Как правильно, а главное, эффективно работать с фрилансерами, рассказал основатель креативной консалтинговой компании MOON Studio Дмитрий Андреев.
Плюсы: специалист узкого профиля, для которого не нужен офис
Во-первых, если человек уже знаком с вами и ему нравится то, что вы делаете, он обязательно будет стараться сделать свою работу хорошо. Во-вторых, вы можете подобрать человека под задачу узкого профиля, и вам не нужно переживать, справится он с этим или нет.
Пример
Когда мы снимали рекламную кампанию для Walker, нам нужно было во время съемки сфотографировать естественную тень от предметов, а не рисовать ее потом. Для этого нужен опыт и знания физики.
Мы привлекли внештатного фотографа со своим стилистом. Если обычно стилист – это человек, который подбирает образ людям в кадре, то в нашем случае, этот человек составлял и создавал наполнение кадра.
Фотограф и стилист – креативная пара, которая слаженно работает. Можно легко предугадать полученный результат. За день мы сняли 15 кадров, и еще около пяти дней ушло на обработку и утверждение с клиентом.
В итоге клиент остался доволен. Все, что требовалось, – это специалист в конкретной и узкой отрасли.
Еще из плюсов работы с фрилансерами – вы всегда сможете обсудить или изменить условия работы, а еще вам не нужно под этого человека арендовать офис, покупать ему кофе и печенье или платить за его обучение.
Пример
Проект для Украинского института мы презентовали в рамках Ukrainian Night: Electronic Music and Art в Вене.
Это было виртуальное велопутешествие с Запада на Восток Украины. Начинали мы во Львове, затем Киев и Харьков. Задача – показать европейцам атмосферу и ритм украинских городов, улицы, архитектуру.
Человек надевал шлем виртуальной реальности, садился на велосипед и начинал свое путешествие по Украине.
Чтобы все это устроить, нам нужно было напечатать на 3D-принтере крепления для девяти камер GoPro и встроить их в велосипедный шлем. Как вы понимаете, таких специалистов в команде у нас нет.
Мы привлекли команду из 360discoVR, которую нам посоветовали коллеги из нашей сферы, и получили прекрасный результат.
Минусы: может пропасть, уйти в запой, сделать плохо или не сделать вообще
Во-первых, вы не знаете, как работает этот человек, не знаете его и того, насколько он адекватен.
Он может обещать одно, а сделать совершенно другое. Или вообще ничего не сделать, что еще хуже. Если его портфолио вы можете посмотреть, то человеческий фактор предугадать невозможно.
Пример
Как-то мы планировали съемку, и нам нужен был стилист. Мы нашли хорошего специалиста, как нам тогда казалось. Но когда пришло время съемки, стилист просто не приехал и на звонки не отвечал.
В итоге мы решали этот вопрос своими силами. У нас были заранее утверждены все образы с клиентом. На съемке было человек десять, а в такой динамичной суматохе сложно заметить отсутствие человека, если все идет по плану.
Всем занимался лично я и ассистент фотографа.
Другой случай произошел при подготовке съемки для крупного международного бренда. Помощник режиссера пришел на предварительную встречу с ощутимым перегаром. Всякое может быть, подумали мы. Но когда он пришел во второй раз в таком же состоянии, мы начали искать замену.
К счастью, у нашего продюсера было несколько запасных вариантов, и вечером в тот же день мы уже общались с другим специалистом.
Как подбирать фрилансеров
Завести таблицу с полезными контактами
Для начала создайте документ, где вы будете собирать контакты и информацию о людях, которые могут быть вам полезны в дальнейшем.
Мы в MOON Studio создали чудо-файл, в котором около 20 вкладок с разными профессиями: режиссеры, стратеги, креативные директора, арт-директора, копирайтеры, таргетологи.
В этом документе мы не только сохраняем контакты, но и ставим оценку после нашего сотрудничества с тем или иным подрядчиком.
Если все хорошо, то мы обращаемся к нему повторно. Если нет, то выделяем имя в таблице красным цветом.
Если не получается найти подходящего мне подрядчика – обращаюсь к знакомым за советом. Если и там пусто, «иду» в специальные группы Facebook. Крайний случай – публикация в социальных сетях. Так или иначе, нужный человек находится.
Оцениваю его в основном по кейсам. Но иногда бывает так, что кейсы – крутые, а с самим человеком у меня происходит какое-то несовпадение. Ну, не понимаем мы друг-друга. В таком случае приходится расставаться.
Составить максимально подробное ТЗ
Самое сложное ТЗ в моей жизни было длинным формальным документом с ответами, скопированными из сайта компании.
Чем лучше составлено ТЗ, тем проще человеку оценить процесс и сказать, сможет ли он взяться за работу, учитывая требуемый уровень качества и сроки. Если он ошибется в сроках сдачи проекта, краснеть перед клиентом придется вам, а не ему.
Утвердить план и сроки
Весь процесс ведения проекта я подробно расписываю в таблице Excel. Отправляю ее подрядчику на согласование. Если все согласовано, то в большинстве случаев все идет гладко.
В случае каких-то проблем я могу обратиться к договору. А если договоренность была устной, у меня всегда есть право написать о работе этого человека в профессиональные группы Facebook.
За свою карьеру я, правда, ни разу этого не делал.
Как фиксировать отношения с фрилансерами
Существует два варианта: правильно, то есть по законодательству Украины, или удобно, то есть как это делается в реальной жизни.
По законодательству все коммерческие отношения должны документироваться, с них нужно уплатить налоги. Но этого практически никто не делает из-за низкой маржинальности и большой конкуренции в отрасли.
В реальной жизни практически все держится на слове и репутации человека.
Но если нам нужно передать заказчику авторские права, оформляем договор на предоставление услуг и передачу авторских прав – сначала нам, а мы уже – заказчику.
Пример
Мы работали с фотографом-фрилансером. Он должен был предварительно подписать с нами договор и передать нам авторские права на снимки.
Но когда дело дошло до подписания, он то забыл паспорт, то не успел приехать, то еще что-то. На свой страх и риск мы начали снимать без договора, опираясь на репутацию фотографа.
После съемки он попросил дополнительную плату за передачу авторских прав. После этого мы без предварительно подписанного договора с подрядчиком не работаем.
Пять правил работы с фрилансерами:
- Оценка адекватности. Спросите у предыдущих клиентов, как им работалось с этим человеком.
- Максимально приближенное к задаче портфолио. Если вы видите, что работы специалиста отличаются от того, что вам нужно, лучше не рискуйте и подберите человека, который точно занимался тем, что нужно вам.
- Подробное ТЗ и критерии оценки работы. Человек должен четко понимать, чего от него ждут и какого результата он должен достичь.
- Фиксированные договоренности. Перед началом проекта обсудите в письме все условия – по оплате, срокам и так далее.
- Выводы. После работы оцените качество приглашенного специалиста и запишите это в вашем файле, где находится база контактов.
Источник: mc.today
0 комментариев
Добавить комментарий