Как не превратиться в австралопитека с гастритом, работая на удалёнке

  • 31 октября, 12:40
  • 1458
  • 0

Исторически сложилось, что наша компания с самого момента основания формировалась как распределённая команда разработчиков. 

Таким вот естественным образом мы и стали расширяться, приглашая в команду разработчиков на удалёнку со всеми вытекающими особенностями взаимодействия с ними.

Несмотря на наличие офиса и не таких уж больших временных затрат на то, чтобы до него добраться, я и сам почти всё время работал из дома.

Наверное, всё, что можно было сделать неправильно при организации своей дистанционной работы, я сделал именно так, и превратился в затворника с подозрением на гастрит. Как это произошло, а главное — как этого избежать при удалённой работе, я и расскажу ниже.

Визит к гастроэнтерологу, кстати, и послужил отправной точкой к правильным переменам в режиме работы и образе жизни в целом. Но до этого ещё далеко. А началось всё с иллюзий о преимуществах работы из дома.

И вот, что я вам скажу: единственный плюс удалёнки — это возможность гибкого планирования дня по своему усмотрению. Однако реализовать это на практике оказывается непросто.

Как не превратиться в австралопитека с гастритом, работая на удалёнке

Остальные «преимущества» — например, экономия времени на дорогу и меньшее количество отвлекающих факторов — имеют оборотную сторону медали и могут способствовать ухудшению образа жизни. Что и произошло в моём случае.

Есть два основных момента, которые определяют будет ли успешен переход на дистанционный формат работы:

  • создание условий дома;
  • дисциплина и режим.

Создание условий

Прежде всего надо объяснить семье, что несмотря на физическое присутствие дома, ты находишься на работе, занят и тебя нельзя отвлекать по первой прихоти. Тем более по пустякам. Конечно, родные рады, что папа, муж или любимый дома, можно в любой момент подойти и попросить «покатать лошадкой» или «быстренько сбегать за маслом, блины пожарить хочу». Но нет. Нельзя.

Во-первых, это нарушает концентрацию, приходится тратить время и силы на повторное сосредоточение. А во-вторых, это может мешать участию в групповых звонках.

Если вам повезло (или нет) и вы живёте один, уже легче. Базовые условия созданы. С другой стороны, некому будет отодрать вас от стула, если собственной дисциплины не хватит сделать это самому.

Ещё такой момент по части условий: в идеале рабочее место должно быть организовано в отдельной комнате. Ну или хотя бы в какой-то выделенной зоне, а не за обеденным столом на кухне или за которым дочка уроки делает.

Такое разделение позволит легче менять контекст между домом и работой. И это очень важно, так как ты находишься в одном пространстве, и для мозга совсем не очевидно, что, выйдя из-за рабочего стола, ты уже как бы и не на работе.

Итого: всё начинается с нужных условий дома. Если не удаётся их создать — об удалёнке не стоит и думать. Без шансов.

Дисциплина и режим

И вот тут начинается самое интересное. При переходе на работу из дома у меня было всё: и отдельный кабинет, и отсутствие отвлекающих факторов, так как супруга работала 5/2 в офисе. Казалось, всё располагает к эффективной работе и комфортному образу жизни.

Однако довольно быстро всё пришло к тому, что я работал с утра и до утра, ел на рабочем месте и не выходил из дома, так как на то не было никаких причин.

Бывали и другие крайности, когда наоборот самую плодотворную часть дня я проводил за домашними или бестолковыми делами. Тяжело устоять перед соблазном отложить работу и начать распаковку, сборку и настройку нового телевизора. До вечера или тем более выходных не подождёт ведь.

В общем, с дисциплиной и рабочим режимом у меня были очевидные проблемы. Вероятно, с ними сталкиваются почти все, кто переходит работать на удалёнку, потому что такое поведение для человека является естественным.

И если с природной самодисциплиной не повезло, единственный выход, — искусственно выстраивать режим и вводить график.

Для начала можно взять базовый, как в офисе: работаю с 10 до 18, например. Это подразумевает постоянный контроль за собой и пресечение попыток позаниматься чем-то не связанным с работой в этот диапазон времени. Равно как и обратно: после 18 встаём из-за стола, и работа на сегодня закончилась, дальше дом, семья, отдых.

Только так. Жёстко себя заставляя, можно приучить мозг к новому образу жизни и работы.

Впоследствии можно перейти к продвинутому планированию дня, разбивая восьмичасовой диапазон на несколько временных слотов и распределяя их на те периоды дня, в которые хорошо работается.

Тут всё индивидуально: кому-то утром думается лучше всего, у кого-то мотор только к обеду разогревается. Надо просто понаблюдать за собой. Это довольно быстро станет понятно, если ещё не знаете, к какой категории относитесь.

Повышаем продуктивность

О личной продуктивности написано уже столько, что всего и не прочитать. Не буду первооткрывателем и я. Однако расскажу, что помогло мне. Возможно для других разработчиков мой опыт будет полезен.

Во-первых, надо выходить из дома. При этом желательно делать это именно в течение рабочего дня, а не после него. Прогулка продолжительностью 20–30 минут отлично перезаряжает батарейки и освежает голову.

Если не удаётся выходить просто прогуляться — придумайте себе повод. Сходить в магазин, например. При этом не тот, что в соседнем подъезде, куда и в тапочках дойти можно.

Ещё вариант: отправиться на обед в кафе или столовую. В этом случае двойная польза: и прогулка есть, и питание разнообразнее. К слову сказать, я до гастрита и дошёл как раз из-за пельменной диеты, на которой плотно сидел, пока не взял себя в руки.

Второй момент, который помог повысить продуктивность рабочего времени, — спорт. Объяснение этому довольно простое: чем сильнее организм, тем больше энергии и тем больше удаётся успевать.

При этом необязательно ежедневно ходить в зал на двухчасовые тренировки с таким же двухчасовым восстановлением после неё. Достаточно простой физической активности на регулярной основе. Я, например, летом гоняю на велике по лесу, зимой там же на лыжах, а весной и осенью бегаю на стадионе, ибо это единственное место, которое остаётся чистым в межсезонье.

И напоследок ещё один приём — широко известный метод «Помидора». Я использую его так: ставлю таймер на 25 минут, работаю над одной единственной задачей без отвлечения, потом 5 минут отдыха.

При этом обязательно встану и отойду от рабочего места: попить воды, справить нужду, подумать о вечном. Главное — переключить контекст, сменить фокус. Так четыре раза подряд, после чего длительный перерыв 15–20 минут. Ничего хитроумного, но мне помогает распределить энергию и сохранять продуктивность в течение всего дня.

Заключение

Зафиксируем. Для успешной работы на удалёнке важны два момента: должны быть созданы условия в «домашнем офисе», и необходимо ввести график работы и жёстко следовать ему, разделяя время на труд и всё остальное.

Для продуктивной работы обязательно в жизни должен быть спорт и ежедневные прогулки (можно подобрать активность на свежем воздухе по душе). Это позволяет поддерживать энергетический тонус, который необходим для качественного умственного труда разработчиков ничуть не меньше, чем физические силы грузчикам.

А с какими трудностями сталкивались вы, когда переходили на удалённый формат работы, и как с ними справились?


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий

IT Новости

Смотреть все