Бум компьютерных клубов произошел 20 лет назад. Сегодня на игре в Counter-Strike можно зарабатывать миллионы долларов, а обычные дворовые интернет-кафе трансформировались в киберарены и Esport-бары с полноценными ресторанами и магазинами игровой атрибутики. Геймеры нового поколения идут играть в Esport-баре, создавая свои микрокомьюнити по интересам.
Росту индустрии компьютерных клубов способствуют мировые тренды:
- капитализация игровой отрасли в 2018 году превысила показатели киноиндустрии — 138 против 136 миллиардов долларов;
- рынок внутриигровых покупок выше мирового бокс-офиса кинематографа — 50 против 41 миллиарда долларов;
- за следующие 10 лет рынок видеоигр вырастет вдвое, что сделает его доминацию в индустрии развлечений и вовсе недосягаемой;
- появилась новая индустрия Esportainment (eSports + entertainment).
Обновленные арены создают сцены на несколько сотен людей с большими экранами для турниров. Если добавить сюда «железо» в виде компьютеров и мониторов для игроков, становится понятно, что всем этим бизнесом необходимо правильно управлять.
Украинская софтверная компания ENESTECH разработала облачное решение SENET для управления своим компьютерным клубом, а затем монетизировала этот SaaS-сервис.
Сегодня SENET обслуживает более двух миллионов пользователей в почти тысяче компьютерных клубов из 30 стран мира. С чего стартовали, что способствовало развитию и как у компании идут дела сейчас — в нашем блоге.
Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам
Изначально софт создавался как решение под потребности сети собственных компьютерных клубов — IT Land. Парк компьютеров в какой-то момент стал приближаться к 500, и остро нуждался в системе, которая бы упростила администрацию и техническое обслуживание такого большого количества ПК. Своя операционка получилась настолько удачной, что стало очевидно — у неё потенциал полноценного коммерческого продукта. Первым импульсом было отдать задачу на аутсорс-разработку, но соотношение цена-качество оставляло желать лучшего.
«Мы создали компанию ENESTECH Software в 2014 году и наша собственная команда уже разработала решение. В то время у нас была отличная «база для тренировки» в виде сети IT Land, поэтому решение могли тестировать в любое время», — делится Олег Крот, управляющий партнер холдинга TECHIIA, куда позже вошла компания ENESTECH.
Первым делом создатели изменили архитектуру и заблаговременно перешли в облако. Начали с рынка СНГ, который знали и понимали лучше других. Когда число клиентов, которые продолжительное время пользовались SENET для управления клубом, перевалило за десяток — было понятно: продукту пора идти в массы.
Еще пару лет назад многие из сегодняшних клиентов ENESTECH использовали стандартные бесплатные системы, которые были, по сути, alarm-based приложениями. Кроме того, они не безопасные — такой софт может собирать персональные данные пользователей с целью дальнейшей перепродажи. Например, доступы к социальным сетям, игровым аккаунтам и даже банковским картам геймеров. Первые несколько лет команде разработчиков пришлось потратить на борьбу с привычкой использовать в клубах бесплатное или пиратское программное обеспечение.
«Постоянная модернизация — это один из критических факторов успеха в бизнесе компьютерного клуба. Необходимо каждые пару лет обновлять «железо», чтоб не тормозили самые актуальные игры, а у геймеров не пропадал интерес. Та же история и с рядом основных программ, — рассказывает Эльчин Алиев, CEO ENESTECH.
— Ставить мониторы побольше да кресла поудобнее, но не задумываться о надежной и функциональной системе управления, заведомо провальная стратегия. По сути, это сердце клуба, которое «гоняет кровь», позволяет фиксировано получать оплату, видеть всю статистику, обновлять контент на сотне ПК одним нажатием кнопки с админ-панели, повышать лояльность клиентов, давать возможность геймерам бронировать и оплачивать места до прихода в клуб, даже организовывать собственные турниры. Когда клуб напичкан крутыми гаджетами и геймерскими стульями по $300, но при этом использует бесплатный софт — это как если в автомобиле Ferrari будет электроника от старого Daewoo Lanos».
Рекомендации на рынке, доверие пользователей, предоставление пробного периода, оптимальные тарифы на использование SENET, эффективный маркетинг — все это дало толчок роста количества клиентов.
Какое будущее нас ждет?
Компьютерный клуб — это уже далеко не бизнес по сдаче ПК в аренду. Это скорее формат отдыха и развлечений, конкурирующий с домашним комфортом и уютом.
«Люди ходят в рестораны и кино, имея дома хорошо обустроенные кухни и большие телевизоры. Та же идея лежит в основе современного компьютерного клуба. Сюда приходят не только поиграть, а еще — провести время с друзьями, поесть, иногда даже покурить кальян, отдохнуть после учебы или рабочего дня» — делится Эльчин Алиев.
Клубы все больше сливаются с HoReCa-сферой. Бар в клубе может приносить 30-40%. Не менее популярна продажа киберспортивных товаров и атрибутики: мышки, коврики, рюкзаки, футболки с символикой, плюшевые игрушки в виде героев из любимой компьютерной игры.
Мир компьютерных клубов сегодня очень разнообразный и имеет свои особенности в каждой стране.
Существуют три самых популярных типа заведений:
- Большие. Киберарены, крупные сети клубов, франшизы с киберспортивными шоу и турнирами.
- Средние. С очень качественным «железом», но лимитированным количеством ПК и несколькими клубами в сети
- Маленькие. Интернет-кафе на несколько ПК и копировальные центры.
Первый тип клубов развивается и востребован больше других. Например, в Европе популярны коктейль и диско-бары, в которых есть зал для танцев и зал игровых ПК. Одна из самых известных сеток — Meltdown, франшиза уже насчитывает 22 клуба в Европе и постоянно пополняется новыми открытиями.
Большие сети и франшизы на 50-100 клубов привлекают крупных спонсоров как Nvidia и Logitech, и делают ставку на состязания и кооперацию с киберспортивными организациями.
Новый и достаточно своеобразный рынок — это eSports-факультеты, которые массово открывают во многих западных университетах и которым необходимо администрировать свои компьютерные клубы. И сегодня некоторые из них тестируют SENET для эффективного управления компьютерными классами.
Самый интересный рынок для ENESTECH — это Юго-Восточная Азия, где культура компьютерных клубов уникальна и развивалась интенсивнее и дольше всего. Эльчин Алиев считает, что никакой стандартный функционал не сможет охватить одновременно и легендарные корейские PC bangs, и японские «кафе для бездомных», поэтому для успеха на этом рынке продукт собираются модифицировать.
Компьютерный клуб как инвестиция
В скором времени компьютерные клубы даже составят конкуренцию кинотеатрам. Не верите? Тогда представьте себе, что 5-7 лет назад вам кто-то сказал бы, что за кофе вы будете заезжать на заправку. Кинотеатры по всему миру транслируют турниры по разным дисциплинам, Multiplex неоднократно собирал полные залы на финалы Dota2.
Эксперты оценивают количество зрителей киберспортивных мероприятий в 394,6 млн человек. Недавно к сети кинотеатров Multiplex добавился собственный компьютерный клуб в качестве пилотного проекта, который со временем перерастет в сеть. Это логично, когда у подростка 50 грн на мелкие расходы, то на кино ему не хватит, а на пару часов в гейм-центре будет достаточно.
Начав с решения по управлению компьютерными клубами, ENESTECH пошел дальше. 10-летний опыт управления своими клубами и наработанная экспертиза гарантируют клиентам качественный бизнес-консалтинг. По запросу специалисты компании разрабатывают бизнес-план, стратегию открытия, управления и продвижения клуба, предлагают ПК и комплектующие по выгодным ценам благодаря партнерству с производителями и дистрибьюторами.
В то же время, Украина стабильно входит в мировой топ-10 стран по достижениям киберспортсменов. Развитие и создание новых арен неизбежно, и в течение нескольких лет прогресс в этом направлении должен произойти, что уже можно наблюдать на примере стран с похожей ситуацией и состоянием рынка в этой сфере.
Источник: ain.ua
0 комментариев
Добавить комментарий