Sigma Software – крупная украинская IT-консалтинговая компания, которая в 2006 году стала частью одноименной шведской IT-корпорации. Украинские офисы находятся в Харькове, Киеве, Одессе, Львове, Днепре, Виннице и Сумах. Также они есть в Швеции, Польше, США, Сингапуре и Канаде.
Сегодня Sigma Software входит в ТОП-15 IT-компаний Украины по численности специалистов, а также в сотню лучших аутсорсеров мира, имеет ангельский фонд, который инвестирует в собственные стартапы. За почти 18 лет существования компания выполнила более 1000 проектов для брендов с мировым именем вроде Google, SAS, Volvo, Toyota, Knorr-Bremse и Verizon Media. Ежегодно компания растет в среднем на 25%.
Об основателях
История украинской Sigma Software официально началась в 2002 году. Ее основали пятеро друзей: четыре программиста и юрист из Харькова. Они встретились, когда им было по 20 лет.
Собрал команду Владимир Бек. Сегодня он входит в совет директоров компании, возглавляет лабораторию инноваций и отвечает за отношения с госорганами. Параллельно с этим Бек – глава IT-комитета Европейской Бизнес Ассоциации.
С Дмитрием Вартаняном, который сейчас управляет харьковским офисом и отвечает за финансовые и юридические решения, Владимир Бек был знаком с детства. С Валерием Красовским, нынешним главой компании, Владимиром Чирвой и Дмитрием Жуком он познакомился, когда выполнял первые заказы для американских и европейских клиентов.
«Мы с Владом работали вместе в компании Telesens, одной из первых харьковских IT-компаний. Мне было 22 года, я пришел туда сразу после института младшим разработчиком. Влад там уже занимал должность СТО (технического директора – прим.ред.)», – вспоминает Валерий Красовский, нынешний СЕО Sigma Software.
Работать вместе решили в начале 2000-х. «Сначала мы просто брали заказы, в 2002 году зарегистрировали компанию Eclipse SP», – рассказывает Владимир Бек.
За почти 18 лет в общем бизнесе основатели сохранили не только взаимопонимание в работе, но и дружбу.
«Ссоры были, без этого никак. Даже мобильные телефоны летали по комнате, дверьми хлопали. Но мы умеем договариваться. Спора ради спора у нас не бывает», – говорит Валерий Красовский.
Сохранять доверительные отношения партнерам помогает подход «бизнес с элементами фана».
«Давайте откроем офис в Одессе, там море. Давайте откроем офис в Штатах, будем чаще бывать в Нью-Йорке!», – приводит примеры «фана» Валерий Красовский.
При этом, основатели Sigma Software называют себя больше бизнес-партнерами, чем друзьями. «Бывают случаи, когда старые друзья строят вместе бизнес. Но это не всегда для них хорошо заканчивается. В нашем случае дружба идет за бизнесом. Изначально мы были просто людьми, которым комфортно работать вместе. В процессе подружились,» – говорит Владимир Бек.
О покупке компании шведами
В 2006 году, спустя четыре года после запуска бизнеса, долю в компанию купил один из крупнейших скандинавских IT-конгломератов Sigma Group. По словам основателей, харьковчане не искали намеренно инвестора или стратегического партнера. Но в то время украинскими аутсорсерами активно интересовались западные компании.
«Нам делала предложение о покупке американская компания, потом российская. Мы встречались, обсуждали, но дальше дело не заходило», – вспоминает Красовский.
Шведов встретили случайно, они искали партнера-аутсорсера из Украины. Будущих партнеров познакомил общий знакомый, датский предприниматель.
«В этой сделке мы увидели для себя новые возможности для роста. Мы понимали, что для харьковской компании с численностью в 60 человек, путь к работе с такими клиентами, как Volvo был бы очень долгим в одиночку», – говорит Валерий Красовский.
С тех пор 60% акций компании принадлежат шведской консалтинговой группе Sigma Group, остальное – украинским основателям. По словам Дмитрия Вартаняна, скандинавы выкупили контрольный пакет, потому что компания находилась в Украине, на меньшую долю они не соглашались из-за юридических рисков. При этом владельцы мажоритарной доли совершенно не вмешиваются в операционные процессы.
«Если бы они интересовались нами, как просто рабочей силой, которой можно отдавать заказы, может тогда они бы и принимали участие в операционном управлении. Но мы интересны им в первую очередь, как бизнес, поэтому они оставили нам возможность управлять компанией самостоятельно», – говорит Вартанян.
В шведской группе Sigma шесть основных компаний, включая украинскую структуру. Ключевые решения в Sigma Software принимает совет директоров, в которых входят и шведы и украинцы.
Самые важные рынки для украинской компании: Америка – 35%, Швеция и Западная Европа – 50%, Азия и Ближний Восток – 15%.
«Часть наших продаж идет через компании группы, но в целом 50% наших сделок – те, которые мы привлекли сами», – говорит Валерий Красовский.
Маржинальность такого бизнеса в среднем по рынку 10% в зависимости от бизнес-модели компании (сколько в портфеле консалтинговых проектов, а сколько – аутстаффинговых, («сдача» программистов под проекты – прим.ред.)) и агрессивности роста (чем быстрее рост, тем больше инвестиций и меньше маржинальность).
О сложном периоде
Один из самых стрессовых моментов в жизни компании совпал с самым сложным периодом в истории Украины. «2014 год был для нас испытанием. Но оглядываясь назад, мы понимаем, что эти трудности сделали нас только сильнее», – говорит Валерий Красовский.
На фоне происходящего в Украине, компании нужно было удержать коллектив и не потерять западных клиентов. Ситуацию удержали под контролем благодаря правильной и откровенной коммуникации с партнерами.
«Об Украине было много тревожных новостей в тот год, но наши партнеры – умные люди, они понимали, что не всему стоит верить. Мы каждую неделю рассылали им письма, которые лично писали, и рассказывали, что на самом деле происходит, где есть риски и как их можно обойти», – вспоминает Валерий Красовский.
В итоге Sigma Software, по словам ее основателей, не потеряла ни одного клиента и даже сумела вырасти. «Пока многие компании вовсе уезжали из страны, мы открывали офисы в Киеве, Львове, Польше», – говорит Красовский.
О клиентах и проектах
За почти 18 лет работы у компании насчитывается более 400 клиентов, проектов выполнили больше тысячи. Сейчас в работе больше сотни проектов.
Бизнес-процессы в компании сертифицированы по международному стандарту. «Мы получили международные сертификаты ISO 9000 и ISO 2701 (стандарты, которые свидетельствует о высокой надежности компании – прим.ред.)», – рассказывает Валерий Красовский.
Ежегодно компания подтверждает качество и безопасность процессов перед международными аудиторами. Ее тестируют на предмет того, как она обращается с информацией, где ее хранит, как уничтожает, есть ли процедуры резервного копирования, какие системы шифрования почты использует и многое другое.
Sigma Software работает с клиентами в формате IT-консалтинга, аутсорсинга (разработка программного обеспечения для заказчика в рамках проекта – прим.ред.), разрабатывает и продает собственные решения. Аутстаффингом (разработчики делают только проекты для конкретного клиента, но числятся в штате компании-подрядчика – прим.ред.) компания сейчас практически не занимается, в работе только один такой проект.
В год компания в среднем делает 50 проектов. Со многими клиентами Sigma Software строит долгосрочное сотрудничество на 5-10 лет. Например, для Volvo компания полностью разрабатывает e-commerce продукт в течение 10 лет.
«Здесь мы говорим о полной ответственности за бизнес клиента – все делает наша команда в Украине, в Швеции сегодня нет ни одного программиста, занимающегося этим продуктом», – рассказывает Красовский.
«Секрет того, как маленькой аутсорсинговой компании вырасти до мирового уровня, прост: нужно хвататься за каждую потенциально успешную возможность и работать с каждым клиентом так, как будто он ваш единственный. Даже если это небольшой заказчик», – говорит Владимир Бек.
Он вспоминает, как компания боролась за важных заказчиков в начале двухтысячных.
«Помню, как в самом начале нашего пути мы получили запрос от потенциального клиента, который хотел разработку на базе редкой и специфической технологии. Мы вспомнили все, что знали и умели по этой технологии. Привлекли все силы, несмотря на то, что технология была достаточно нишевой. Так мы работаем до сих пор, хотя клиентов находить уже намного проще», – говорит Бек.
Ангельский фонд для стартапов
Одно из новых направлений работы основателей Sigma Software – ангельский фонд для стартапов, который вкладывается в разработки из области консалтинга и аутсорсинга.
Меньше, чем за год фонд проинвестировал в 7 проектов, 3 из них оказались неуспешными, еще три – активно развиваются.
Один из самых известных проектов – американский стартап clean.io, создает продукт, который блокирует надоедливую всплывающую интернет-рекламу. В мае стартап уже привлек $2,5 млн финансирования от канадского фонда Real Ventures. Стартап базируется в Америке, разработчики находятся в украинских офисах Sigma Software.
Еще один проект фонда – игра с дополненной реальностью Black Snow, созданная американским стартапом Blacksnowgames, Inc. В игре объединили реальный мир с игровым при помощи камеры телефона.
Подобные проекты Sigma Software реализует силами своих разработчиков, выделяет их в отдельные продуктовые компании. Сейчас ангельский фонд инвестирует в проекты, которые создаются на базе экосистемы для молодых IT-предпринимателей Sigma Software Labs, также подать заявку на инвестиции можно извне.
Неудачный опыт
Несмотря на внушающий опыт как в бизнесе, так и в разработке, у крупных компаний вроде Sigma Software тоже случаются трудности.
Несколько лет назад клиентом компании стал небольшой американский стартап. Разработчики Sigma Software выполнили заказ, однако стартапу так и не удалось стать успешным, продать продукт и привлечь деньги на развитие. Американский офис Sigma даже получил иск от компании-подрядчика, которая работала со стартапом над тем же решением, и с которой у стартапа был договор о распределении прибыли от продаж.
Иск был надуманный: компания-подрядчик решила, что Sigma Software запустила продажи продукта, увидев пример работы на сайте. Компания-подрядчик хотела получить свой процент с продаж, обещанный им их клиентом. Юристы Sigma Software отстояли защиту в суде и для украинской компании все обошлось, хотя могло закончиться выплатой компенсации в миллион долларов.
Был у Sigma и опыт потери денег. В 2003 году они договорились о сотрудничестве с крупной итальянской консалтинговой компанией. В процессе оформления сделки итальянцы продали свой консалтинговый бизнес, сильно уменьшились в масштабах и превратились фактически в стартап. A Sigma Software – в единственного крупного инвестора.
В 2008 году итальянцы испытывали трудности в бизнесе и перестали платить Sigma, были должны украинцам около €500 тыс.. Большую часть денег удалось вернуть только через долгие суды.
О команде
В команде Sigma Software сегодня больше 1100 специалистов. Компании удается сохранить шведское качество, нанимая на работу украинцев, утверждает Валерий Красовский. Он говорит, что это не проблема, потому что украинские разработчики чаще работают гораздо лучше европейских.
«Украинцы и шведы живут в разных экономических и социальных условиях. Украинцам зачастую нужно приложить много усилий и упорства, чтобы чего-то добиться. Эта особенность отражается на качестве работы. В то же время, нам у шведов есть чему поучиться. Например, их высокой бизнес-культуре», – говорит Валерий Красовский.
Ежемесячно в компании открыто в среднем 140 вакансий. Помимо типичных для IT-компаний «плюшек», Sigma Software предлагает гибкую систему отпусков, возможность удаленной работы и больничный без справки от врача, корпоративную медицинскую программу, которая покрывает редкие и сложные анализы, юридическую помощь.
Взамен комфортных условий компания требует от команды полной отдачи на всех уровнях. Психотип специалиста, которому комфортно было бы работать в Sigma, Валерий Красовский описывает коротко: это человек, который хочет чего-то достигать и не боится брать ответственность. Правильную атмосферу в коллективе выстраивают благодаря семейному подходу и дополнительным возможностям.
«Мы стараемся дать каждому члену команды возможность осуществлять свои карьерные мечты», – говорит гендиректор.
В компании много возможностей – способный технический специалист или управленец может получить долю во внутренних стартапах компании. В итоге он получит гораздо больше, чем стандартная компенсация или зарплата.
«Открывая офисы в разных городах и странах, мы приглашаем управлять ими наших же коллег. Например, руководитель офиса в Нью-Йорке получает конкурентную по рынку США зарплату, которая гораздо выше, чем в Украине», – говорит Валерий Красовский.
О целях компании
Валерий Красовский вспоминает, как еще вначале он с другими учредителями формулировал глобальные цели компании. С тех пор, по его словам, они не изменились.
Файл с ними до сих пор хранится в компьютере Владимира Бека.
«Мы стремимся стать большим инновационным хабом. Мы уже давно не аутстаффинг и не аутсорсинг-компания. Мы не просто создаем программные продукты, но консультируем мировые бренды по передовым технологиям, которые сами разрабатываем», – говорит Красовский.
По оборотам, прибыли и количеству специалистов компания растет ежегодно на 25 %, и планирует такой темп роста сохранять.
Источник: MC.today
0 комментариев
Добавить комментарий