, как-то перебивался подработкой админом. А после окончания решил опять радикально поменять сферу деятельности: пойти на завод. Там работал мой отец, да и делать руками что-то мне всегда нравилось.
А в IT результат не очевиден, никому его не покажешь. Я постоянно думал: на что я трачу свою жизнь, что покажу внукам в фотоальбоме – логи сервера что ли? Два года я работал на заводе. Теперь знаю, как развести пятью способами спирт, чтобы его можно было пить. Был там очень популярным, потому что пятый способ придумал именно я. Насколько знаю, бывшие коллеги им до сих пор пользуются.
А потом я переехал в Киев, хотелось много денег. Я работал админом, как-то строил свою карьеру в IT – но постоянно хотел уйти оттуда. Устраивался на одну работу, увольнялся, устраивался на другую – но там все так же повторялось.
У меня случился личностный кризис, и пришлось познакомиться с психотерапией. Я тогда решил, что могу сэкономить на дальнейшей психотерапии: пошел на курсы по психоанализу. Буквально через пять лекций я понял, что идея так себе: сам себе не поможешь, это похоже на собаку, которая хочет вылизать себе спину. Но мне стало очень интересно, и я таки закончил эти первые курсы. Стал меньше пить, потому что потратил на них много денег.
Окончательно уйти из IT я планирую через два года – когда закончу очередной уровень обучения. За это время я понял, что бежать не нужно. Нужно затормозить и понять, зачем и от чего я бегу, чем хочу заниматься. А IT на самом деле – не такое уж плохое место, если воспринимать его как ремесло, которое дает возможность заработать много денег.
Источник: mc.today
0 комментариев
Добавить комментарий