Новые инициативы в украинском IT-образовании: Навредит ли количество качеству?

  • 21 сентября, 11:12
  • 3863
  • 1

Автор: Максим Почебут, руководитель образовательных программ EPAM в Восточной и Центральной Европе 

Согласно отчету Global Skill Index-2020, Украина вошла в пятерку лидеров рейтинга в категории Технологии, но заняла лишь 43-е место из 60 в категории Бизнес. О чем это говорит?

Украинцы всерьез занялись самообразованием и освоением остро востребованных дисциплин. Свободный доступ к высококачественному контенту, открывшийся в период пандемии, и массовый переход обучения в онлайн привели к укреплению позиций Украины в мировом рейтинге компетенций.

Недавно образовательная платформа Coursera опубликовала ежегодный аналитический отчет Global Skill Index-2020. Он демонстрирует уровень квалификации специалистов в разных странах мира. Аналитики Coursera проанализировали итоги обучения 65 миллионов слушателей из 60 стран, проходивших курсы на платформе за последние 12 месяцев.

Данные собирали по 11 различным областям в трех сферах: бизнес, технологии и data science. Украина вошла в пятерку лидеров рейтинга в категории Технологии, уступив России, Беларуси и Швейцарии.

Похоже, что озвученные ранее намерения государства в разы увеличить количество квалифицированных специалистов в IT-сфере, начинают приобретать реальные очертания. Правда, пока что, в основном, благодаря усилиям самих украинцев.

Справедливо заметить, что государство все же делает шаги навстречу IT-индустрии, так остро испытывающей кадровый голод. Например, в текущем году МОН Украины выступили с инициативой поддержать студентов, выбравших специальности из области информационных технологий.

Госзаказ на 2020−2021 учебный год на данные направления увеличился примерно на 30%. Это значит, что количество молодых людей, которые будут иметь возможность учиться в вузах на бюджетной основе может возрасти на треть.

Другими словами, государство отреагировало на потребность отрасли в квалифицированных IT-специалистах, увеличив количество бюджетных мест, однако насколько это решит проблему отрасли?

Количество не гарантирует качество

Нововведение, прогнозируемо, повлечет за собой рост числа студентов на потоках. Хотя количество учащихся и регулируется лицензионным объемом, установленным Министерством образования, по статистике предыдущих лет, этот объем полностью использовали только 5−6 топовых университетов Украины.

Преимущественное большинство вузов, полностью исчерпывая бюджетную квоту, все еще имели места в резерве, которые, вероятно, заполнятся в текущем году. Таким образом, еще больше возрастет нагрузка на преподавателей, часть из которых все в процессе адаптации к новой реальности перехода за «виртуальные парты». Соответственно, они физически не смогут уделять должное внимание работе с увеличившимся количеством студентов. К тому же, потоком, разделенным на 5−6 и более групп, сложно управлять с точки зрения администрирования. Ведь те же лекции, как форму обучения, никто не отменял, пусть даже и в онлайн-формате.

Возможное решение

Максимальная автоматизация процессов, в которых вмешательство человека можно сократить до минимума. Это поможет разгрузить преподавателей, освободив их от траты времени на рутинные задачи. К примеру, в образовательных программах EPAM University мы используем собственные внутренние инструменты для проверки домашних заданий, а контент лекций размещаем на платформе Learn, доступ к которой имеют все слушатели в режиме 24/7.

Вузы могут успешно применять подобную практику, попутно вовлекая студентов в разработку и поддержку инструментов для автоматизации образовательных процессов. Таким образом, выигрывают обе стороны: студенты получают опыт работы на реальном проекте, а учебное заведение — функционирующий продукт.

Увеличение неоднородности групп по уровню подготовки

Об актуальности данной проблемы можно говорить, взглянув, к примеру, на проходной балл по профильному предмету — математике — на специальность «Инженерия программного обеспечения». Если в крупных университетах, таких как Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, НТУ Киевский политехнический институт им. И. Сикорского, НТУ Львівська політехніка, НТУ Харьковский политехнический институт проходной минимум составляет 150 баллов, то в преимущественном большинстве региональных вузов — это всего 100 баллов. Соответственно, увеличение количества студентов приведет к тому, что на одном потоке, скорее всего, будут учиться молодые люди с существенно разным уровнем подготовки по основной дисциплине для данной специальности.

Как следствие, более сильные студенты будут постепенно терять интерес к обучению в коллективе, не стимулирующем конкуренцию и к вузовской программе в целом, и займутся поиском информации продвинутого уровня в альтернативных источниках. Слушатели с более низким уровнем подготовки, напротив, рискуют получить значительные пробелы в знаниях, не успевая за программой.

Возможное решение. Самое простое, на первый взгляд, это провести градацию групп по успеваемости внутри потока, что позволит создать конкурентную среду в сильных группах и более тщательно прорабатывать сложные темы с отстающими.

В более глобальной и долгосрочной перспективе необходимо уделять внимание изучению фундаментальных дисциплин: математический анализ, логика, дискретная математика. Ведь эти важные для будущих инженеров предметы невозможно освоить, пройдя онлайн-курсы или просмотрев серию обучающих видео. В то же время, именно они являются основой дальнейшего освоения актуальных технологий. Необходимо создавать высокоуровневые программы, в том числе и коммерческие, интегрируя в них лучшие наработки европейских университетов. Не игнорировать классический подход при изучении фундаментальных дисциплин. Наработка базиса требует времени и трудозатрат, зато окупается сторицей при дальнейшем совершенствовании профессиональных навыков.

Реалии рынка и вузовские программы

К сожалению, пока далека от разрешения и давняя проблема мирового масштаба — значительное отставание высшего образования от реалий рынка. В сфере IT помочь ее (хотя бы частичному) разрешению может привлечение к преподавательской деятельности практиков, которые хорошо знакомы, как с технологиями, так и с построением бизнес-процессов внутри компании. Ведь согласно тому же рейтингу Global Skill Index-2020, в категории Бизнес Украина занимает 43-е место из 60. Это значит, что нам еще предстоит приложить усилия к развитию навыков проектного менеджмента, организации эффективной коммуникации, бизнес-анализа, управления персоналом и цифрового маркетинга. Только так Украина сможет в будущем быть не просто поставщиком интеллектуальных ресурсов для стран с более развитыми экономиками, а государством, производящим конкурентоспособные продукты в сфере высоких технологий для мирового рынка.

Безусловно, на практике глобальные перемены в системе образования не даются легко и не происходят в один момент, но, как известно, дорогу осилит идущий.


Теги: epam
1 комментарий
Сортировка:
Добавить комментарий
Brendokhil
Brendokhil 2020, 9 октября, 16:38
0

Это говрит что Украинцам негде продавать свой продукт в Украине,а так же что  украинцы просто наемные рабочие в зарубежных компаниях. Они не способны содавать продукт самостоятельно ,потому что   рынок Украины слишком мал , нет смысл делать     продукт   для населения в 37 миллионов,  делая на русском   я получу     аудиторию в пол миллиарда, какой смысл что то делать для Украинского рынка?