Вдохновение для ФЛП: об идеях нового налогообложения для IТ-бизнеса от Минцифры

  • 11 января, 10:13
  • 1439
  • 0

Министерство цифровой трансформации в первых числах января анонсировало новое предложение по поводу налогообложения физических лиц-предпринимателей (ФЛП). Так, Минцифра предлагает ввести единый налог для юридических лиц без ограничения оборота на уровне 4–7%.

В министерстве называют это «лучшей идеей», которая позволит создать индустрию, где будут работать не 200 000 юридически не связанных между собой ФЛП, а полноценные прозрачные компании.

Плюсы и минусы этого начинания проанализировал экономист Даниил Монин.

Чего добивается законодатель

Основной целью инициативы Министерства цифровой трансформации является переход на легальную схему работы компаний в сфере информационных технологий (IТ) вместо разбивания компаний на множество ФЛП.

Минцифры предлагает ввести налог с оборота в размере 4–7% от выручки компании. Для сотрудников предусмотрены следующие условия налогообложения: нулевая ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ), 1,5% военного сбора и единый социальный взнос (ЕСВ) на уровне двух минимальных заработных плат. Без налога на прибыль.

С одной стороны, похвально что Министерство цифровой трансформации озабочено тем фактом, что компании разбиваются на множество ФЛП из-за огромной нагрузки на фонд оплаты труда и сравнительно низкой маржи в аутсорсинговой модели нашего IТ-бизнеса.

Вдохновение для ФЛП: об идеях нового налогообложения для IТ-бизнеса от Минцифры

С другой – подобная схема имеет изъяны, о которых и пойдет речь.

Что ожидает «упрощенку»

Очевидно, что все предложения, поступающие от новой команды, нацелены на методичное уничтожение упрощенной системы налогообложения.

Это прослеживается в отдельных законодательных инициативах – например, о введении всеобщей «РРО-зации» (введении регистраторов расчетных операций (РРО) или кассовых аппаратов), приводящей к повышению административных затрат для всех мелких предпринимателей.

Также предлагается ужесточить правила использования прибыли «упрощенцами» – законопроекта №1210. Теперь добрались и до IТ-сектора – часть 3-й группы хотят перевести на общую систему.

Кроме того, крайне сомнительной выглядит попытка усложнить общую или упрощенную системы налогообложения. В данном же случае мы имеем лишь увеличение объема Налогового кодекса, а также закона об ЕСВ, в котором специально для IТ придется выписать отдельные правила.

Вдохновение для ФЛП: об идеях нового налогообложения для IТ-бизнеса от Минцифры

Удивляют и ограничения перевода IТ-компаний на предлагаемый режим налогообложения. Например, экспорт должен составлять не менее 75% и фонд оплаты труда 75% – от реализации. Подобные ограничения возможны исключительно для аутсорсинговой модели труда. Да, такая модель сейчас развита в стране.

Система налогообложения должна стимулировать в первую очередь разработку продуктов, а не продажу человеко-часов за рубеж.

Продуктовые  компании не смогут соответствовать этим ограничениям и окажутся в неконкурентном положении. То же можно сказать и обо всех компаниях, работающих на локальный рынок, – они оказываются в неконкурентном положении.

А что с остальными налогами?

Более того, совсем непонятна и логика с военным сбором и ЕСВ. Если мы хотим простую систему, то почему бы не ограничиться сводным единым платежом в 7–10% от оборота. Государство на уровне своих процедур может самостоятельно разделить эти платежи на разные фонды. Тем более что готовится к запуску проект единого казначейского счета.

Причиной оптимизации, безусловно, являются слишком высокие налоги на умственный труд. В то же время государство пытается собрать сразу много прямых налогов. Так, если IТ-сектор и другие подобные специалисты  будут тратить деньги в Украине, то они заплатят 20% НДС плюс акциз.

В итоге есть только один важный вопрос: какие налоги должны быть в сфере услуг в принципе?

Например, в Китае много лет работала ставка налога на коммерческую деятельность, которым облагался сектор услуг, – 5% с оборота, без ограничения последнего. Уверен, что запуск подобной схемы в Украине был бы революционным и мог быть применен не только к IТ-сфере.

Поэтому предложения Министерства цифровой трансформации требуют доработки. Ведь основная цель таких законодательных инициатив – стимулировать в Украине новую креативную экономику, создание высокой добавленной стоимости. И IТ-сфера – не единственная сфера, которая может обеспечить достижение этой цели.

Источник: mind.ua


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий