Как Джобс убил Adobe Flash. История веб-дизайна с 2010-х и до сегодня

  • 14 января, 14:06
  • 1060
  • 0

Веб-дизайн повидал многое за последние 10 лет. Мы успели понять, что сайты рано или поздно умрут, бренды переехали в соцсети, а креатив в диджитале стал немного большим, чем просто интерактивный сайт. Вспоминаем, как выглядел весь путь веб-дизайна на протяжении этих 10 лет. Адаптированный перевод статьи The Next Web.

Рассвет HTML5

В нулевых годах в моде были сайты, созданные в программе Adobe Flash. Однако в 2010 году тенденции в веб-дизайне начали меняться.

В апреле 2010 года Стив Джобс написал эссе «Мысли о Flash». В тексте он буквально «разнес» программу и этим нанес смертельный удар. Всего за одни сутки Flash канул в лету навсегда.

Как Джобс убил Adobe Flash. История веб-дизайна с 2010-х и до сегодня

Примеры сайтов, которые создавали на Flash в 2000-х.

Последний гвоздь в гроб Flash забила компания Google со своим проектом Creative Labs. В 2010 году они выпустили интерактивный короткометражный фильм «Дикая местность» для трека We Used to Wait группы Arcade Fire с использованием Chrome Browser от Google, Google Maps и… HTML5!

С одной стороны, казалось, что у Flash выбили почву из-под ног. Но эта ситуация с участием Google показала, что можно достичь хороших результатов и без использования каких-либо плагинов браузера. Это был определяющий момент в будущем веб-дизайна.

К 2012 году веб-дизайн еще больше изменился, а бренды в принципе все меньше нуждались в сайтах. Чтобы дотянуться до своей аудитории, стало достаточно страницы в Facebook, где на тот момент уже было 1 млрд активных пользователей. Эта цифра казалась невероятной — на тот момент в мире насчитывали всего 2,5 млрд активных интернет-пользователей.

Веб развивается вне веба

В эти же годы Google Chrome стал лучшим браузером для большинства современных и креативных веб-сайтов. Команда Google Creative Labs запустила инновационный проект, который объединил границы онлайна и офлайна. Они запустили лабораторию Chrome Web Lab. В этом сервисе можно было посетить Музей науки в Лондоне, или сделать что-то другое, что заставит пользователя переживать новый опыт, сидя за компьютером. Этим проектом они серьезно толкнули вперед сферу веб-дизайна.

Как Джобс убил Adobe Flash. История веб-дизайна с 2010-х и до сегодня

Следующий толчок случился, когда в начале 2014 года Mozilla запустила WebGL — программную библиотеку для языка программирования JavaScrip. Она позволяла разработчикам веб-контента вставлять в браузеры, которые поддерживают HTML5 полноценную 3D-графику, не используя дополнительные плагины. Для 2014-го это было передовое решение.

Чуть позже вышла iOS 8 — и массовый потребитель наконец получил возможность наслаждаться достижениями веб-дизайнеров с мобильных браузеров.

Также в 2014 году случилось еще одно событие: появился WebVR — экспериментальный браузерный API, который давал возможность подключиться к устройствам виртуальной реальности. Это был настоящий проблеск в сфере виртуальной реальности. Чтобы VR стал доступнее потребителям, Google сразу же выпустили свою гарнитуру Google Cardboard, и VR вышел в массы.

В то время как VR стремительно взлетал на волне хайпа, случилось еще одно событие — мобильные браузеры научились поддерживать 3D. Это был самый подходящий момент, чтобы Apple презентовали дисплей Retina HD на iPhone 6 и 6+.

Технологии вышли за пределы браузера, и с каждым годом интерактив переходил в реальный мир. Пример — проект Аарона Коблина Unnumbered Sparks. Он позволил посетителям рисовать цветные блики на массивной воздушной скульптуре, используя смартфон.

Как Джобс убил Adobe Flash. История веб-дизайна с 2010-х и до сегодня

В 2015 году в сфере веб-сайтов заметили новую тенденцию. По исследования, в том году более 43% населения мира называли себя активными пользователями интернета. Даже несмотря на то, что количество пользователей не прекращало расти, количество веб-сайтов сократилось с 1 млрд до 863 млн. Статистика была показательной: мир понял, что бренды отворачиваются от традиционных веб-сайтов и лендингов. Вместо этого они тратят бюджеты на социальные сети. При этом статистика показывала, что выросло число сайтов, использующих куки-файлы и одностраничные прокручиваемые сайты с прокруткой параллакс.

К середине десятилетия началось новое явление: отток самых креативных людей из отрасли веб-дизайн. Многие из специалистов сместили свой фокус с веб-сайтов и перешли в киноиндустрию и геймдев.

AR и VR в центре внимания

В 2016 году искусственный интеллект пришел в интернет. AR стала привычной аббревиатурой для пользователей, когда они впервые установили Pokémon GO — игру дополненной реальности, которая потрясла мир.

Игра вышла 6 июля 2016-го для Android и iOS. За первую неделю ее загрузили 10 млн раз. Она стала самым быстрорастущим приложением за всю историю: по данным специалистов, на пике популярности у Pokémon GO было 45 млн активных пользователей в США.

Как Джобс убил Adobe Flash. История веб-дизайна с 2010-х и до сегодня

Следующая важная новость для веб-дизайна появилась уже в 2017 году: Adobe объявила о том, что к концу 2020 года прекратит обновление и распространение Flash Player.

Все достижения веб-дизайна начали уходить на второй план. Бренды сфорусировались на соцсетях. Хорошим примером этого стала онлайн-трансляция Game of Thrones HBO Fire & Ice в Facebook — ее посмотрели миллионы фанатов со всего мира. Они не прекращали комментировать трансляцию на протяжении всей серии.

Веб-сайты перестали быть способом вовлечения аудитории и остались лишь информационными порталами.

Вместо сайта можно было просто создать профиль в Instagram. А с запуском Instagram Stories в августе 2016 года появилось больше возможностей вовлекать аудиторию с помощью интерактивных постов. Пример — официальный аккаунт Bacardi.

Как Джобс убил Adobe Flash. История веб-дизайна с 2010-х и до сегодня

Bacardi создали интерактивные сториз, где подписчики могли примерить роль диджея. Бренд предложил пользователю нажимать на левую или правую часть экрана. Так юзеры перелистывали истории вперёд и назад, и так они могли создать свой уникальный трек.

Следующее поколение веб-дизайна

К концу десятилетия мы постепенно пришли к выводу, что самые креативные проекты — те, на которые мы смотрели не просто сидя перед экраном, а выходили в офлайн. Можно вспомнить эксперимент Hive Drive от Google. Он заключался в том, что дизайнеры создали иллюстрации, которые становились интерактивными с помощью дополненной реальности. Используя AR, картинки превращались в целый улей пчел. В процессе пользователи узнавали факты о пчелах и их роли в экосистеме.

Как Джобс убил Adobe Flash. История веб-дизайна с 2010-х и до сегодня

На пороге 2020 года термины «диджитал» и «интерактивный» прекращают быть синонимами одного лишь слова «онлайн». Цифровые проекты больше не ограничиваются браузерами, как это было в течение многих лет.

У веб-дизайна нет будущего внутри браузера — там слишком мало места для экспериментов. В браузере веб-дизайн остается чисто информационным, в браузере нет возможности дать пользователю переживать уникальный опыт. Интерактивный опыт работает на эмоциональном уровне, и он происходит за пределами браузеров. 

Источник: vctr.media


Теги: дизайн
0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий