Казахстанский предприниматель Мурат Абдрахманов развивал в стране собственный бизнес: сети стоматологических клиник Dent Lux, медицинские центры Medical Park, телеком-компанию ASTEL. Затем занялся венчурными инвестициями, вкладывая деньги в стартапы Казахстана, Нигерии, Таиланда, а также Украины.
Он планирует продолжить работу с украинским рынком стартапов, несмотря на кризис, недавно закрыл сделку с украинским стартапом Skyworker. Редакция AIN.UA спросила у инвестора о том, в какие стартапы он вкладывает средства и почему занимается инвестициями в кризис.
Вас называют и венчурным инвестором, и бизнес-ангелом. Вы вкладываете в стартапы собственные деньги или управляете фондом?
Это — скорее вопрос терминологии. Если речь идет об ангельских деньгах и раундах, обычно имеются в виду чеки от $50 000 до $100 000 и pre-seed-раунды. Венчурные инвестиции начинаются с чеков как минимум $150 000 и выше.
Соответственно, я работаю как бизнес-ангел. На Западе есть еще такое понятие, как «супер-ангел», в том плане, что у таких инвесторов чеки в среднем выше, чем у бизнес-ангелов. Я инвестирую собственные средства, по чекам — как фонд, но фонда за мной нет. Мы рассматривали варианты создания фонда, но решения до сих пор не приняли.
Какие суммы обычно вкладываете и в каких раундах?
На pre-seed я вообще не захожу в проекты, это — слишком ранняя стадия для меня. Начинаю минимум с seed, с чеком в $150 000-250 000, соответственно, на early growth чек может быть порядка $500 000. На раунде А сумма может составлять $1-1,5 млн (инвестор обычно получает долю в проектах до 15%, стартапы могут подавать заявки через сайт инвестора — ред.).
В какие проекты вы уже инвестировали? Есть ли среди них украинские?
Среди крупных: около 1 млн в Chocofamily — интернет-холдинг №1 в Казахстане, в остальные проекты вкладывал от $200 000-500 000 до $1 млн. Среди них — платежная система 2C2P в Таиланде (оказалась очень удачной инвестицией, в последний раунд их оценили в $220 млн), IoT-проект OrionM2M, Jiji в Нигерии. Последний — это дочерний проект замечательной украинской компании Genesis, чьим акционером я также являюсь.
Недавно мы также закрыли сделку с украинским проектом Skyworker Лидии Тэрпэль.
Как выбираете проекты для инвестиций, на какие отрасли смотрите?
У меня достаточно четкие критерии отбора проектов, я всегда стараюсь их придерживаться.
Во-первых, для меня важно понимать, чем именно занимается проект. Стараюсь не заходить в отрасли, в которых ничего не понимаю (к примеру, в сельское хозяйство). Я всю жизнь работал в технологическом бизнесе, сферы телеком и IT мне близки и понятны. Это может быть проект, связанный все с тем же сельским хозяйством, но, к примеру, работающий над цифровой обработкой спутниковых изображений полей.
Второй важный критерий: проект безусловно должен быть масштабируемым, не замыкаться на какой-то одной стране, будь то Казахстан или Украина, пересекать границы.
Важный критерий — команда, особенно когда проект еще на ранней стадии и сложно оценить что-то, кроме людей, которые над ним работают. Меня за это критикуют, но я все равно оставляю возрастной критерий. Считаю, что самый боевой возраст — от 28 до 35 лет. У людей уже есть опыт и хорошее образование, экспертиза, но в то же время еще не пропал энтузиазм, желание завоевать мир. Люди в этом возрасте готовы рисковать и много работать для своей цели.
Насколько понимаю, вы сейчас смотрите на украинский рынок стартапов? Планируете после карантина приехать пообщаться с проектами?
Да, это так. Во-первых, у меня есть опыт работы с украинскими компаниями, нравится сама бизнес-среда, очень высокий технологический и управленческий уровень. Кроме того, компании и проекты в Украине сразу нацелены на внешние рынки, и это как раз то, что я ищу.
Есть у вас ли планы по количеству сделок на украинском рынке, средним чекам? Сколько планируете вложить в украинские стартапы?
Сейчас довольно сложно строить планы, особенно на венчуре. Кроме того, у меня же не венчурный фонд, и по инвестициям я ни перед кем ответственности не несу. Поэтому строгих планов и бюджета, выделенного для Украины, у меня нету. Я уже вложил в украинские проекты порядка $2,5 млн, сейчас эта сумма может составить еще около $2 млн.
Почему решили сейчас искать стартапы, в частности, в Украине? Ведь сейчас из-за карантина и кризиса венчурный рынок замедляется.
Я принял это решение еще в прошлом году, сейчас мы просто продолжаем работать. Да, в наши планы вторгся коронавирус, но что удивительно, сейчас, когда все сидят на карантине, у всех появилось больше времени для работы.
У меня сейчас дня свободного нет, каждый день принимаю участие в различных саммитах, жюри. И в целом могу сказать, что режим удаленной работы позволяет сейчас охватить гораздо больше задач.
Дело еще и в том, что горизонт работы у стартапов обычно — 5-7 лет, как правило это — и так убыточные компании. Эти пару месяцев на них сильно не повлияют. Наоборот, у них появится время сосредоточиться на разработке продукта. Конечно для более серьезных компаний со стабильным кешфлоу карантин мог стать сильным ударом.
Но ведь часть стартапов работает в отраслях, которые сильно просели. Например, тревел, аренда и т.д…
Безусловно, но здесь мы уже скорее говорим о компаниях со сформировавшимся кеш-флоу, их и стартапами назвать нельзя. И даже в этой ситуации, с точки зрения инвестора, если компании нужны деньги, чтобы пережить этот момент, почему бы в нее не зайти по какой-то льготной оценке, учитывая данный период?
Вы считаете, что сейчас для венчурных инвесторов не особо поменялись риски?
Честно говоря, да. На примере наших казахстанских компаний, в которые я инвестировал, видно, что часть находится действительно в стрессовой ситуации. Например, в онлайн тревел-агентстве Aviata & Chocotravel доходы могли упасть на 80-90%%, просто потому что люди перестали летать и путешествовать. Но инвесторы их все равно поддерживают, понимают, что компании понадобится 6-9 месяцев на восстановление. Компания при этом — очень сильная, занимала 70% рынка до этого, и еще вернет свое место.
Расскажите, как сейчас себя чувствует рынок стартапов и IT в Казахстане, учитывая карантин и надвигающийся кризис?
Могу показать на примерах из разных отраслей. Что происходит с тревелом — и так понятно. Люди не летают, билеты не продаются, понятно, что компании нужно субсидировать в такой период. Но в то же время, продуктовый ритейл только наращивает обороты, логистика (в частности, доставка еды) растет, там массово идет набор персонала.
У нас есть IT-проект OrionM2M, который занимается железом, делает IoT-оборудование, они столкнулись с задержками по одному из продуктов. Из-за коронавируса задержались поставки комплектующих из Китая. Сейчас Китай ожил, возобновил поставки. Но в то же время, у нас был план экспансии в ЕС, а ЕС как раз сейчас замер, остановлена процедура сертификации продукта. Пауза на 3 месяца. Но компания все равно не стоит на месте, есть время сфокусироваться на R&D.
Мощно растут онлайн-услуги. И если раньше ими пользовалось в основном молодое поколение, до 40 лет, то сейчас стала расти аудитория 50+, в силу необходимости. А ведь онлайн-доставка и другие онлайн-услуги — как езда на велосипеде: раз попробовал и уже никогда не разучишься. У людей вырабатываются новые потребительские навычки: заказывать еду из ресторанов, доставку продуктов из супермаркетов. Очень хороший спрос на дистанционное обучение: люди сидят на карантине, им делать нечего — идут на профессиональные курсы, учить языки и т.д.
Дистанционная работа — тоже важное явление. У меня есть компании, которые по сути являются классическим бизнесом. Они все перешли на удаленную работу, и нормально работают. Я сам уже несколько недель сижу дома. Раньше всегда выезжал на работу, летал в командировки, а сейчас работаю из дому и все отлично получается. Не надо тратить время, покупать билеты, куда-то летать. Гораздо больше всего успеваешь.
Поэтому в целом не видим ничего страшного в ситуации для бизнеса.
0 комментариев
Добавить комментарий