Скучаю по черному хлебу и селедке, зато лишилась предрассудков». Чему учит жизнь в Нью-Йорке?

  • 21 августа, 09:02
  • 4072
  • 0

Ежегодно около 1 млн человек переезжают в США. Вера Спиридончева, менеджер проектов в «Таскомбанке», поехала в Нью-Йорк всего на два месяца. В колонке для MC Today она рассказывает, как чувствует себя человек, надолго покинувший дом, и делится историями украинцев, которые перебрались в Штаты.


Я поехала в США на два месяца, не планируя тут остаться. Когда собирала чемодан, задумалась о том, есть ли кнопка перезагрузки собственной жизни. Что же такое «американская мечта» и есть ли она вообще? Почему многие, и я в том числе, представляют жизнь в США совершенно другой, более сказочной?

Скучаю по черному хлебу и селедке, зато лишилась предрассудков». Чему учит жизнь в Нью-Йорке?

Изучая эту тему уже в Штатах, я много общалась и много читала. Одна из книг, «Как переехать в другую страну и не умереть от тоски по родине» Оксаны Корзун, зацепила больше других. Тоска, кстати, – то чувство, которое одолело меня сейчас, спустя месяц.

Я узнала, что есть одна известная, хоть и спорная теория: U-кривая адаптации. В 1954-м ее представил Калерво Оберг. Не каждый эмигрант обязательно проходит все ее стадии. Некоторые пропускают часть этапов, кто-то застревает на одном и дальше не двигается. 

Первый этап – туристический, человек ощущает эйфорию от переезда. Критическое мышление немного ослабевает, внимание фокусируется на приятных ощущениях: новые места, разнообразие в магазинах, новые вкусы, окружающая среда, развлечения. Часто эмиграции предшествует нервный сбор документов, сложный переезд. Поэтому сразу после человек расслабляется и выдыхает. Но длится это недолго.

На втором этапе, постепенного разочарования, проблемы неспешно нарастают. Воспоминания о родной стране еще свежие, начинаешь неизбежно сравнивать, обычно – не в пользу новой страны.

Чаще всего это происходит из-за стереотипов о новом месте обитания, с которыми мы жили в стране отъезда.

Постепенно падает настроение, ведь нужно встраиваться в окружающую среду, сталкиваться с бытом другой страны. На этом этапе сильнее чувствуется чужеродность и не хватает «чувства дома».

Моя жизнь начала круто меняться с первых часов в другой стране. И хоть я понимаю английский и до отъезда засмотрела десятки фильмов на языке оригинала, я чувствовала себя пришельцем с другой планеты.

Спустя месяц я все еще перевожу: цены, вес, время. Мозг вынужден делать двойную работу. 20 баксов – это сколько в гривнах? А если сейчас 21:00, то какое время в Киеве? Боже, я вешу 116 фунтов! Сколько это в килограммах? 70° по Фаренгейту – это жарко или холодно? 

Должно пройти много времени, прежде чем все это уложится в голове.

Языковой барьер первое время мешает общаться. Многие слова трудно разобрать в разговоре как с местными жителями, так и с приезжими. Это приводит к неловким и забавным ситуациям. Я изобрела для себя правило: если что-то не понимаю, мило улыбаюсь и переспрашиваю.

Вскоре начинаешь скучать по каждой улочке, вывескам на родном языке, по людям, которые вечно на что-то жалуются в троллейбусе, по борщу, гречке.  И если последнюю в Штатах легко можно прикупить в ближайшем русском магазине, то, например, воздух родного для меня парка Ш (парк Шевченко) и тетю с сидром вы здесь точно не найдете. И никакой Central Park не сравниться. 

Теперь съесть черный хлеб с кусочком селедочки – верх гастрономического экстаза.

На следующем этапе адаптации, этапе приспособления, постепенно начинают разрешаться накопившиеся проблемы, появляются первые близкие знакомые среди местного населения, отношения с коллегами улучшаются. Бытовые вопросы решаются легче, появляется желание попробовать что-то новое, а не только болезненное желание держаться исключительно за знакомое и привычное.

У всех это проявляется по-разному. У меня, например, появилась способность начинать разговоры с незнакомыми людьми первой, без страха и стеснений из-за акцента. 

На последнем, четвертом этапе адаптации, мигрант уже полностью приспособлен к окружающему миру, ему легко взаимодействовать с людьми. Человек чувствуют, что новая страна ему нравится, но при этом он может критически оценивать ее положительные и отрицательные стороны, не сравнивая при этом со страной отъезда, ситуация полностью стабилизируется, негативные эмоции не появляются или появляются очень редко.

Иллюзии, с которыми  придется попрощаться

К переезду за границу нужно долго готовиться. Чтобы уехать по своей специальности, в ней нужно прокачаться до уровня «очень выше среднего». Когда прибываешь в новую страну, хочется расслабиться. Ведь я заслужил! Но расслабляться пока рано, потому что настоящая жизнь начинается именно после переезда, и важно вовремя это понять.

Пусть иммигрантов в США не сбивает с толку вежливость местных жителей. Для американцев сделать комплимент и поинтересоваться, как у вас дела, – выработанная с детства привычка, за которой обычно не кроется реальная симпатия или интерес к вашей персоне. Здесь вы никому не нужны. Поэтому важно понимать, что никто не ждет вас в новой стране с распростертыми объятиями. Да и в родной стране, кстати, тоже.

Эмиграция – отличный фильтр для друзей и близких, которых после переезда от вас отделяют расстояния, а иногда и часовые пояса. У многих знакомые отсеялись в первые пару лет. Хотя я, скорее всего, буду всегда верить, в то, что расстояния не помеха для дружбы. 

Переехав в другую страну, ты понимаешь, какой мир крохотный. Например, от Нью-Йорка до Киева можно добраться на самолете за 10 часов. 

Минусы жизни за границей

Самое тяжелое – это то, что теряется ощущение дома. Во время коротких поездок домой люди чувствуют, что они дома уже туристы. Удивляешься новым торговым центрам, выросшим на местах, где ты проводил время с друзьями, и модным тенденциям, которые раньше бы показались чем-то диким.

Жизнь не останавливается, когда ты уезжаешь. Выходит, что ты застреваешь между двух миров: ты уже не свой в старом доме, но еще не прижился в новом, поэтому становишься как бы психологически бездомным.

Скучаю по черному хлебу и селедке, зато лишилась предрассудков». Чему учит жизнь в Нью-Йорке?

Плюсы жизни за границей

Примерив на себя статус иммигранта, я совершила самое крутое путешествие в жизни, путешествие к собственному «я». После приезда я чаще, чем в Киеве, оставалась наедине с собой. Это помогло мне разобраться со своими страхами и понять, что действительно для меня важно, а что нет. Вынужденный психоанализ помог яснее видеть свои цели.

Я стала мобильнее, а выход из зоны комфорта перестал казаться чем-то страшным, ведь каждый день в чужой стране – это небольшой пинок под зад, мотивирующий лучше учить язык, ассимилировать и искать новые возможности.

Еще один большой плюс – избавление от предрассудков. Живя в другой культуре, знакомясь с традициями и привычками местных жителей и других иммигрантов, становишься более терпимым человеком. Вне зависимости от религии, от того, ест ли человек палочками, руками или вилкой, скрывает ли все тело с головы до пят или носит чалму на голове, все люди хотят одного: счастья и спокойствия. Это понимание стирает границы в голове и делает вас более свободным.

Для меня стало очевидным, что чемодан всегда должен быть легким. Как чемодан с одеждой, так и с грузом сожалений о прошлом. Если жизнь подкидывает нам новое путешествие, то лучше пуститься в него налегке.

Вот история Иры, еще одной украинки, которая живет в Штатах уже два года:

«В США я относительно недавно – переехала года два назад. В отличие от многих наших соотечественников, я не искала лучшей жизни или каких-то новых возможностей – в Киеве у меня была яркая и интересная жизнь, хорошая работа, друзья, путешествия, тусовки и вот это все. Было комфортно, Киев, как свой родной город, я нежно люблю.

Но вмешались обстоятельства высшей силы и, отдав личной жизни приоритет, я оказалась в США. Часть времени живу в Вашингтоне, часть – в жаркой солнечной Аризоне, городе Финикс. Думаю, что жить только в ДС я бы не смогла – осенью и зимой здесь невыносимо холодно, воздух влажный и даже при -2 тебя пробирает до костей. Летом – адская жара и влажность, худшее сочетание из всего возможного. Зато апрель, май и сентябрь прекрасны. В Финиксе осень и зима идеальны – это +15-16 днем, не ниже 10 ночью и голубое небо 360 дней году.  

Адаптация у меня была легче и быстрее, чем у многих знакомых. Во-первых, мне не нужно было прыгать в неизвестность и решать массу бытовых проблем, пытаться самой разобраться, как тут что работает.

Во-вторых, я уже настолько долго и свободно говорю по-английски, что перейти на неродной язык в быту не составило никакого труда; даже не заметила, как стала на английском думать и читать 99% книг.

В-третьих, у меня была помощь с документами – переезжать нелегально в США могу порекомендовать разве что человеку, которому совершенно нечего терять. Весь этот визовый процесс здесь долгий, особенно сейчас, и непростой. 

Тоски по дому у меня нет. У меня очень интернациональная семья и она разбросана по всему миру, например, единственная тетя живет в штате Теннеси, и с моим переездом в США мы стали ездить друг к другу в гости.

Конечно же, сначала сильно скучала по друзьям, с которыми привыкла видеться каждую неделю, ходить на вкусные завтраки, в гости на бокал апероля, и до сих пор они остаются абсолютно незаменимыми, но тоской это назвать не могу. Осознанность и медитации помогают справиться с моментами сомнения и некой легкой грусти, когда смотрю на фотографии киевских мероприятий и каких-то мест, куда я любила ходить, друзей, которые отправляются в поездку без меня».

Вывод

Несмотря на описанные трудности, жизнь в другой стране – это тот опыт, на который стоит решиться. Каждый день открываешь для себя что-то: новое слово, интересный факт, знакомство. В какой-то момент приходит осознание, что перед тобой уже нет преград – можешь гораздо больше, чем когда-либо представлял. Стоит только сильно-сильно захотеть – и можно смело отправляться в путь.

Источник: mc.today


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий

IT Новости

Смотреть все