Как атаковать логику и придумывать идеи для чего угодно. Гайд по брейншторму от креативного директора Banda

  • 13 февраля, 12:12
  • 687
  • 0

Мы проявляем креативность чаще, чем кажется: когда предлагаем идею на работе, постим stories или пишем пост про свое последнее путешествие. Вместе с креативным директором Banda Лешей Дивисенко vctr.media написали гайд о том, как правильно брейнштормить, и что делать, если не получается придумать идею.

Кто такой Леша Дивисенко

Леша Дивисенко занимался брендингом Евровидения-2017, коммуникациями и брендингом фестиваля Brave! Factory и компании ЛУН, рекламными роликами для ЖК Respublika. В 2019 году он стал креативным директором Banda. Сейчас Леша публикует любительские арт-журналы, пишет картины и снимает блог о том, как развивать креативность.

Как атаковать логику и придумывать идеи для чего угодно. Гайд по брейншторму от креативного директора Banda

Шторм в одиночку, в паре или в команде

Я люблю придумывать идеи в одиночестве или в паре. Напарник помогает посмотреть на проблему шире. Например, если клиент — бренд женской одежды, то женщина в креативной паре точно подкинет мне инсайтов о продукте. А я смотрю на женские вещи под другим углом. Вместе мы точно придумаем что-то классное.

Цель брейншторма — не придумать идею, а раскачать мозг, чтобы он зацепился за какую-то правду.

Штормить всей командой непродуктивно. Это превращается в хаос: у каждого свое мнение, каждый хочет рулить процессом, договориться сложно. Зато в команде хорошо получается анализировать готовые идеи — можно услышать много разных мнений и получить больше фидбека.

Как брейнштормить, чтобы пришла идея

Первая и самая важная штука — это вызвать желание придумывать. Если ваш мозг не хочет придумывать, то какие бы методики вы не применяли, ничего не выйдет. Вторая — создать необходимые условия.

Чтобы создать условия для придумывания идей, нужно понять, когда вы продуктивны. Я, например, очень медленный чувак и долго разгоняюсь. Для меня важно выспаться и настроиться. Утром я ничего не придумаю, а вот ближе к вечеру мой мозг начинает работать.

Мозг — это собака, а идея — это фрисби. Придумать идею — значит создать условия для того, чтобы собака принесла фрисби.

Если вам 20 лет и у вас полно энергии, то вам нужно просто работать с утра до вечера и постоянно что-то придумывать. Если вам за 30, то появляются дополнительные условия. Мозг уже не получает столько энергии, значит, нужно подпитывать его, заниматься чем-то еще. Здесь в ход идет все, что можно. Я, например, стараюсь заниматься спортом или лоховской медитацией, чтобы просто подышать.

Иногда я хожу к психологу, чтобы разобраться с внутренними проблемами, потому что они всплывают во время шторминга и мешают придумывать. Нужно расчищать дорогу, чтобы новой идее ничего не мешало добраться до мозга.

Что делать, если не идет

Любая идея строится на теории трех китов. Если не получается ничего придумать, значит, одному из этих китов не хватает пищи.

Как атаковать логику и придумывать идеи для чего угодно. Гайд по брейншторму от креативного директора Banda

Первый кит — где?

Нужно понять, в какой точке вы находитесь. Определите задачу, сформулируйте ее простыми словами и примените всю найденную информацию. Также будет полезно пообщаться с людьми, которые разбираются в теме вашего брифа, узнать их мнение. Часто эту работу делают стратеги. Так они подготавливают базу для дальнейшего креатива. Это начальная точка.

Второй кит — куда?

Нужно решить, куда вы двигаетесь. Увидеть цель и найти референсы, чтобы в голове сложилась картинка. Включите режим наблюдения, ищите примеры и возвращайтесь к задаче. Это конечная точка.

Третий кит — как?

Ответьте на вопрос: как вы доберетесь до идеального решения? Вам нужно визуализировать этот путь в форме линии между задачей и решением. Первые мысли будут примитивными — это идеи первого порядка и очевидные вещи. Чтобы придумать классную идею, нельзя идти по прямой от точки к точке. Вам нужно выбить себя из логических рассуждений.

Запишите задачу в блокнот, а рядом с ней выпишите в колонку 7 рандомных слов. К каждому из них придумайте ассоциации без привязки к смыслу. После цепочки из 3-5 ассоциаций попробуйте применять их к вашей задаче. В этом процессе важно генерировать идеи и выдавать даже самые глупые результаты.

Если вам нужно придумать новый стул, а одно из рандомных слов «змея» — опишите змею. Тут вы можете поймать себя на мысли, что если змея принимает разные формы, то и стул может получиться креслом-мешком.

Теперь включите режим «я тупой» и проговорите самые примитивные идеи. Отключите здравый смысл и одобряйте любую идею. После всего этого несите свои идеи креативному директору или отдыхайте, если вы фрилансер.

Так работает креативное мышление — вы «сращивате несращиваемое» и атакуете логику. Это интуитивный процесс.

Я не пользуюсь никакими методиками. Я просто беру вещь и стараюсь ее «расхлябать» и преувеличить, что-то удалить или заменить. Потом беру рассуждение и «шатаю» его как мне удобно, добавляю к идее буквы, слова и предметы.

Между хаосом и сомнениями

В процесс шторминга нужно добавлять хаос, поэтому у меня в голове появляется шкала со стрелкой, как на спидометре автомобиля. Слева — логика, справа — хаос. Здесь ты программист, а здесь — долбоеб.

Я шатаю эту стрелку туда-сюда: сначала рассуждаю логически, а потом ухожу в пространственные размышления. Важно не забывать про баланс между логикой и творчеством. Нужно заниматься и тем, и тем. На стыке логики и творчества и рождаются идеи.

Я учился на программиста и на втором курсе нарисовал комикс, где применил структуру, которой меня научили на занятиях. Благодаря ей у меня появился сюжет. Этот комикс стал для меня отправной точкой в креатив, где я совместил логику и творчество.

Иногда у меня есть ощущение, что я делаю херню, придумываю не по теме. Мозг просит остановиться. Но останавливаться нельзя. Вы делаете мозгу больно, потому что всякий раз, когда нарушаете шаблон — рвется нейронная связь. Мозг придумывает отмазки. Важно разрешить себе принять все тупые мысли. Разрешите себе думать как попало.

Только в конце шторма можете беспощадно все уничтожить. Тогда у вас останутся только самые лучшие идеи. Если вы придумали какую-то дичь, но она интересна и решает задачу, то почему бы и нет? Вокруг и так большинство идей — скучные.

Как атаковать логику и придумывать идеи для чего угодно. Гайд по брейншторму от креативного директора Banda

Как быть креативным

Многие думают, что креативом занимаются только художники или просто творческие люди. Это не так. В любой профессии есть место креативности. Креативность помогает находить оригинальные выходы из ситуаций и множество вариантов решения одной проблемы.

Самое важное — придумывать себе задачи. Допустим, вы бухгалтер и вам нужно сложить стопку бумаг. Можно выдумать кучу способов, как это сделать! Вот вам и место для креатива.

Человек креативен сам по себе. Креативность зашита в нас, благодаря ей мы выживаем на этой планете и эволюционируем.

Единственная возможность прокачивать свою креативность — делать это постоянно, тренироваться. Я хожу на работу, потому что воспринимаю ее как тренировку. Это как со спортом: заставить себя ходить в зал самому сложно, а с тренером — намного проще.

У меня был период, когда я пару месяцев не штормил. И вот в какой-то момент мне нужно было придумать идею, но ничего не вышло. Весь накопленный опыт просто исчез. Пришлось опять настраивать себе режим.

Ошибки и вдохновение

Молодым точно нужно совершать ошибки — так они познают, что хорошо, а что плохо. В 20 лет вам легче простить себя, у вас больше лояльности к себе и энергии сделать заново.

Неважно, что делать, главное делать побольше. Я делал очень много галимой дизайнерской работы: баннерочки, верстка, брошюры, иллюстрации, мультипликации, видео. Я все-все-все пробовал и везде лажал. Вот мой первый клип, например.

Вдохновение приходит, когда вы начинаете смотреть на все острым взглядом. Когда идете по улице и смотрите на обычные вещи, спрашивайте себя, почему эти вещи именно такие. Я часто смотрю на наклейки и вывески, заостряю внимание на разных деталях.

Мы уже привыкли к вывескам «Нотариус» с красной плашкой и тупыми шрифтами. Но что если перенести это на какую-то другую платформу? Например, сделать ugly-брендинг для клиента.

Я смотрю на людей, изучаю их поведение. Хожу в публичные места, хоть и не люблю их. Просто понимаю, что нельзя отстраняться от людей. Люди — это набор для вдохновения. С ними случаются странные ситуации, они говорят странные вещи. Можно подслушать непонятный разговор, который случайно подтолкнет к новой идее.

Источник: vctr.media


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий