Что делать, если решили стать IT PM?

  • 7 октября, 15:05
  • 2677
  • 0

Автор: Анна Лаврова, Agile Coach, Wemanity Belgium 
Многие из моих читателей и участников курсов ищут структурированное руководство о том, как стать проджект менеджером.
Сейчас вы узнаете, где вы находитесь на типичном пути вашего карьерного перехода, и получите рекомендации о том, как справляться с типичными проблемами, с которыми сталкиваются начинающие ПМы.
Погнали!

Шаг 1. Узнайте об обязанностях проджект менеджера и убедитесь в своем выборе.
Как и при входе в любую профессию, получение знаний в области проектного менеджмента является важной частью изменения вашей карьеры.
Дисклеймер к тому, что ниже.
Буквально, вчера я проводила интервью на позицию операционного директора стартапа, который будет заниматься как проектной (где есть разработка) так и операционной (сама организация) так и таланто-ориентированной (выстроить talent pipeline и, при надобности, нанять HR) деятельностью.
И естественно, мне важно увидеть опыт и результаты предыдущих лет, НО для меня всегда важна первая часть, которая ДО опыта - это сами знания. Как для позиции операционного директора, так и для позиции проектного менеджера. Вы можете шесть лет вести сто сорок проектов и вести их усппешно, но не зная, к примеру, атрибутов риска или отличие резерва от буфера вы не можете говорить о компетенции планирования. О компетенциях будет ниже.
Есть несколько способов накопить достаточно знаний, чтобы добиться успеха. Вы можете прочитать PMBOK, хотя я рекомендую новичкам выбирать более доступный текст. PMBOK великолепен, но он написан не для того, чтобы быть доступным для начинающих, он написан как справочное руководство для работающих (!) проджектов.
Любой базовый курс - хорошие альтернативы.
Лично я могу рекомендовать курс DAO PM от IAMPM или мой собственный IT PM LIVE с webacademy.
Оба эти курса - базовые, покажут вам, как минимум, все задачи и знания, что должны быть у вас, как у ПМа,
Осведомленность о роли - это только первый шаг. Самая большая ошибка, которую я вижу, заключается в том, что многие начинающие ПМы проводят здесь слишком много времени, пренебрегая реалиями следующих 4 шагов. С другой стороны, я вижу, что многие профессионалы слишком много инвестируют в курсы и книги, только чтобы обнаружить, что карьера им не подходит. Вот почему я рекомендую учиться на старте ровно настолько, чтобы определить, подходит ли вам эта профессия.
Шаг 2 - Определите свои передаваемые навыки для развития вашего позиционирования
Как профессионал в середине другой карьеры (после 3 лет опыта), вы, скорее всего, уже имеете право на подмножество вакансий PM.
Многие профессионалы, с которыми я работаю, могут пропустить сразу после должностей PM начального уровня, определив свои передаваемые навыки и уникальную квалификацию, обусловленная их карьерным опытом.
Передаваемые навыки - transferrable skills по-английски - то, что вы получили НЕ работая ПМом, но то, что полезно для этой профессии.
Независимо от того, есть ли у вас глубокая карьера в области бизнес-анализа (например, так как есть мнение, что именно БА - ПМ самый правильный карьерный путь), вполне вероятно, что один или несколько элементов вашей карьеры дадут вам опыт, который можно использовать в управлении проектами.
Будь то ваши безупречные коммуникативные навыки или большой опыт работы в соответствующей области, у вас есть качество, ради которого потенциальные менеджеры специально нанимают других людей
Если вы в настоящее время работаете в компании, в которой работают бизнес-консультанты, то вашим самым ценным рычагом воздействия может бытьзнание этой отдельной организации, бизнес-модели и заинтересованных сторон.
Другие факторы могут включать:
1) Опыт работы в отрасли (узнайте, как отраслевой опыт может повлиять на ваш поиск работы)
2) Опыт работы с приложениями и инструментами планирования
3) Экспертиза в конкретной области проекта, например в HR или финансах
4) Экспертиза в широком спектре функциональных областей или большом количестве организаций.
После обнаружения ваших передаваемых навыков и возможностей, это хорошее время, чтобы обновить свое резюме, чтобы продемонстрировать, насколько ваш прошлый опыт дает вам право на должности в рамках или близких к управлению проектами.
А вот тут важно, если вы сейчас работаете бизнес аналитиком или выполняете задачи бизнес аналитика, будучи ПМом, то вот тут я собрала шаблон написания use case, книгу по use case и матрицу навыков для бизнес аналитиков.

Шаг 3. Определить не передаваемые навыки, а необходимые компетенции.
Простой способ - открыть вакансии из разных (!) компаний, стран, доменов и областей и посмотреть на отличия и на те фундаментальные компетенции, которые важны во всех ситуациях.
Что такое компетенция? Это смесь ваших знаний (например, то, что вы можете прочитать) + вашего опыта (то, что вы делали) + ваши личные наработки, эмоции и отношение к тому, что вы прочитали и делали.
То, что вы умеете разговаривать - не делает ваши коммуникативные компетенции сильными.
То, что вы прочли книгу о ненасильственном общении - не переводит ваши знания в опыт и навыки.
Со всеми моими студентами и индивидуальными клиентами я создаю форму работы с компетенциями t shape, несколько ее примеров ниже.
В T Shape есть основа - ключевые компетенции, то, что мы привыкли называть hard skills, дальше первая горизонтальная линия - это дополнительные компетенции (тут могут быть поведенческие) и вторая - условные soft skills, то, что вы можете использовать в любой профессии. То, что делает вас вами.

Шаг 4 - Подойдите к своей работе с мышлением ПМа и укрепите свое позиционирование
В рамках анализа, выполненного на шаге 2, вы могли обнаружить некоторые пробелы.
Добавьте их в свой план профессионального развития и изучите возможности для их заполнения, работая на волонтерских должностях или развивая опыт ПМа на вашем текущем месте.
Мы видим, что одна задача ПМа ведет к другой, создавая эффективный цикл новых деловых возможностей и расширенного опыта.
Практикуйте такие техники, как:
  1. улучшение бизнес-процесса и их моделлинг (можете попробовать создать UML диаграмму, BPM карту или value stream map)
  2. описание обоснований любых внутренних проектов организации
  3. организация встреч, их фасилитация и следующие шаги
  4. создание вариантов использования (use cases)
  5. оценка проектов и работа с подрядчиками
Меня часто спрашивают о надобности указывать в резюме или странице в линкедин "не айти и не проектно-менеджерский опыт". И я всегда говорю о том, что важно не "где" вы работали, а "что" вы делали и "каким" остался мир после вас.
В вашем резюме должно быть упоминание тех компетенций, которые необходимы для вашей новой роли.
Используйте модель STAR - situation, task, activity, result.
В какой ситуации вы присоеденились к компании?
Какие перед вами были задачи?
Что вы сделали?
И какой был результат.
Например, вы круче всех ваших коллег управляетесь с эксель. (опа!)
Вы можете указать слово excel в графе additional skills, а можете написать что, у вас была одна и та же задача, допустим, вы считали сколько грамм корма нужно насыпать каждому из четырех котов, учитывая их разный вес, возраст и количество зубов. Окей. Вы поняли, что тратите на эту задачу по 3 часа в день. И вы решили погуглить. И нагуглили, что можно сделать кое-какую формулу в экселе. Вы изучили тексты, вы посмотрели туториалы, вы написали свои первые формулы и поняли, что теперь вы можете за три клика и два ввода понять не только количество корма, но и всего остального.
Достаньте из вашей деятельности задачи ПМа и ваши компетенции, которые нужны для этих задач в этих условиях.

Шаг 5 - Сфокусируйте свои усилия, чтобы найти первую возможность ПМ
Со временем вы можете претендовать на роль ПМа в вашей организации или иметь возможность предложить роль ПМа в вашей фирме.
Но не все рабочие ситуации предоставляют одинаковые возможности.
Некоторые ПМ ищут свою первую работу за пределами своей организации.
И если ваша оценка передаваемых навыков оказалась немного короткой, вам может потребоваться изучить переходную роль, которая приведет вас на путь к ПМству.
Стажировки, роль координатора, помощники ПМов в PMO структуре - такие вакансии существуют.
Я не могу взять на себя ответственность за всех рекрутеров мира, но я лично не обладаю предубеждениями по поводу вашего прошлого опыта, возраста, пола и всего, что делает вас вами.
Просите обратную связь, делайте упражнения, проходите тесты и тестовые задания.
Работайте с наставником.
И важно! Если у вас есть наставник, то не просто встречайтесь с ним раз в...... НО И ПРОСИТЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ! Я не зря кричу. Наставник не решит за вас ваши проблемы, ровно как их не решит ни коуч ни терапевт. Но наставник уже проживал подобный опыт и делал управжнения, которые привели его туда, где вы с ним встретились.

А если!
Если у меня нет работы сейчас?
Если вы безработный, сосредоточьтесь на шаге 2 и используйте результаты этого анализа, чтобы обновить свое резюме и укрепить свое позиционирование на вакансии PM. Если вы все еще не можете претендовать на небольшую часть ролей и у вас короткие сроки для поиска работы, переориентируйте поиск работы на переходные роли. Если у вас есть ресурсы, вы можете подумать об инвестировании в шаг 4 в качестве волонтера.
Если у меня MBA, можно пропустить эти шаги?
Нет. Ваш MBA может дать вам дополнительное преимущество в позиционировании, но это не серебряная пуля для PM.
Если вы участвовали в реальных проектах в рамках MBA, проанализируйте их, используя шаг 2.
А также не забудьте активно использовать профессиональную сеть, которую вы создали во время MBA, как часть поиска работы на шаге 5.
Можете ли вы работать со мной?
А ведь да!
И начать мы можем с разбора вашего резюме, составления вашей личной матрицы компетенций по уровням или по структуре t shape, обновления страницы в Linkedin и построения дальнейшего карьерного плана.

Теги: project manager
0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий