Что не так с образованием для айтишников в Украине

  • 17 марта, 13:32
  • 3699
  • 0

Автор материала: Александр Борняков, заместитель министра цифровой трансформаци

Мы хотим стать действительно инновационной страной. Запускать стартапы, иметь собственных единорогов и создавать качественный уникальный продукт.

Как это сделать, если наши университеты продолжают выпускать неготовых для работы в коммерческих компаниях специалистов и забирать у них по пять лет жизни, когда все необходимое те могут получить максимум за три?

Что не так с образованием для айтишников в Украине

Учебная программа для IТ

Наше образование для IТ-специалистов безнадежно отстает от мира. Тому есть две причины: устаревшие подходы к разработке программ и специальностей, а также чрезмерная регулированность университетов.

Утверждение каждой возможной специальности или учебной программы может идти годами. А что такое пару лет в ІТ? Технология за это время может родиться, взлететь, измениться и порой даже умереть. И как раз на последнем этапе они утвердят ее как часть учебной программы для ІТ-специалистов.

Конечно, скурпулезно контролировать программы университетов необходимо. Потому что без них студентов можно научить и тому, что Путин наш друг, а прививки — вредны. Но это все надо делать быстрее.

Университеты и разработчики учебных программ должны мониторить рынок, работать с компаниями и университетами, узнавая, какие именно профессии восстребованы в стране.

Еще одна преграда для развития нашей технологической индустрии — классификатор профессий. В большинстве развитых стран университеты дают минимальный набор обязательных предметов по разным направлениям и возможность студенту самому формировать свои экспертизы.

В результате после выпуска выходят такие профессионалы как Data scientists с релевантным набором навыков и знаний.

В Украине, например, в одном из столичных университетов, есть кафедра, которая занимается ІТ. Но выпускники не могут называться специалистами по ІТ или интернету вещей. В Украине нет такой специальности. Ты не можешь использовать кучу специальностей, потому что их официально нет.

Например, у нас официально отсутствует Data scientist. Зато классификатор профессий за 2019 предлагает такие специальности как оператор компьютерного набора и оператор по вводу данных в электронно-вычислительные машины.

Что с этим делать? Отменить. Новые профессии возникают ежегодно, а огромная государственная машина не только не пытается пересмотреть список профессий в стране, но и тормозит студентов, которые хотят и могут быстро адаптироваться к изменениям.

Отдельный вопрос — зарегулированность университетов. А их гибкость в этом вопросе — ключевое.

ІТ-специалисты не обязаны просиживать 4−5 лет в университете, чтобы получить необходимые знания, поэтому, возможно, срок обучения можно было бы сократить. Как минимум до трех лет, чтобы после них человек мог выйти с полноценным образованием.

Не стоит привязывать студента к академическим группам, — надо дать им минимальных набор необходимых предметов и право выбирать другие. Независимо от порядка — выучил, сдал и вышел на рынок с уникальным сочетанием знаний и навыков. В теперешних условиях жизни IТ-индустрии это необходимо.

Университет от айтишников для айтишников

На то, чтобы огромная государственная образовательная машина начала движение, нужно время. Но есть решения, которые могут улучшить ситуацию в течение года. Есть две вещи, с которых можно начать.

Ранее в Министерстве образования уже заявляли, что пришло время закрыть неэффективные вузы. На базе одного из них можно создать новый, регулируемый IТ-сообществом при поддержке государства.

Этот университет будет предоставлять образование по специальностям в сфере Computer Science&Engineering по сертифицированным и рекомендованным программам Европейской бизнес-ассоциации и IТ-Ukraine. Он может стать первым публично-частным учебным заведением, которое поддерживают ведущие компании Украины.

Обучение позволит работать по системе кредитов, без академических групп. Студент сможет самостоятельно определять какие и сколько предметов в семестр он готов сдать. У него будет возможность практиковаться в партнерских компаниях. В то же время вуз сможет выпускать не кодеров, а полноценных инженеров.

Здесь также понадобится поддержка государства, но только частично. Кроме помещения, потребуется упрощение лицензионных условий для нерегулируемых специальностей, в частности в ІТ, и законодательная база для работы по контракту без необходимости трудоустройства — для сотрудников вузов.

Еще один путь — увеличить количество нужных рынку специалистов: переучить людей, которые сейчас стоят на учете в центрах занятости.

На сегодня в Украине около 280 тыс. официально зарегистрированных безработных. Стандартная практика Центров занятости, которые с ними работают, — переучивать людей на другие, по логике актуальные, специальности, чтобы люди могли найти себе новую работу. И на переобучение у Центров занятости есть определенный бюджет.

Но и здесь их отправляют на десятки странных курсов типа плодоовощеводов. В то же время, у нас есть до 40 тыс. незаполненных вакансий в ИТ-компаниях, которые заинтересованы в обучении нужных им специалистов.

Решение может выглядеть так: IТ-компании формируют спрос, сообщают ЦЗ и IТ-академии, какие специалисты им нужны; IТ-академии, в свою очередь смотрят, кого из этих специалистов они могут подготовить и максимально снижают стоимость такого обучения; служба занятости отдает свой бюджет на подготовку людей, которые стоят у нее на учете как безработные и могут переучиться на IТ-специалиста.

Подходит ли человек — может определить специальный тест. Нейронная сеть анализирует, какую специальность лучше выбрать человеку. Кстати, она уже существует, и ІТ-ассоциация готова ее бесплатно передать Центрам занятости.

Если бюджета ЦЗ не хватает на то количество людей, которое проходит на программу, — ІТ-компании доплачивают разницу. Таким образом компания получает на 100% подготовленного специалиста, ІТ-академии получают 100% заказа на обучение и оплату, ЦЗ предметно тратит деньги на подготовку айтишников, а не неизвестно кого. И все это вместе имеет социальный эффект. Потому что мы переучивают людей и даем им высокооплачиваемую работу.

Да, у такого плана есть ограничения. Например, ІТ-компания может подписывать с участниками отдельный договор и после выпуска за 3−4 месяца они должны отработать предоставленные для обучения средства.

Кроме того, она релевантна, в первую очередь, для крупных городов — Киев, Харьков, Одесса, Львов, Днепр. Это не значит, что людям из другой части страны программа недоступна, но переезжать придется. В результате в начале переучить удастся в лучшем случае пару тысяч человек. Но это все равно хороший старт.

Мы уже давно признали как факт, что наши образовательные программы не успевают за развитием технологий в мире. Но сегодня это понимание приводит только к тому, что люди, которые хотят получить актуальные знания, едут из Украины уже на этапе выбора университета, ведь в той же Германии обучение бесплатное, а результат — намного лучше.

Если мы хотим развивать экономику и удержать будущих специалистов — нам успевать за ними, а не тормозить.

Источник: nv.ua


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий