Налогообложение IT-сферы. Что хотят изменить?

  • 14 августа, 13:07
  • 4339
  • 0

Вслед за Законопроектом 3933, который раскритиковало ИТ сообщество, на днях были зарегистрированы альтернативный Законопроект под номером 3933−1 и Проект Закона 3979 которые по словам авторов, направлены на «надання податкових стимулів ІТ-індустрії за рахунок запровадження низки податкових пільг». Адвокат Дмитрий Вартанян разбирался, так ли это в его текущей редакции.

В частности, разбор Законопроекта преследует цель идентифицировать те области, которые могут быть доработаны, чтобы он имел большие шансы сработать практическим инструментом для более интенсивного развития индустрии.

Первое, что бросается в глаза — новый Законопроект сузил область регулирования ИТ: он относится только к компаниями, в которых 70% выручки получены от экспортных операций в области ИТ. В пояснительной записке дана краткая статистика именно по этой части ИТ: рост составил в 2019 году 30,2% и экспорт достиг $4,17 миллиардов в том же году. Новые налоговые условия призваны закрепить этот рост и усилить конкурентоспособность украинского ИТ.

Следует понимать, что большинство ИТ компаний сейчас работают по одной из двух схем:

  1. ФЛП на ЕН работает напрямую с иностранными компаниями: налогообложение в Украине составляет 5% ЕН + ЕСВ с 1мзп.
  2. ФЛП на ЕН работает через украинское ООО, которое платит 18% налога на прибыль.

Соответственно, любые новые предложенные ставки налогообложения необходимо сравнивать именно с указанными, чтобы понимать насколько лучше или хуже условия предлагает Законопроект.

Блокирование единого налога

Законопроект блокирует работу с ФЛП на едином налоге для компаний попадающих под его действие сразу на двух уровнях:

Во-первых, 70% затрат ИТ компании (субъекта ИТ-индустрии) должно приходится на заработную плату по трудовым контрактам работников ИТ (только ИТ специальности, список которых отдельно будет утверждаться Минцифрой).

Во-вторых, любая оплата на ФЛП на едином налоге автоматически приравнивается к получению прибыли и облагается налогом на прибыль по ставке 18%. В заключительных положениях указана возможность до 31.12.2022 осуществлять платежи на ФЛП на едином налоге в размере 5% от объекта налогообложения налогом на прибыль. Таким объектом являются суммы выплат дивидендов и приравненных к ним платежей.

Налог на прибыль

Размер налога на прибыль для ООО остается 18%, но прибылью считается не разница между доходами и расходами как сейчас, а определенный перечень операций, как то выплата дивидендов, на которые начисляется 18%. Это напоминает упрощенный вариант налога на выведенный капитал. Сложно сказать, какие именно преимущества компаниям дает такой подход по сравнению с текущим при сохранении той же ставки налога на прибыль.

Налоги с доходов физлиц

Иной формы, кроме работы по схеме ООО — трудовые отношения Законопроект не предполагает. На замену Единому налогу приходит НДФЛ. В Законопроекте прописаны льготные ставки, однако есть ряд нюансов:

  1. Льготы распространяются только на работников, которые «безпосередньо задіяні у видах економічної діяльності в індустрії інформаційних технологій», перечень которых будет определен Минцифрой. Кто именно будет отнесен к ИТ специальностям из Законопроекта понять нельзя. В любой ИТ компании довольно большой процент людей (до 10−15%) работает по специальностям, которые не предполагают непосредственно написание кода — это и специалисты по маркетингу и пиару, HR и Sales специалисты, рекрутеры и тренинг менеджеры, офис администраторы и другие. Если же сюда включить и пограничные специальности, такие как, к примеру, проектные менеджеры или бизнес аналитики, эта цифра может достигать и 30%.
  2. При переходе на трудовые отношения автоматически добавится военный сбор в размере 1,5%.
  3. Для ЕСВ предусмотрен минимальный порог: не менее 2х размеров минимального ЕСВ.

Таким образом мы получаем следующую разницу с текущей схемой:

Таким образом, увеличение налогов с доходов ИТ-шников выглядит довольно существенным.

Дополнительно стоит отметить, что меняется не только налогообложение, но и правовая база взаимоотношений в ИТ: переход с контрактов между ФЛП и ИТ компанией на трудовые отношения, которые регламентируются текущим КЗоТом, принятым еще в 1971 году. И хотя в Законопроекте написано о возможности применения «контрактної форми трудового договору» (сама фраза кстати юридически спорная), такие «договора-контракты» не могут отступать от положений КЗоТ.

Регистрация субъектов ИТ-индустрии

Чтобы воспользоваться новыми условиями (а мы пока не знаем, возможно ли будет сохранить текущие), юридическому лицу необходимо получить статус субъекта ИТ-индустрии.

Решения о регистрации принимает «Уполномоченный орган» (статья 6 ЗП 3933−1), который сам же и определяет требования к форме и содержанию документов, которые он вправе требовать от юрлиц и на основании которых дает разрешение, отказывает или отменяет регистрацию субъекта ИТ-индустрии.

Поводом для отказа в регистрации может послужить несоответствие документов требованиям Уполномоченного органа. Фактически, перечень и содержание таких документов никак не ограничен Законопроектом. Это дает возможность бесконечно рассматривать заявления от ИТ-компаний и оставлять их без рассмотрения из-за несоответствия требованиям.

Уполномоченный орган может в любой момент потребовать любые документ от субъекта ИТ и других лиц, таким образом осуществлять ничем не ограниченные проверки субъектов ИТ.

Решение об исключении компании принимается также Уполномоченным органом с наступлением соответствующих налоговых последствий: налоги начинают начисляются в полном объеме по общей ставке. А поводом для отмены регистрации (ст.7) может стать в том числе информация «от третьих лиц».

Критерии

Законопроект устанавливает критерии для компаний, которые могут быть зарегистрированы как субъекты ИТ-индустрии:

  1. Юридические лица, которые по уставу и ЕДРПОУ осуществляют исключительно деятельность в области ИТ. Традиционно в уставы вписывают все возможные виды деятельности, поэтому многим компаниям придется вносить соответствующие изменения.
  2. Среднемесячный размер ЗП 1 200 Евро у работников ИТ индустрии (т.е. тех, кто непосредственно задействован в осуществлении видов деятельности ИТ-индустрии).
  3. 70% затрат на ЗП работников ИТ.
  4. 70% выручки от экспорта ИТ.

Существенный барьер устанавливается для вновь созданных компаний. Они могут стать субъектами ИТ индустрии только если:

  1. Привлекут инвестиции от венчурных фондов или других институционных инвесторов минимум на 500 тысяч евро, или
  2. Приняли участие в акселерационной программе и получили от уполномоченного органа такой программы (еще один орган) документ об успешном прохождении такой программы.

На практике инвестиции такого размера в экспортно-ориентированный стартап в Украине получить не только сложно, но и бессмысленно, т.к. текущие валютные ограничения не позволят стартапу оплачивать необходимые для развития расходы за рубежом. Упоминание акселерационных программ по всей видимости означает необходимость регистрировать также и стартап-инкубаторы в Минцифре.

Ввод в действие

Законопроект планируется вводить в действие с 1 января 2021, что нарушает закрепленный принцип изменения налогообложения не менее, чем за 6 месяцев, однако данное правило никогда не соблюдалось и в предыдущие годы независимости Украины.

Выводы

Закон однозначно не подходит для большинства ИТ компаний, для которых важно иметь гибкие контрактные условия с ФЛП и сохранить текущее налогообложение, особенно в период кризиса.

В итоге можно ожидать, что предусмотренными Законопроектом налоговыми льготами воспользуется небольшая часть рынка ИТ. Если же государство будет принуждать переходить с модели ФЛП на трудовые отношения, то возможен сценарий, когда ИТ будет отказываться от использования ООО и работать с ФЛП напрямую от иностранных компаний. Государство при этом потеряет 18% налога на прибыль и часть денежных потоков, которые компании заводят в Украину.


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий

IT Новости

Смотреть все