Автор материала: Артем Бойко, креативный директор Slupsky Event Management
Начну с признания. Все ивент-агентства, и наше в том числе, получая бриф, где целью корпоративной вечеринки указана, например, мотивация сотрудников, понимают: все усилия сведутся к организации дорогой пьянки под выступление приглашенной звезды. Мы прекрасно осознаем, что такие ивенты, мягко говоря, неэффективны, и все равно беремся за эти заказы. Почему? Если коротко, то потому что мы сервисный бизнес и не можем не считаться с мнением заказчика.
При этом наша команда всегда объясняет, что корпоратив в том понимании, к которому привык украинский бизнес, приносит больше вреда, чем пользы. Мы предлагаем альтернативы, но нас редко слышат.
Бессмысленные и беспощадные поводы для корпоративов
Пройдёмся по самым распространённым поводам для проведения корпоративных вечеринок. Первый по значимости и масштабу — Новый год. Повод настолько мощный для развития бизнеса, что большинство компаний не скупится потратить на него огромные бюджеты, развернуть по-настоящему впечатляющие войны с конкурентами за локации и артистов.
Такое впечатление, что собственники уверены: если не заплатить за застолье и дискотеку, бизнес придет в упадок, а сотрудники сразу же начнут рассылать свои резюме конкурентам. В качестве контраргументов у нас есть только логика и факты, но зачем они, если нужно срочно праздновать?
Второй тип ивентов – дни рождения компании. Ну как не отпраздновать шесть лет на рынке? Как не вложить в это целую кучу денег? Это критически важно для любого бизнеса.
Третий «хороший» повод — профессиональные праздники. Дни энергетиков, строителей, юристов. Здесь комментарии излишни. Всем давно очевидно, что если не уважить людей профессии, бизнес остановится и развитие прекратится. С абсурдом как с бунтом: если не можешь прекратить, возглавь его. Как? Празднуй каждый профессиональный праздник. Их достаточно, чтобы корпоратив длился целый год.
А теперь серьезно. Единственным достойным поводом для корпоративного мероприятия я считаю празднование успеха: получение крупных контрактов, победа в тендерах, завершение успешных сезонов. Тут действительно можно пить и гулять вовсю, потому что вы сделали хорошую работу, вы победители. Все остальные корпоративные празднования позитивно на бизнес не влияют. Вообще. Никак.
Зачем в компаниях проводят корпоративы и почему эти причины не работают
Мотивация
Когда я вижу в брифе клиента пункт «повышение мотивации сотрудников», первое, на что обращаю внимание, — задача поставлена в слишком обтекаемой форме. Для меня это значит следующее: не очень компетентные руководители пытаются переложить ответственность за результат на своих сотрудников. «Ок, я проведу корпоратив, повышу тебе мотивацию, а ты что-то придумай и начни работать лучше», — думает такой директор.
Основной минус подобного подхода — вы не можете прогнозировать и измерить, достигли ли «повышения мотивации сотрудников». Основной плюс — неплохо проведенное вместе время, но, к сожалению, к бизнесу это не имеет ни малейшего отношения.
Повышение лояльности
Мы снова имеем дело с очень абстрактным понятием. Ситуация усложняется тем, что в русском языке в слово «лояльность» вкладывается значение «нормально отношусь», а вот буквальный перевод фразы employee’s loyalty звучит как «верность сотрудников» — согласитесь, разница значительная.
Верность сотрудников компании означает снижение текучки кадров, а такая задача в брифе — вполне реальная, измеримая. Этого действительно можно добиться при помощи корпоративных мероприятий.
Мы работаем с крупными IT-компаниями. И все они говорят приблизительно следующее: «Наши ценные сотрудники постоянно от нас уходят, хотя мы стараемся создать для них хорошие условия: поставили настольный теннис, купили крутую кофемашину, открыли тренажерный зал. Сделайте мероприятие, чтобы там пела суперзвезда, и важно, чтобы никто не трогал коллег, потому что они интроверты». И это буквально фраза-заклинание, с которой начинается наше общение со всеми игроками на этом рынке.
Давайте разберем этот кейс: у всех компаний самая главная проблема — удержание сотрудников. При этом они ориентируются на одинаковые механики, одни и те же локации, одни и те же развлечения. При смене места работы люди вообще не ощущают разницы.
Cплочение команды
Наконец, моё любимое. Сплочение команды. Что нужно для того, чтобы сплотить команду? Ну конечно, тимбилдинг-активности. Я сейчас не буду вникать в то, что чувствует взрослый человек, профессионал, которого заставляют лазать по верёвкам и таскать коллег на руках. В конце концов, не в чувствах дело.
Команда – это коллектив людей, соединенных между собой особыми связями. А связи образуются благодаря тому, что каждый ее член имеет определенную специализацию на своем участке. Когда же мы проводим мероприятия тимбилдинга, то помещаем людей в искусственные условия, не имеющие отношения к той среде, где они должны выступать как сплоченная группа. Например, нам нужно получить слаженную группу альпинистов. Как их сплотит игра в футбол? Или совместная игра на барабанах и построение города из картона?
Нет ни одного исследования, которое бы показало, что люди, которых заставили падать спиной назад на руки коллегам, вдруг станут им больше доверять.
Интересный кейс: спокойствие одной крупной интернет-компании нарушил новый генеральный директор — он решил провести глобальную оптимизацию, начав с перестройки службы поддержки пользователей, где работали 40 человек, почти половина штата. Как ни странно, реформатор столкнулся с мощным сопротивлением коллектива.
После затяжной борьбы СЕО победил. Сократив штат поддержки сначала до 20 человек, потом до 10 и, в конце концов, до четырех, он добился того, что большая часть процедур стала автоматизированной. Оборот компании существенно вырос, EBITDA превысила 60%. Появились финансовые резервы. К какому выводу пришел новый директор? Правильно. Сплоченный коллектив, которым так гордилась компания, выступил главным агентом противодействия необходимых изменений.
Возможно, я выскажу непопулярную мысль, но внутренняя конкуренция значительно лучше влияет на эффективность бизнеса, чем пресловутое сплочение команды. Для бизнес-целей сотрудников оценивают в сугубо прагматической плоскости: «эффективен/неэффективен», «полезен/бесполезен». Такая парадигма идёт вразрез с той, которая принята в рамках социальных структур — «свой/чужой», «опасный/неопасный».
Единственный момент, когда может быть полезен тимбилдинг, — желание улучшить межфункциональное взаимодействие: когда сотрудники на седьмом этаже не знают тех, кто работает на втором. Также с их помощью можно решить межличностные конфликты, если мы знаем, что они сильно тормозят работу.
Чем заменить корпоративы: полезные мероприятия для сотрудников
Одна из самых эффективных форм проведения корпоративного мероприятия с точки зрения эффективности для бизнеса — это «эдьютейнмент»: сочетание развлечения и обучения. Таких форм может быть очень много.
Хакатоны
Люди собираются, вместе думают над задачей, а им помогают классные менторы и другие важные для них лидеры мнений, которые подсказывают, как решить их бизнес-задачу.
Исходя из нашего опыта, это один из самых полезных форматов мероприятий. Он совершенно точно решает проблемы межфункционального взаимодействия, устранения личностных конфликтов, нематериального поощрения — всех действительно значимых для бизнеса задач корпоратива.
Образовательные мастер-классы
Это не лепка на гончарном круге, а знания, важные для компании, которые она может использовать впоследствии. Например, сотрудникам организации, которая занимается коммуникациями/продажами, будет полезно пройти курс импровизации или сценической речи.
Это может быть короткий тренинг с теоретической и практической частью, в процессе которого команда учится техникам импровизации: что можно делать, а чего нельзя, за что можно ухватиться для развития темы, чтобы это было актуально, интересно, смешно. Это развивает понимание, как работает принцип подхватывания идей друг друга и правильного реагирования на них, что полезно для мозговых штурмов.
Мы также проводили мероприятие, где утром часть сотрудников банка училась основам импровизации и готовила номера в стиле «стендапов», а вечером выступила перед всей компанией. Такие форматы хороши, когда, например, в компанию приходят новые сотрудники. Они могут проявить себя, а остальные узнают о них что-то новое и запомнят. А в коллективе, который давно работает вместе, это хороший повод узнать своих коллег с неожиданной стороны.
Бизнес-симуляции
Они могут быть созданы специально для вашей компании, а можно взять уже готовые примеры. Люди могут делиться на команды не как коллектив, а как конкуренты, потому что конкуренция внутри компании зачастую важнее, чем сплоченность. Они пытаются выбить друг у друга бизнес. Это может быть очень весело, познавательно и может привести к неожиданным выводам.
Например, вместе с Дашей Малаховой мы проводим «Ресторан за 1 день» для самых разных компаний, от IT до фармацевтов, и всегда этот формат имеет вау-результат. С самого утра топ-менеджмент или главный офис компании попадает в пустой ресторан, где есть только мебель и посуда. И люди узнают, что сегодня за один день они должны создать с нуля свой ресторан, куда вечером придут реальные посетители.
Поделившись на команды, они создают работающую модель бизнеса, настоящего ресторана — от меню до атмосферы. Они едут на закупки, готовят, учатся сервировать столы и подавать еду. На 18:00 приглашены рядовые сотрудники компании, которых должны обслужить их руководители. Это не просто улучшает взаимодействие между руководителями и подчиненными, а выводит их отношения на новый уровень.
Это своего рода демонстрация благодарности и уважения внутри компании: генеральный директор на вечер становится гардеробщиком, а финансовый директор — официантом.
Социальные проекты
Это хорошая форма корпоративного мероприятия: помощь детским домам, посадка деревьев, уборка парков.
Можно пойти дальше. Например, общаясь с коллегами, мы обнаружили такую проблему: дети не понимают классических сказок. Они не знают, что такое лукошко, кто такие дровосек и трубочист, не понимают сюжетного конфликта. Так родился проект «Сказки», в который мы вовлекли офисы IT-компании Luxoft в трех городах Украины. В результате молодые IT-специалисты создали собственный сборник сказок с интеграцией ценностей компании, а иллюстрации к сказкам сделала профессиональная художница.
Часть тиража мы подарили детям сотрудников компании, а часть распространили по детским домам Киевской области.
Подытожить можно так: проблема корпоративов, которые убивают компанию, не в пьянстве, драках и нежелательных беременностях на них. Проблема в плохо сформулированных целях.
Чаще всего ни клиент, ни агентство не понимают, что в итоге нужно получить, и владелец организации платит деньги просто за то, чтобы все повеселились. Так что ставьте измеримые цели и рассматривайте корпоративы как инвестиции в благополучие компании.
Источник: MC Today
0 комментариев
Добавить комментарий