Под капотом «единорога». Как работает украинский стартап Grammarly с 20 млн пользователей в день

  • 12 января, 11:29
  • 4677
  • 0

«Первый украинский единорог» — такие заголовки появились в украинских медиа после того, как в октябре стартап Grammarly привлек новый раунд инвестиций в $90 млн и стал стоить более $1 млрд. Компания шла к этой оценке 10 лет с момента запуска в 2009 году.

Спустя 10 лет у Grammarly офисы в Киеве, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Ванкувере. Их продуктом пользуются 20 млн человек в день. 

Продукт

Продукт компании — онлайн-сервис на базе ИИ, который проверяет грамматику и правописание текстов на английском языке, а также дает рекомендации по их улучшению. По словам сооснователя компании Дмитрия Лидера, со временем сервис Grammarly должен стать коммуникационным ассистентом, который позволит людям лучше понимать друг друга и достигать поставленных целей. 

«Коммуникация становится все сложнее. Мы общаемся в разных контекстах, часто не видим собеседника и не понимаем его культуру. Grammarly помогает быть более эффективным и упрощает общение», — Дмитрий Лидер.

Под капотом «единорога». Как работает украинский стартап Grammarly с 20 млн пользователей в день

Дмитрий Лидер, сооснователь Grammarly

В 2019 году у сервиса обновился веб-редактор, в котором советы теперь сгруппированы в 4 категории: правильность, увлекательность, манера и четкость подачи информации. Также запустили детектор тона, который определяет тональность сообщения. Например, если вы пишите письмо потенциальному работодателю, сервис подскажет, как оно вероятно будет звучать для читателя: вежливо, нейтрально, агрессивно, дружественно и так далее.

Кто пользуется сервисом

У Grammarly более 20 миллионов пользователей в день. Это индивидуальные пользователи и корпоративные — бизнесы и университеты. Большинство индивидуальных клиентов пользуется продуктом бесплатно, но в этом, по словам кофаундера компании, и есть стратегия Grammarly. Компания хочет помочь максимальному количеству людей, а это возможно только с помощью бесплатной версии. 

В компании говорят, что отзывы о продукте приходят от самых разных людей: блогеров, учителей, маркетологов, предпринимателей и СЕО компаний. Например, британский журналист Николас Баретт из The Economist говорил, что Grammarly помогает ему бороться с дислексией в работе с текстами.

Кто управляет компанией

В команду топ-менеджмента из семи человек, кроме трех кофаундеров, входят лидеры продуктового и инженерного направлений, а также главный юрист и СЕО компании. Они отвечают за стратегию и юридические вопросы.  

В Киеве находится только один из сооснователей Grammarly — Дмитрий Лидер. Он фокусируется на исследованиях и разработке. Алексей Шевченко и Максим Литвин сейчас работают в канадском офисе Grammarly, Шевченко отвечает за продукт и дизайн, а Литвин — за маркетинг и развитие бизнеса. Они работают вместе уже на протяжении 10 лет.

Кроме команды управления, у Grammarly есть совет директоров из четырех людей, один из которых — СЕО Брэд Хувер. СЕО, который не является сооснователем, — нетипичная ситуация для стартапа. Дмитрий Лидер объясняет это опытом Хувера. На определенном этапе Grammarly выросли до такого размера, с которым не сталкивался ни один из сооснователей. Хувер же раньше работал в фонде General Catalyst, который потом стал основным инвестором Grammarly. 

Дмитрий Лидер уверяет, что искать двойной смысл в таком решении не стоит. Брэд Хувер консультировал множество стартапов и компаний на разных этапах роста, поэтому для Grammarly была важна его экспертиза и взгляд со стороны.

Функция Брэда Хувера внутри совета директоров — уменьшение рисков. У сооснователей есть продуктовая линия и глобальные цели, а задача совета директоров — проложить безопасный путь к их достижению.

Как устроена команда

Количество сотрудников компании увеличивается из года в год. В 2019-м открыли четвертый офис в Ванкувере, выросли в Сан-Франциско и Киеве. В Grammarly работают около 250 человек в четырех офисах, из которых более 140 — в Украине.

Под капотом «единорога». Как работает украинский стартап Grammarly с 20 млн пользователей в день

Лаунж-зона

В Киеве, Сан-Франциско, Нью-Йорке и Ванкувере работают кросс-национальные команды, дополняющие друг друга: инженеры, разработчики, маркетологи, сейлзы и дизайнеры. Они сидят на разных континентах, но работу команд стараются не делить по отдельным офисам. Внутри компании есть 10 инженерных команд. Их можно разделить на такие направления:

  1. Команды, построенные вокруг продуктов Grammarly (веб-редактор, приложения для десктопа, браузерное расширение, мобильные клавиатуры и надстройка для Microsoft Office);
  2. Команды, отвечающие за рост компании;
  3. Команды, которые предоставляют необходимые инструменты или экспертизу для других инженерных команд. Например, команда, отвечающая за безопасность данных пользователей.

Украинский офис

Киевский офис Grammarly находится на 14-м этаже БЦ Gulliver. Двухуровневое пространство разработали в архитектурном бюро balbek bureau. В офисе — 14 переговорных комнат и 6 рабочих зон, в каждой из которых сидит по 25 человек. Сотрудников рассаживают так, чтобы рядом оказались люди, которые чаще общаются друг с другом о рабочих моментах.

В пространство офиса зашито множество фишек для сотрудников: лаунж-зоны, площадка с искусственным костром, комната для сна, библиотека и музыкальная комната, в которой можно поиграть на инструментах. В центре большого офиса — лекторий для презентаций и тренингов.

Под капотом «единорога». Как работает украинский стартап Grammarly с 20 млн пользователей в день

Сейчас для Grammarly строят еще один офис этажом ниже. Большая лестница соединит между собой 14-й и 13-й этажи БЦ Gulliver.

Команда NLP

Команда NLP (Natural language processing, обработка естественного языка) — это 30 человек в Украине и США, которые работают над улучшением понимания английского языка алгоритмами сервиса. Они разрабатывают рекомендации для улучшения текстов на базе данных из словарей и статистических данных о текстах. Рекомендации касаются не только исправления грамматических или орфографических ошибок, но и стилистики, эмоциональной окраски и лаконичности текстов.

Для улучшения продукта компания использует контент из открытых источников, всевозможные тексты на английском, которые уже есть в интернете, — эти данные помогают алгоритму Grammarly лучше понимать контекст написанного. Все рекомендации, которые пользователи видят в интерфейсе Grammarly, разрабатывает именно NLP-команда.

Маркетинг

Маркетологи Grammarly работают в штаб-квартире в Сан-Франциско. Отделом руководит Юрий Тимен, у его команды несколько направлений работы:

  1. Продуктовый маркетинг;
  2. Контент-маркетинг;
  3. Поддержка жизненного цикла клиентов;
  4. Наращивание силы бренда.

Основные каналы продвижения для Grammarly: платный поиск, органический поиск, медийная реклама, реклама на ТВ, партнерский маркетинг, спонсорский контент, мобильные рекламные сети и платная реклама в соцсетях. В 2018 году компания стала одним из самых эффективных рекламодателей на YouTube в мире.

Также команда работает над контентом для Grammarly Blog, с помощью которого знакомит потенциальную аудиторию с продуктом и мотивирует попробовать его. Пока что маркетологи фокусируются на продвижении через отработанные каналы коммуникации, но признаются, что всегда присматриваются к новым платформам, сейчас одна из них — TikTok.

Поддержка пользователей

Поддержка работает на всех этапах взаимодействия людей с продуктом. Весь саппорт происходит в онлайн-формате — никаких звонков. Одна из задач команды — передача обратной связи от пользователей командам, которые работают над продуктом. 

В команде поддержки работает около 40 сотрудников. Сервисом ежедневно пользуются 20 млн человек, но количество запросов на поддержку в компании не раскрывают.

Если у саппорта нет ответа на вопрос пользователя, они обращаются за помощью к продакт-менеджерам или другим стейкхолдерам, которые знают продукт до мельчайших деталей. Новым членам команды саппорта на протяжении месяца проводят тренинги. Обучает новичков тренер, который ведет каждого нового сотрудника, дает для обучения интерактивные упражнения, примеры и задачи.

Ценности команды

С коллективом работают команды People и Workplace Experience. По словам Анатолия Висикирского, People Partner в киевском офиcе Grammarly, ценности команды важны так же, как и навыки.

Под капотом «единорога». Как работает украинский стартап Grammarly с 20 млн пользователей в день

Анатолий Висикирский, People Partner

В Grammarly выделяют пять ценностей, которые складываются в слово E.A.G.E.R. (ethical, adaptable, gritty, empathetic, remarkable). Подробнее о каждой ценности:

  1. Этичность. Заслуживать уважения и доверия достойными поступками всегда ‒ даже когда никто не смотрит;
  2. Гибкость. Быть готовыми к переменам, направленным на развитие и успех, а также позитивно подходить к решению проблем;
  3. Настойчивость. Амбициозные цели и проделывание работы, необходимой для их достижения;
  4. Эмпатия. Относиться к другим так, как они сами бы хотели, чтобы к ним относились: активно слушать, ставить себя на место других и реагировать соответствующим образом;
  5. Незаурядность. Постоянно учиться ради развития. Быть выдающимися специалистами в своей сфере, но не забывать о скромности. Искать возможности научиться чему-то новому у менторов, которые уже овладели этим.

Висикирский говорит, что для команды проводят разные квесты и талант-шоу: сотрудники готовят номера и выступают друг перед другом: стихи, музыка, фокусы. Это одно из самых популярных мероприятий в рамках тимбилдинга. Еще организовывают мастер-классы — например, недавно проводили урок живописи для всех желающих.

Под капотом «единорога». Как работает украинский стартап Grammarly с 20 млн пользователей в день

Лекторий Grammarly

При этом попасть в Grammarly непросто. Cоискатель при найме проходит следующие этапы:

  1. несколько фокусных интервью о профессиональным навыках;
  2. интервью с нанимающим менеджером;
  3. интервью с сотрудником из другой команды, смежной команды от той, куда нанимают кандидата (эту позицию называют bar raiser);
  4. иногда на последнем этапе с кандидатом общается СЕО компании.

Планы

Сейчас компания работает над расширением аудитории и охвата своих сервисов. Grammarly стремится быть доступным  везде, где может происходить письменная коммуникация на английском языке.

В ближайшем будущем планируют расширить функционал детектора тона. Он будет не только определять тональность, но и давать советы. Хотите написать забавное письмо? Grammarly поможет подобрать нужные слова. 

Под капотом «единорога». Как работает украинский стартап Grammarly с 20 млн пользователей в день

Библиотека

Команда также будет работать над более сложными аспектами коммуникации, например, бизнес-перепиской. Рекомендации будут направлены на достижение конкретной цели сообщения, в зависимости от роли человека в компании — для HR, маркетинга или продаж.

Внутренние аналитические данные подтверждают образовательный эффект от использования продукта. После продолжительного использования сервисов люди меньше ошибаются и лучше пишут в повседневной жизни.

Сейчас Grammarly — единоличный лидер на рынке сервисов улучшения текстов. При этом ходят слухи, что сотрудникам Microsoft запрещают пользоваться на работе сервисами Grammarly. В чем залог успеха компании на фоне таких гигантов как Google, Mictrosoft и Amazon? В команде говорят, что секрет простой — фокус. У Grammarly есть понятная и конкретная цель. Они помогают людям общаться эффективнее.

Источник: vctr.media 


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий

IT Новости

Смотреть все