Не берем заказы, которые принесут меньше $500 тыс. в год: история украинского аутсорсера SoftServe

  • 3 апреля, 08:23
  • 5770
  • 0

SoftServe – крупнейшая украинская ІТ-компания, основанная в 1993 году. Ее история началась со съемной квартиры во Львове, а сегодня в 40 офисах в 12 странах мира работает 8 тыс. человек. Среди клиентов SoftServe – IBM, Cisco и другие.

Один из основателей и совладелец компании − Ярослав Любинец рассказал о том, как строили IT-бизнес в 90-е, почему основатели отошли от операционного управления и как SoftServe удалось вырасти в огромную международную компанию.

Как аспиранты Львовской политехники создали одну из крупнейших компаний Украины

Во многих источниках, например в Википедии, пишут, что компанию SoftServe создали в 1993 году двое аспирантов Львовской политехники – Тарас Кицмей и Ярослав Любинец. На самом деле основателей больше: есть еще Юрий Василик, Игорь Мендзебровский и Тарас Вервега. Сейчас все, кроме Игоря (он – генеральный директор компании Itera Consulting) – в совете директоров компании.

Юрий и Игорь, аспиранты Львовской политехники, в 1993 году попали в бизнес-инкубатор, созданный по инициативе американского Политехнического института Ренсселера (частный университет в штате Нью-Йорк – прим. ред.). Курсы для будущих предпринимателей продвигал Уоррен Бруггеман, бывший вице-президент General Electric. Он был женат на украинке, и когда страна стала независимой – решил инвестировать в ее развитие из любви к родине жены.

В конце курса парни написали бизнес-план компании, которая разрабатывала программное обеспечение для западных стран. Американцам идея так понравилась, что они предложили сотрудничество. Это и стало началом SoftServe. 

Основатели SoftServe в 90-х

Вернувшись в США, организаторы бизнес-инкубатора вместе с Бруггеманом создали компанию Software Factory International. Она искала заказы для нескольких украинских компаний, в том числе для SoftServe.

Когда пришел первый заказ, Юра и Игорь поняли, что он слишком сложен, чтобы справиться в одиночку, и им нужны опытные партнеры. Так список основателей пополнился Тарасом Кицмеем, Ярославом Любинцом и Тарасом Вервегой – еще тремя аспирантами Львовской политехники.

Ярослав Любинец и Тарас Кицмей познакомились в детстве. Они выросли в соседних селах в Ивано-Франковской области и нередко встречались на олимпиадах по математике. После школы оба парня поступили в Львовский университет на факультет прикладной математики и учились в одной группе.

В 1990 году, после окончания вуза, решили пойти в аспирантуру – в Львовской политехнике тогда была едва ли не единственная в Украине лаборатория по исследованию систем управления базами данных. Парни преподавали и одновременно понемногу работали.

«По сути, мы стали первым поколением, которое выпустилось из университетов и сразу стало работать на ПК. Современных языков программирования тогда не было, кодили на первых версиях С, Delphi, MS Access, dBase. Специалистов было мало, везде был кадровый голод, и в США тоже. Поэтому они готовы были работать с украинскими разработчиками, несмотря на отсутствие нормальной связи между континентами», – вспоминает Ярослав.

Одним из первых клиентов SoftServe стала General Electric – проект помог получить Уоррен Бруггеман.

А через пять лет американцы решили передать управление Software Factory International представителю одной из компаний, с которыми они работали в Украине. И выбрали SoftServe – как самую сильную.

Лихие 90-е, медленный интернет и заказы на дискетах

Первый офис, двухкомнатную квартиру недалеко от Львовской политехники, парни арендовали. За свои деньги купили три компьютера, на которых и писали первый код. По мощности те были средними, но стоили огромных на то время денег – больше $1,5 тыс. каждый.

В квартире постоянно было полно людей – студенты, аспиранты. Они приходили сами и приводили знакомых, которые что-то умели. Эти люди и стали первыми сотрудниками компании.

Офис компании в 90-х

Любинец вспоминает, что самым сложным было не писать код (это выпускники львовских вузов как раз умели), а общаться с американцами и продавать. Это сейчас можно в любой момент списаться в чате или созвониться в мессенджере. А тогда, в 1995 году, все было по-другому.

Ярослав рассказывает, что интернет был очень медленным (среднюю по размеру песню надо было качать полчаса, а фильмов в онлайне не было вообще – прим. ред.). На всю компанию – один электронный адрес. Создавать другие не было смысла – сложно контролировать переписку на английском.

«Звонить за рубеж стоило огромных денег, мы позволяли себе всего несколько звонков в неделю», – вспоминает сооснователь.

Отправлять готовые заказы в США ходили в офис интернет-провайдера – оттуда было быстрее, хотя даже так на это уходил почти целый день. Сначала код переписывали на дискеты, потом кто-то шел в офис провайдера, там надо было несколько часов сидеть и ждать, пока информация отправится. А заказ не был тяжелым, как сейчас.

Разработчики в то время получали по $50-100 в месяц. Тогда даже $10 были хорошей суммой. Для сравнения: в университете преподаватель получал около $15 в месяц.

Первый офис в Америке, директор за $100 тыс., основатели уходят из «операционки»

В 2000-х основатели поняли: чтобы продавать лучше, надо открывать офис в США. Знакомая американка с украинскими корнями предложила помочь с этим в Вашингтоне, и парни согласились. Американка не справилась, продаж не было. Основатели поняли, что в чем-то ошиблись.

«Мы и подумать не могли, что это плохая идея. Вот в Украине какой город главный? Киев, столица, там все деньги. В США так не работает, Вашингтон – центр политической жизни, там можно делать бизнес только на госденьгах. Мы, маленькая и даже в Украине неизвестная компания, не могли претендовать на такие заказы. Этот офис мы закрыли и открыли другой − в более технологичном Бостоне, где у нас уже было несколько клиентов», – рассказывает Ярослав.

Сейчас в Америке 10 офисов, главный из которых находится в Остине – это крупный технологичный город. Несколько лет основатели сами ими управляли, но компания росла, а клиенты становились все крупнее. Теперь договариваться нужно было не с собственниками-технарями, а с наемными топ-менеджерами, людьми, которые годами работали в корпорациях.

Ярослав Любинец в США

Тогда основатели решили нанять директора-американца и отдать управление в его руки (это был 2013 год – прим. ред.). Нужен был человек, который работал в американской корпоративной системе и мог находить общий язык с такими же нанятыми директорами. Искали его через рекрутинговое агентство. Подбор обошелся в $100 тыс.

Новый директор, Алан Гарлан, проработал в компании около 2 лет. Он с командой менеджеров взял на себя управление компанией, а основатели начали отходить от операционного управления – их участие сосредоточилось в совете директоров.

«”Отпустить” компанию было нелегко. Переходный период длился около года – думаю, все получилось только потому, что мы много лет строили открытую атмосферу. Я знал: если вдруг возникнут вопросы или проблемы – нам обязательно скажут об этом сами сотрудники. Когда ты не занимаешься текучкой – легче смотреть сверху и видеть общую картину», – рассказывает Ярослав.

SoftServe

Через два года с американским директором попрощались и стали искать другого.

«В Украине началась революция и боевые действия, времена были нелегкими. В тот момент американский директор стал вести управление довольно агрессивно. Мы не одобряем такой подход, это плохо влияет на корпоративную культуру. Оказалось, что американский стиль управления более ориентирован на нормы и правила, а украинский – на отношения и людей. У нас больше обращают внимание на обстановку внутри компании, командную работу и личность сотрудников. Мы пытались с ним поговорить, но он не менял свой подход. Решили, что проще будет разойтись», – рассказывает Ярослав.

В 2015-м компания назначила другого директора, тоже американца. Кристофер Бейкер был членом совета директоров с 2012 года, а до этого управлял канадской компанией 360incentives. Сегодня Бейкер управляет всеми офисами SoftServe.

Конечно, основатели все еще следят за делами компании, постоянно мониторят десяток классических метрик: продажи, удовлетворенность сотрудников и клиентов, продуктивность работы. Но ни один из них не занимается операционным управлением. Стратегические решения принимают на совете директоров, в который входят шесть человек.

SoftServe

Совет собирается раз в месяц, каждая встреча посвящена определенной теме. В остальное время основатели работают как главы комитетов и участвуют в разных проектах, например, в разработке программ по корпоративному развитию или развитию сотрудников компании.

Необходимости каждый день ходить в офис ни у одного из них нет, но Ярослав признается: все равно 70 % своего времени он проводит на работе.

Война, проблемы с заказами и офисы в Польше и Болгарии

2013-2014 годы были нелегкими для SoftServe. Советы директоров крупных компаний иногда прямо запрещали работать с украинцами. Менеджеры со стороны клиентов, которые раньше работали с SoftServe, понимали, где Львов, а где боевые действия, но сделать особо ничего не могли.

Ярослав вспоминает, что компания довольно быстро придумала, как работать в таких условиях. Сразу открыли офисы в Болгарии и Польше, предлагали клиентам перенести проекты туда, если те опасались разрабатывать что-либо в Украине. Предложением воспользовались единицы, но клиентам нравилось, что такая возможность есть.

Еще у компании работал довольно крупный офис в Севастополе. Его закрыли в апреле 2014 года, сразу после аннексии. Всем сотрудникам предложили переехать. Многие согласились и до сих пор работают в компании. Проекты севастопольской команды перевели в другие офисы, так что клиенты не почувствовали неудобств.

Несмотря на все эти трудности, даже тогда компания росла примерно на 10 % в год.

Заказы, клиенты и работа с иностранцами

Чтобы привлечь влиятельные американские компании, в SoftServe всегда делали ставку на сервис.

«Как-то мы работали с одним клиентом, делали для него часть проекта. Остальным занимались ребята из другой киевской компании. Однажды нам пришло письмо от заказчика: он хотел передать весь проект нам. Оказалось, что все сотрудники той компании внезапно уехали на неделю на море. Мы себе даже представить такое не могли», – вспоминает Ярослав.

Сейчас у SoftServe около 350 клиентов, за всю историю их было 700. Среди них Panasonic, Atlassian, Logitech, Allscripts. Многие работают с компанией долгие годы – есть клиенты, для которых первые разработки делали еще в 1995 году.

Правда, теперь компания стала более разборчивой – проекты берут сложные и дорогие, контракт заключают, только если сотрудничество принесет от $500 тыс. в год. 

Компания сотрудничает с Google. Тем надо продавать свой сервис – Google Cloud (платформа, на которой можно создавать и запускать приложения, сайты и сервисы при помощи инфраструктуры Google − прим. ред.). Разработчики SoftServe показывают потенциальным клиентам, как их продукты могут мигрировать на эту платформу. В результате Google продает платформу, а SoftServe – разработку систем на этой платформе. Получается, что клиенты общие и все в плюсе.

Прием на работу, зарплата разработчиков и рост

Сейчас средняя зарплата в украинских офисах SoftServe $2 тыс., но опытный разработчик может получать до $8 тыс.

В компании около 500 открытых вакансий, значительная часть из них – не в Украине. В основном ищут опытных специалистов. «Джунов» компания набирает из выпускников корпоративного университета, и их достаточно.

Чтобы устроиться на работу в SoftServe, человек проходит несколько этапов собеседования – проверяют не только технические навыки, но и соответствие ценностям компании. Руководители дополнительно проходят психологический тест. Если все хорошо – кандидата собеседует руководитель проекта.

Такой отбор проходят немногие, например, на позицию менеджера высокой должности может пройти 1 человек из 100.

Университет SoftServe

В SoftServe сотрудники постоянно учатся – корпоративный университет Ярослав считает одним из главным преимуществ компании для занятых в ней людей. В нем работают 170 человек – все занимаются только тем, что помогают профессионально расти сотрудникам. Кроме того, есть система развития компетенций и менторство – все это нужно, чтобы каждый человек понимал, чем ему надо заниматься для профессионального роста.

Чтобы получить должность выше, сотруднику надо выполнить ряд конкретных требований и пройти тест на компетентность. Он доступен в любое время. Эта система работает в компании уже больше 15 лет и хорошо себя показала – сотрудникам легко расти, потому что она сама ведет их по карьерной лестнице.


Несмотря на то что SoftServe начинала работать еще в 90-е, попыток «отжать» компанию не было. Ярослав считает, что это объясняется спецификой IT-сферы. Это бизнес, который всегда держится на людях. Просто отобрать компанию и продолжать получать деньги невозможно.

В ближайшие годы компания планирует сосредоточиться на развитии иностранных офисов. Сейчас SoftServe каждый год растет быстрее, чем рынок, и в выручке, и в людях (по оценкам экспертов, украинский рынок экспортных IT- услуг в 2019 году вырос на 20-25 % − прим.ред.)

Источник: MC.today


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий

IT Новости

Смотреть все