Коррупция становится все более инновационной, а киберпреступления – все более массовыми, поэтому каждая страна вынуждена разрабатывать интеллектуальные системы безопасности.
Технологии с "искусственным интеллектом" начинают использоваться не только в робототехнике, автономных автомобилях и дронах, но и в таких на первый взгляд неявных сферах применения как борьба с коррупцией и выявление киберпреступлений, пишет Виталий Гончарук.
Связано это в основном с тем, что сами преступники постоянно занимаются "инновациями", используя для обеспечения и сокрытия деятельности все возможные технологические новинки – от зашифрованных мессенджеров для координации деятельности до обхода контроля SWIFT через платежи в криптовалютах.
Не исключение и отечественные "инноваторы", поэтому хочет того Украина или нет, но государству и соответствующим органам необходимо заниматься развитием интеллектуальных систем, которые смогут конкурировать с ними.
Что происходит в мире?
Технологии искусственного интеллекта используются странами в сфере борьбы с коррупцией и киберпреступлениями в основном для двух задач – автоматический анализ больших объемов данных (SWIFT платежи, данные из социальных сетей) и получение принципиально новых видов знаний. Пример – распознавание лиц на фотографиях и сопоставление их с геолокацией, или с профилями в социальных сетях.
Сфер для использования очень много – от выявления хакеров, сговоров при тендерах и проверки при приеме на государственную службу связанных лиц, автоматического контроля расходов по социальным сетям до определения физического использования вагонов поезда или определения реальных культур, которые растут на полях для контроля севооборота, "чтобы рапс каждый год не садили" по аэрофотосъемке.
Поскольку сферы специфические, то публично раскрыто очень мало успешных примеров за исключением, пожалуй, решений, которые поставляются как в государственный сектор, так и частным компаниям:
Компания Palantir (США), капитализация 20 млрд долларов
Palantir собирает данные из закрытых и открытых источников, анализирует их и по результатам строит зависимости, определяет аномалии и так далее. Клиентами компании выступают практически все правоохранительные органы и армия США. Они используют Palantir для выявления связанных лиц, сговоров, скрытых альянсов, проверки на правдивость заполняемых данных и прочего. В настоящее время компания активно осваивает коммерческий сектор, предлагая компаниям услуги по определению мошенничества в финансовом секторе, связанных лиц при трудоустройстве и многому другому.
Компания SenseTime (Китай), капитализация 7 млрд долларов
SenseTime с помощью сети камер видеонаблюдения собирает данные о лицах и может выдавать информацию о перемещениях, поведении, связях того или иного лица. Данные SenseTime используют практически все государственные органы для раскрытия преступлений и понимания связанности лиц.
А в Украине?
Из-за постоянной чехарды с реестрами (в чем тоже просматривались коррупционные мотивы), отсутствия системы централизованного сбора и обмена данными, аналогичные Palantir государственные системы – отсутствуют, хотя следует отметить антикоррупционные волонтерские и коммерческие проекты, которые стали появляться после открытия реестров.
Так, например, Opendatabot недавно выявил аномалии в задолженности ФОП по единому налогу в размере 2 млрд гривен просто анализируя открытые данные. Есть ряд проектов, которые позволяют мониторить изменения прав собственности для раннего предупреждения рейдерства. Но все эти системы функционируют раздельно и позволяют только "тушить" локальные пожары, поэтому "кругозор" у таких систем очень ограничен и не позволяет понимать более сложные явления.
Есть ли быстрые и эффективные решения?
Поскольку информации становится все больше, коррупция все более неявной и инновационной, а киберпреступления – все более массовыми, то безусловно любая каждая страна вынуждена заниматься разработкой интеллектуальных систем безопасности на основе искусственного интеллекта и BigData. Ведь человеческих ресурсов для получения, обработки и анализа данных для предупреждения преступлений просто не хватит.
Но быстрые и эффективные решения возможны только в частном секторе, когда корпорации могут лицензировать и применять уже созданные системы. В государственном секторе все сложнее, так как с одной стороны создание систем "нуля" может стоить очень дорого, а с другой стороны все не лицензируешь у сторонних компаний, так как речь идет о критически важных данных и процессах.
Какой баланс выберет Украина пока не известно, но безусловно хотелось, чтобы все верхние системы анализа и принятия решения были созданы внутри страны, тогда как системы по первичному сбору и структурированию данных можно использовать от сторонних производителей.
Вместо заключения хотел бы отметить неизбежность и важность возникновения дискуссий о соблюдении прав на личные данные и личную жизнь в Украине. Однако принадлежность к европейским ценностям, традициям и западной цивилизации в целом, как мне кажется, гарантирует, что "цифровая диктатура» не может быть реализована в нашей стране, как и в странах ЕС и США, хотя безусловно "цифровой анархии", которая так напоминает Запорожскую сечь, станет меньше.
Источник: nv.ua
0 комментариев
Добавить комментарий