От того, как вы сформируете тарифные планы и какие цены установите, зависят успех и прибыльность вашего бизнеса.
Продуктовый маркетолог Boosta Иван Палий рассказал о том, как в его компании формировали тарифы на три SaaS-продукта и какие ошибки совершили.
Уже третий год мы в Boosta развиваем сразу три SaaS-продукта для маркетологов, SEO-специалистов и владельцев бизнеса. Это Sitechecker (помогает измерять эффективность продвижения вашего сайта в поисковых системах), Copywritely (помогает писать тексты, которые понравятся как людям, так и поисковым системам) и Kparser (помогает собирать поисковые подсказки, идеи для контента, теги для YouTube). За эти три года мы провели много экспериментов со страницами тарифов и допустили массу ошибок. В этой колонке я о них расскажу.
Три ошибки на старте
Не знали, на чем хотим зарабатывать
В конце 2017 года у нас был полноценно работающий инструмент SEO-анализа страницы. Мы получили первую аудиторию, которой он понравился, но ничего ей не продавали.
У нас было много вариантов, как можно монетизировать будущий продукт. Можно было:
- зарабатывать на оказании SEO-услуг;
- ограничить количество доступных проверок для бесплатных пользователей и брать деньги за количество проверок;
- создать курс по SEO и продавать доступ к нему;
- зарабатывать на партнерских программах других SEO-продуктах;
- создать другой, еще более ценный продукт и продавать его, а инструмент для анализа страниц оставить бесплатным.
Совет: По мере развития продукта ваше ценообразование, конечно, будет меняться. Но оно должно быть с самого начала. Это помогает получить обратную связь от аудитории – готовы ли люди платить за ваш продукт, с какими конкурентами вас сравнивают, доступом к каким возможностям продукта интересуются больше всего.
Долго работали над первой версией тарифов
Мы полгода разрабатывали страницу тарифов на Sitechecker. В итоге остановились на трех видах тарифов. В бесплатной версии можно было проанализировать один сайт и тысячу страниц. За $19 в месяц – три сайта и 10 тысяч страниц. За $45 – 10 сайтов и 100 тысяч страниц.
Выглядело это так:
Совет: Если у вас нет идей, как создать интересную сетку тарифов, сделайте первую версию на основе данных вашего ключевого конкурента. На первом этапе вам важнее не заработать на первых клиентах, а понять, адекватно ли вы оценили рынок, есть ли у вас конкурентное преимущество и что нужно пользователям.
Проводили мало экспериментов с тарифами
После запуска первой линейки тарифов мы провели всего 3-4 эксперимента за год. Учитывая, что у нас уже было в среднем 100-200 тысяч посетителей сайта в месяц, это очень мало. При таком количестве трафика мы могли проводить 1-2 эксперимента в месяц.
Совет: В первый год у стартапа мало трафика, каждый пользователь на счету. Поэтому долго экспериментировать нельзя, иначе пользователи закончатся. Но эксперименты все равно нужны. Важно постоянно сверять свой прогноз с результатами экспериментов и проводить интервью с пользователями.
Я использую этот инструмент, чтобы оценить, сколько пользователей нужно для выборки.
Где брать гипотезы
Чтобы в итоге сформировать правильные тарифы, в первые 6-12 месяцев стоит протестировать несколько гипотез. Где их взять?
У конкурентов
Если бы мы сразу определили своих ключевых конкурентов и попробовали скопировать основные моменты их ценообразования, то получили бы обратную связь от пользователей и смогли сформировать тарифы быстрее.
Вероятно, их страницы тарифов прошли через наибольшее количество экспериментов, а те решения, которые у них сейчас работают, – одни из лучших.
Понять, чего хотят пользователи
Наши тарифы выстроены на основе 4 основных переменных: количества сайтов и страниц на сайте, количества ключевых слов и обратных ссылок.
Им нужно больше сайтов, при этом они обычно не анализируют много страниц.
Поэтому в новых тарифных планах мы расширили количество сайтов в каждом из них и начали удовлетворять потребности еще одного сегмента аудитории.
Вот пример нашего опроса. Он подтвердил гипотезу, которую мы сформировали, общаясь с пользователями в чате. 9 % пользователей работают более чем с 20 сайтами, а 5 % пользователей – с 11-20. То есть наша первая линейка планов не покрывала 15 % аудитории, потому что даже на максимальном тарифе можно было проверить только 10 сайтов.
Но еще важнее, что пользователи, у которых много сайтов, для нас самые ценные. В SaaS-бизнесах основную часть дохода приносят 5-10 % самых лояльных пользователей, которые используют продукт годами. По нашим исследованиям, чем больше у человека сайтов, тем больше он ценит наш продукт и дольше остается платящим пользователем.
Как экспериментировать с тарифами
Эксперименты с функционалом
Здесь возможны три схемы:
- Ограничивать по количеству. Когда одна и та же функция доступна для всех тарифов, только в разном объеме. Это может быть количество доступных сайтов, пользователей, отправленных писем, созданных документов и тому подобное.
- Ограничивать по качеству. Когда одна и та же функция доступна в одном тарифе, но недоступна в других.
- Смешанные ограничения. Когда качественные и количественные ограничения комбинируются.
У нас на Sitechecker сейчас работают только количественные ограничения. Мы тестировали вариант смешанных ограничений (пример на картинке внизу), но по итогам экспериментов решили пока убрать все качественные ограничения и открыть функции для всех тарифов.
Эксперименты с бизнес-моделью
Такие эксперименты дорогие и сложные. Приходится вносить изменения в продукт, менять всю воронку продаж и маркетинговую стратегию.
Модели могут быть такими:
- Freemium. Вы предоставляете доступ к 10-20 % функциям продукта навсегда, а за остальные 80-90 % пользователь должен платить.
- Free Trial. Вы предоставляете ограниченный временем доступ к 100 % функциям, а по завершении срока ставите пользователя перед выбором – плати или уходи.
- Смешанная модель Freemium/Free Trial. Вы устанавливаете как временные ограничения, так и ограничения по функциям.
- Продажа данных. Это когда ваши клиенты и пользователи – разные аудитории. Пользователи – те, кто пользуются продуктом бесплатно, клиенты – те, кто платят за данные о пользователях.
Мы в Boosta используем разные модели. У Kparser и Sitechecker – Freemium, у Copywritely – Free Trial, но смешанный, так как ограничиваем пользователя и по времени, и по количеству доступных функций.
Эксперименты с аудиторией
Какие тут могут быть варианты:
- Разделение по профессиональным уровням. Например, мы в Sitechecker выделяем 3 тарифа: для новичков в SEO, для владельцев уже растущих проектов и для владельцев устоявшихся доходных сайтов.
- Разделение по ролям. Например, тариф для SEO специалистов, для владельцев сайтов, для владельцев агентств. На фото – хороший пример такого разделения от платформы для аналитики пользователей Hotjar.
- Разделение по объему продаж. Когда тарифы разделены в зависимости от размера бизнеса и нужного количества функций. Такой вариант я часто замечал у хостингов.
Эксперименты с периодом оплаты
Стандарт SaaS бизнеса – помесячная оплата. Для наших продуктов мы тоже выбрали этот вариант. Но их намного больше: за час, за день, за неделю, за квартал, за полгода, за год, пожизненная лицензия.
Вы можете отображать эти варианты отдельными тарифами или давать возможность выбрать пользователю нужный период уже в корзине. Основная задача таких экспериментов – увеличить средний чек пользователя.
Эксперименты с дизайном
Мы кардинально меняли дизайн страниц с ценами всего 3-4 раза за все время существования продукта. Не заморачиваться с дизайном первых страниц с тарифами – одно из самых правильных решений в стартапе. При этом, когда вы начнете активно расти, значение дизайна увеличивается.
О том, как цвета, цифры, расположение элементов и взаимосвязи между ними влияют на поведение пользователей, рекомендую почитать в статьи Ника Коленды.
Источник: MC.today
0 комментариев
Добавить комментарий