Как запустить стартап: уроки MVP от Skyworker

  • 8 июля, 13:49
  • 3991
  • 0

Маркетолог  Оля Капинос рассказала, какие уроки получила команда, пока разрабатывала MVP (минимально жизнеспособный продукт) Skyworker.

Мы начали работать над продуктом в апреле 2019 года, когда закрыли свое консалтинговое агентство по подбору работы IT-специалистам.

Крупные школы для стартапов, такие как американский акселератор YCombinator, учат проекты быстро расти. Принципы, которым обучают в школах, примерно одинаковые:

  1. Стартап — это не только о самой технологии, это о бизнесе. Говорите с потенциальными пользователями еще до того, как написать первую строчку кода — узнайте их боли и от этого отталкивайтесь при разработке продукта.
  2. Находите ранних пользователей, пока продукт не готов к активному продвижению, и постоянно общайтесь с ними, получайте обратную связь.
  3. Не тяните с выпуском — все успешные стартапы сначала выглядели «вырви глаз», но только так они смогли подтвердить идею.

Когда вы на самом деле будете воплощать идеи в жизнь, можно много раз споткнуться.

Я расскажу о трех уроках, которые вынес наш стартап Skyworker, пока мы запускали MVP на рынке.

В название мы вынесли одну из четырех стихий, на которые наша команда делит специалистов по тому, как они относятся к работе.

  1. Waterworker — это люди, которые плывут по течению и не строят долгоиграющих планов.
  2. Earthworker — специалисты, которые остаются в своей зоне комфорта.
  3. Fireworker — предприниматели, которые не могут работать на кого-то.
  4. Skyworker — человек, который постоянно растет и развивается, берет на себя новые зоны ответственности, ищет новые возможности.

Команда Skyworker (слева направо): управляющий директор, директор по разработке, frontend-разработчик (на экране ноутбука), маркетолог, backend-разработчик, менеджер продукта, тестировщик)


Украинский рынок воспринимает MVP иначе, чем воспринимает его рынок в Штатах

MVP — это до смешного простой продукт, который вы можете показать первому кругу пользователей и проверить, сможет ли он принести хоть какую-то пользу. Об этом говорят все образовательные программы для стартапов.

Но если вы делаете что-то новое в очень конкурентной сфере, у пользователей в запасе уже есть «взрослые» продукты, в которых все удобно, красиво и быстро. И кроме ответа на вопрос «Чем ваш продукт отличается от других?» пользователи ждут MVP, которое не будет выглядеть так же красиво и работать так же быстро, как продукты-конкуренты.

Поэтому первый функционал, который приносит пользу и MVP, — это не всегда одно и тоже. В нашем случае между первым и вторым прошло 3 месяца.

Лучше быстро запуститься и обновлять продукт каждый день

Мы общались и с другими украинскими ребятами, которые начинают строить свои стартапы. Трое из четырех не работают с обратной связью от потенциальных клиентов, пока не доделают свой продукт. Так и получается, что большая часть историй продуктов заканчивается, когда его пользователи вообще не попробовали.

Разработка MVP может занять в пять раз больше времени, чем предсказанные менторами YCombinator две недели — это время нужно потратить не только на то, чтобы писать код. Стоит каждый день общаться с потенциальными пользователями о продукте.

Мы созванивались, переписывались, проходили вместе с ними по пути пользователя, проводили интервью, чтобы проверить новые гипотезы. Так мы смогли выстроить гибкий процесс построения MVP. Мы два раза почти кардинально меняли продукт, чтобы он был удобнее 

Например, пользователи могут в пассивном поиске видеть вакансии, которые откроются через два месяца. Еще разработали два варианта поведения продукта в зависимости от статуса специалиста — ищет он работу сейчас или нет:

  1. Если не ищет, мы делаем акцент на анализе, чтобы обеспечить «тыл». Клиент указывает, что умеет и что ищет, а продукт мониторит ситуацию. Когда придет время менять работу, у человека будет детальная картина рынка — он уже знает все о подходящих компаниях, а компании знают о нем.
  2. Если специалист ищет работу, подключается «турборежим» — Skyworker быстро ищет варианты, рекомендует клиента компаниям и выдает детальную информацию о компаниях, проектах, командах и задачах.

Критика — это то, что нужно

Когда запустили первый рабочий функционал, а MVP еще нет, есть 2 варианта:

  1. Работать с узким кругом пользователей персонально.
  2. Говорить о продукте публично с сообществом.

Первый вариант — это базовая вещь, которая поможет поправить какие-то детали продукта до того, как он попадет в публичное пространство: СМИ, профильные сообщества, блоги, ивенты.

Но часто стартап не переходит ко второму варианту, ведь есть риск привлечь критику. Между тем критика — это именно то, что нужно.

Мы рискнули выйти «на публику», когда продукт был сырым. Начали работать с медиа и локальными сообществами — организаторами конференций, сообществами в Telegram, обучающими программами.

Когда мы общались с IT-специалистами, получали точечные отзывы — что кажется странным, что мешает:

Публичная коммуникация дала нам более глобальные тревожные звоночки. Например, мы узнали, что продукт могут воспринимать как платный для специалистов, а это не так. Не узнать такие вещи — это куда больший риск, чем привлечь внимание к еще не готовому продукту.

Кроме того, такое общение приводит первых пользователей. За 3 месяца после релиза первого рабочего функционала к нам пришли 4000 пользователей, которые давали отзывы, участвовали в интервью, возвращались в продукт и пользовались им систематически. Это неплохо вооружило нас аналитикой.

Культура стартапов в Украине только формируется, и рынок часто не готов к сырому продукту. Вам может прилететь, например, такое: «Доделайте, потом показывайте». Казалось бы, и правда — какой смысл спрашивать потенциальных пользователей о том, что уже через пару месяцев будет лучше?

Но идея идеального продукта, которая сидит в голове, должна быть очень гибкой. А отзывы о первом варианте продукта помогают «выгнуть» ее в правильную сторону.

На все успешные продукты было страшно смотреть в их первых версиях. Так было и со Skyworker. Но если бы мы не показали его IT-специалистам, мы бы не получили MVP.



Теги: стартап
0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий